осуществляющей образовательную деятельность. Приказом Минпросвещения России от 9 ноября 2018 № 196 утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (далее - Порядок), регулирующий организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. В соответствии с п. 6 Порядка МБУ ДО «ДЮЦ» г. Петровска может реализовывать дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время. Настоящее Положение устанавливает единые требования к структуре и оформлению, а также регламентирует порядок рассмотрения, согласования и утверждения дополнительных общеразвивающих программах в Учреждении. Программа составляется педагогическим работником Учреждения. Обучение по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной) проводится в групповой форме. В Учреждении организуется образовательный процесс в соответствии с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой и требованиями, установленными СанПин 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28. Общие положения Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе (в том числе в разноуровневых, сетевых, дистанционных формах) (далее - Положение) разработано в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); - методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ (Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015 г. № АК – 2563/05); - методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242); - методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от 2015 г. (Составители: Попова Ирина Николаевна, Славин Семен Сергеевич – ФГАУ ФИРО). Классификация дополнительных общеобразовательных программ МБУ ДО «ДЮЦ» г. Петровска В соответствии с приложением к Письму Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы МБУ ДО «ДЮЦ» г. Петровска классифицируются: Образовательные программы дополнительного образования детей подразделяются на следующие виды: примерная (типовая), модифицированная (адаптированная), экспериментальная, авторская. Примерная (типовая) программа рекомендована Министерством просвещения РФ в качестве примерной по той или иной направленности дополнительного образования. Модифицированная (адаптированная) программа – это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей. Экспериментальная программа разрабатывается педагогом, с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определенных трудностей в образовательном процессе. К экспериментальной деятельности ведет педагога неудовлетворенность практической ситуацией. Экспериментальная программа – это версия методического решения конкретной проблемы. Такая программа может предлагать изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, вводить новые области знания, апробировать новые педагогические технологии. Авторская программа – это программа, обладающая актуальностью, оригинальностью и новизной. Она создается педагогом (или коллективом педагогов). Это может быть программа либо впервые вводимого курса (предмета), либо собственного подхода автора к традиционным темам. По форме содержания и организации процесса педагогической деятельности выделяются следующие виды программ: комплексные, интегрированные, модульные, сквозные. Комплексные программы, которые представляют собой соединение отдельных областей, направлений, видов деятельности в некое целое. - программы профильных школ системы дополнительного образования (художественные, музыкальные, спортивные и т.д.); - программы детских объединений с разносторонней подготовкой, к какойлибо деятельности по профессии; - программы творческих групп педагогов, объединенных одной задачей, концепцией, едиными подходами к содержанию, организации, результатам педагогической деятельности, но работающими по разным образовательным областям. Интегрированные программы объединяют в целое области основного и дополнительного образования. Модульные программы составлены из самостоятельных целостных блоков могут входить в интегрированные и комплексные программы. Сквозные программы реализуют общую цель через несколько программ. Содержание дополнительных образовательных программ Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: - обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; - формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; - интеграцию личности в национальную и мировую культуру; - формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; - воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством порядке. Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. Содержание дополнительных образовательных программ должно быть направлено на: создание условий для развития личности ребенка; развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; профилактику асоциального поведения; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур; целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка; укрепление психического и физического здоровья детей; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей. Технология разработки и структура дополнительных образовательных программ. Программа дополнительного образования детей включает следующие структурные элементы: 1. Титульный лист. 2. Пояснительную записку. 3. Учебно-тематический план. 4. Содержание изучаемого курса. 5. Методическое обеспечение. 6. Список литературы. 1. Титульный лист включает следующие элементы: Полное наименование образовательного учреждения, где реализуется программа. Где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа (согласно Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей программу утверждает педагогический (методический) совет учреждения); Название дополнительной образовательной программы (если оно сформулировано образно или не дает полного представления об изучаемом курсе, целесообразно дать дополнительное краткое пояснение под приведенным названием). Срок реализации дополнительной образовательной программы. Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа. Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы. Название населенного пункта. Год разработки дополнительной образовательной программы. 2. Пояснительная записка. Структура пояснительной записки: направленность дополнительной образовательной программы (кратко в один абзац, но аргументировано обосновать принадлежность программы к данной направленности, а если программа, находиться на "стыке" двух и более направленностей, то обосновать приоритетную направленность и затем отразить ее в иерархии целей и задач. новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы (необходимо раскрыть, чей заказ выполняет программа, в чем она актуальна для личности, для местного сообщества и для государства через цитирование федеральных нормативных документов, программных выступлений руководителей государства, концепций по различным направлениям деятельности, а так же необходимо научно обосновать концептуальные основы осуществления образовательного процесса по программе со ссылкой на тех или иных авторов, занимающихся разработкой педагогической концепции, которая реализуется в программе. Объем информации – 1,5-2 стр.); цель и задачи дополнительной образовательной программы (Формулировка цели и задач программы - ключевой элемент пояснительной записки. Важно не смешивать цель и задачи, а также избежать повторов в формулировках. Для этого необходимо понять, что цель образовательной программы – это зафиксированный конечный результат, который согласно Закону охватывает аспекты обучения, воспитания и развития ребенка в целом. Но цель программы для разных категорий воспитанников может быть своя особенная, т.е. цели в программе могут быть разноуровневыми. Задачи - это результаты разных стадий реализации программы, которые поддаются фиксации и измерению. Первый вариант задачи – это ступеньки лестницы, ведущие к достижению цели. Второй вариант задачи – это лучи солнца, отражающие все направления действий педагога по достижению поставленной цели. И в первом и во втором вариантах, следует стремиться к максимальной точности и четкости в определении задач, чтобы сразу было ясно, что они, конкретны, достижимы, измеряемы, но при этом постараться описать задачи таким образом, чтобы в них прослеживались оригинальность авторского подхода и новизна. Объем информации 0,5 стр.) отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих дополнительных образовательных программ (важная часть пояснительной записки, т.к. отличия всегда конкретны и являются сжатой детализацией новизны и оригинальности, поэтому, описывая отличия, следует исходить из личного опыта реализации программы и знаний о других программах; отличия могут быть выражены в: - постановке образовательных задач, - построение учебно-тематического плана, - содержании занятий, - особенностях замысла программы, ее вариативности, - особенностях построения и организации образовательного процесса (блочный, модульный принцип, линейная или концентрическая логика) - отличительных особенностях от программ дошкольных и общеобразовательных учебных заведений, программам профессиональной подготовки, - использовании уникальных техник и методик, - особенностях, занимаемого место программы в этой направленности. Объем информации не более 0,5 стр. Остальные части пояснительной записки (возраст детей, участвующих в реализации этой программы, сроки ее реализации, формы и режим занятий), носят "технический характер" их перечисление обычно не вызывает проблем. Необходимо следить за тем, чтобы названные здесь цифры и формы совпадали с тем, что потом будут включено в учебно-тематический план, содержание и методическое обеспечение программы. возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы (указываются возрастные особенности детей, и обосновывается, что именно для этой возрастной категории программа наиболее приемлема и интересна. Объем информации не более 0,5 стр.) сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы) (указываются сроки реализации программы, может быть включена краткая характеристика этапов программы их названия; объем информации 0,5 стр.) формы и режим занятий (формы перечисляются, указывается частота занятий в неделю в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами для каждой возрастной категории, года обучение и т.д., объем информации 0,5 стр.) ожидаемые результаты и способы их проверки (знания, умения, навыки, психологический аспект развития ребенка) (В этом разделе часто встречаются неточности в описании. Чтобы их избежать, надо ясно представлять наличие логической связи между результатами и поставленными в программе задачами. Если сформулирована какая-либо задача, но среди ожидаемых результатов не обнаружилось ее выполнения, значит, что задачи были сформулированы приблизительно. Ожидаемые результаты – это реализованные задачи, поставленные в программе. Способы отслеживания результатов. В системе общего среднего образования процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся осуществляется путем выставления отметок по пятибалльной шкале. В дополнительном образовании детей единообразного способа отслеживания образовательных результатов нет, т.к. нет, образовательных стандартов, с которыми в системе общего среднего образования принято соотносить достигнутый "уровень обученности". Поэтому для каждой образовательной программы необходимо разработать свой способ отслеживания образовательных результатов. Предметом отслеживания образовательных результатов или оценивания могут быть: набор основных знаний, умений, практических навыков по изучаемому виду деятельности, набор общеучебных навыков, компетенций, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной образовательной программы; перечень важнейших личностных качеств, отношений, ценностей, которые формируются у ребенка за период его обучения. Необходимо так же определить уровень каждого измеряемого показателя у разных детей (минимальный, максимальный). Отсюда можно сделать вывод о том, как тот или иной ребенок сумел освоить предложенную ему образовательную программу. Объем информации 1-2 стр. формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.) (перечень форм в соотнесении с этапами, можно представить в виде таблицы: формы и сроки подведения итогов. Объем информации 0,5 стр.). 3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать: перечень разделов, тем дополнительной образовательной программы; количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. (Учебно-тематический плана программы выполняется в табличном виде, куда включается перечень разделов программы, разделенных на темы, с указанием теоретических и практических часов, отведенных на каждый раздел и каждую тему. Темы в учебнотематическом плане и в содержании программы должны совпадать. Объем информации 1-2 стр.) 4. Содержание дополнительной образовательной программы, которое раскрывается через краткое описание тем (теория и практика). Необходимо кратко и конкретно описать содержание теоретических и практических занятий. Информация делиться на краткие предложения, отражающие суть, в них не следует использовать сложные обороты речи. Объем информации 5-7 стр. 5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя описание: форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.); приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий; формы подведения итогов по каждой теме или разделу. Варианты описания раздела. 1 вариант: по темам содержания описать формы работы, средства, материалы и дать рекомендации по проведению каждой темы. 2 вариант: таблица по графам – название раздела и темы, формы, перечень материалов и оборудования, список литературы для детей и отдельно прописать рекомендации по проведению базовых форм. В разделе также можно представить перечень нормативных документов для сдачи контрольных нормативов по программе или привести контрольные нормативы в соответствии с принятыми требованиями. Может быть описана система воспитательной работы или формы организации досуга и методические рекомендации по их проведению. Объем информации 5-7 стр. 6. Список литературы. Заключительный раздел программы. Существуют государственные стандарты библиографического описания литературы. Список литературы составляется строго по алфавиту авторов и названий; инициалы автора приводятся не до, а только после фамилии. Кроме фамилии и инициалов автора, полного названия работы, необходимо указать место издания, издательство и год издания. Желательно придерживаться единообразия: если не у всех работ вам известно издательство, то лучше тогда и для остальных ограничиться только указанием места издания (Москва и Санкт-Петербург пишутся сокращенно: соответственно М. и Спб., остальные города – полностью). Объем информации 1-2 стр. Моделирование и реализация дополнительных общеразвивающихпрограмм в сетевой форме Приоритетным механизмом МБУ ДО «ДЮЦ» г. Петровска является организация сетевого взаимодействия в системе образования, организация образовательных кластеров, включающих в себя учреждения различной ведомственной принадлежности, а также не образовательные учреждения: научно-производственные объединения, театры, библиотеки, музеи, ландшафтные парки и иные организации. Основные цели реализации программ в сетевой форме: - объединение необходимых ресурсов для реализации образовательных программ; - повышение качества образования и объединение лучшего опыта; повышение престижа и привлекательности образовательных программ; - повышение эффективности реализации образовательного процесса за счетвысвобождения финансовых средств и получения дополнительных; - повышение эффективности использования материально-технической 1 базы. В реализации дополнительных образовательных общеразвивающих программ МБУ ДО «ДЮЦ» г. Петровска с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. 2 Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ. Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015 г. № АК – 2563/05. 1 2 ст. 15 Федерального закона от 29.12.2012№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Использование сетевой формы реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МБУ ДО «ДЮЦ» г. Петровска осуществляется на основании договора между организациями. В МБУ ДО «ДЮЦ» г. Петровска сетевое взаимодействие направлено на использование ресурсов иных организаций, в том числе осуществляющих образовательную деятельность (далее - вариант использования ресурсов иных организаций). Формами взаимодействия являются: Сетевое образовательное событие – разовые несистемные мероприятия совместной деятельности: акции, экскурсии, практики, стажировки и др.; Сетевой образовательный проект – определенная по времени совместная деятельность по достижению определенной образовательной цели; Сетевой образовательный модуль – способ освоения содержания программы на основе заимствованного модуля дополнительной общеобразовательной программы другой образовательной организации с использованием ее ресурсов (материально-технических или кадровых). В зависимости от формы реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы организациями-партнерами разрабатывается и совместно утверждается: план сетевого мероприятия, сетевой образовательный проект, сетевой образовательный модуль, совместная дополнительная общеобразовательная программа в сетевой форме и пр. Моделирование и реализация дополнительных общеразвивающих программ в дистанционной форме Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. При реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения МБУ ДО «ДЮЦ» г. Петровска независимо от места нахождения обучающихся. 1 При возникновении форс-мажорных обстоятельств (независящих от воли организации), по согласованию с родителями, на основании приказа руководителя МБУ ДО «ДЮЦ» г. Петровска очная форма обучения переходит в заочную (дистанционную). Примерные требования к дополнительным общеобразовательным программам, реализуемым в дистанционной форме Основной целью внедрения дистанционных форм обучения в практику дополнительного образования является создание условий учащимся для свободного доступа к информационным ресурсам и получения доступного дополнительного образования по программам различной направленности. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Основные задачи реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (с использованием дистанционных образовательных технологий): пополнение информационного образовательного ресурса творческого объединения; создание единой образовательной информационной среды для участников педагогического процесса; создание образовательного информационного Интернет-пространства объединения, где размещается информация для учащихся и их родителей; развитие у детей компетенций будущего в процессе освоения содержания образования средствами информационно-коммуникативных технологий; развитие коммуникативной культуры, увеличение эффективности коммуникативной деятельности в режиме on-line (общение через сеть Интернет); формирование у учащихся потребности в саморазвитии; освоение способов познавательной деятельности в пространстве дистанционного образования. Основные формы реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (с использованием дистанционных образовательных технологий): - видео- и аудио-занятия, лекции, мастер-классы; - открытые электронные библиотеки с встроенными инструментами навигации;вебинары (как разовые тематические мероприятия и как циклы); - цифровые тренажеры, размещенные в сети Интернет в общем доступе (в том числе, разработанные как увлекательные и привлекательные для детей и подростков онлайн-игры, квесты и т.п.); - цифровые тесты, позволяющие учащимся и педагогам осуществлять диагностические процедуры; - адресные дистанционные консультации со стороны педагогов и наставников, как с опорой на цифровые платформы и ресурсы, позволяющие снабжать учащихся учебным материалом, так и с использованием ресурсов социальных сетей.* Основные компоненты дополнительной общеобразовательной программы (с использованием дистанционных образовательных технологий): - информативный блок (запись лекций, либо трансляция их в режиме вебинара, подготовка визуализированных презентаций, размещение необходимых пособий и теоретического материала в электронном виде и т.д.); блок трансляции методов, приемов, технологий работы (видео-запись мастер-классов с демонстрацией последовательности действий по достижению результата; цифровые тренажеры); диагностический блок (тесты проверки и самопроверки знаний, представлений, способностей, компетентностей, сформировавшихся на разных этапах освоения программы); * при организации работы педагогический работник знакомится с пользовательскими соглашениями социальных сетей, сайтов и других ресурсов, организуя для обучающихся безопасный образовательный процесс с учетом возрастных требований. блок заданий, выполнение которых предполагает подготовку учащимися текста (или рисунка, или модели и т.п.), и получение развивающего отзыва на выполненное задание; демонстрация учащимися освоенных навыков и методов, сформированных компетентностей в режиме видео-записи собственного продуктивного действия, в котором эти новые качества реализуются; развивающая экспертиза заданий, выполненных школьниками и проводимая в режиме многостороннего вебинара. Дистанционные занятия могут проводиться в следующих формах: Чат-занятия − учебные занятия, осуществляемые с использованием программного обеспечения, позволяющего обмениваться сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. Форум-занятия − дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей сети Интернет. Для таких занятий могут использоваться специально разработанные образовательные форумы − форма работы учащихся по определенным темам внутри одного пространства. От чат-занятий форумы отличаются возможностью многодневной работы и несинхронным взаимодействием учащихся и педагога. Вебинар-сессия осуществляется на базе программно-технической среды, которая обеспечивает взаимодействие пользователей. Для проведения сессии каждая из сторон должен иметь доступ к персональному компьютеру, включенному в сеть. Для учебных вебинар-сессий характерно достижение образовательных задач. Дополнительная общеобразовательная программа (с использованием дистанционных образовательных технологий) может быть разработана: как стартовая дополнительная общеобразовательная программа; как самостоятельный дистанционный модуль программы, который может стать частью дополнительной общеобразовательной программы, реализуемой в очной форме; как краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа; как долгосрочная дополнительная общеобразовательная программа; как часть (блок, модуль) сетевой дополнительной общеобразовательной программы. При разработке программ учитывается следующее: соотношение лекционных и практических занятий должно быть оптимальным: не менее 40% лекции и 60% практик (количество практических занятий может быть увеличено). Каждую тему целесообразно сопровождать пояснением, что именно предстоит выполнить учащимся на данном занятии: прочитать теоретический материал, оставить комментарий в форуме, сделать фотографию своей модели и разметить файл в оболочке курса, записать свою деятельность на видео, загрузить его в социальной сети и разметить ссылку на страницу, и т.п. Видео-ролики целесообразно размещать на видеохостинге «YouTube», указывая рабочую ссылку на странице темы курса. Разработчикам дистанционных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ необходимо следить за соблюдением авторских прав при размещении книг, статей и иных авторских материалов. В случае, если согласие автора не удалось получить, можно разместить ссылку на электронный ресурс с авторскими материалами. Также в рамках работы необходимо использовать лицензионное программное обеспечение. Моделирование и реализация разноуровневых дополнительных общеразвивающих программ Разноуровневая дополнительная общеобразовательная программа – документ, в котором отражаются основные (приоритетные) концептуальные, содержательные и методические подходы к образовательной деятельности и её результативности, определяющие своеобразную «стратегию» образовательного процесса на весь период обучения. Содержание и материал разноуровневой дополнительной общеобразовательной программы должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности: 1. Стартовый уровень. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. 2. Базовый уровень. Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы. 3. Продвинутый уровень. Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно, узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательнотематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематическогонаправления программы. Проектирование разноуровневых дополнительных общеразвивающих программ Структура разноуровневой дополнительной общеразвивающей программы соответствует требованиям к структуре дополнительных общеразвивающих программ, но в связи с особенностями организации образовательного процесса по принципу дифференциации, в проектирование отдельных структурных компонентов имеет некоторые особенности. Основные принципы включения материала в содержание программы: При разработке содержания разноуровневых программ дифференциация материала по уровням сложности целесообразно придерживаться следующих обобщенных принципов: Принцип Открытой маршрутизации. Для каждого участника программы на старте должен быть обеспечен доступ к каждому из обозначенных выше уровней. Это требование должно реализоваться через организацию оценки исходной готовности участника к работе на определенном уровне сложности программы. Для этого необходимо посредством соответствующих фондов оценочных средств определить степень готовности к освоению содержания, решению заданий и задач, мотивации на практическое освоение материала на заявленном участником уровне. Принцип Широкого доступа. Дифференцированный по соответствующим уровням учебный материал должен предлагаться в разных формах и типах источников для участников образовательной программы: в сети «Интернет»; в печатном виде (рабочие тетради, практикумы и т.д.); в формате, доступном для чтения на электронных устройствах (персональные компьютеры, планшеты, смартфоны, электронные книги и т.д.); в наглядном виде, посредством макетов, прототипов, реальных предметов и средств деятельности. Принцип инклюзивной открытости. Каждый из трех уровней должен предполагать универсальную доступность для детей с любым видом и типом психофизиологических особенностей. В свою очередь, материал программы должен учитывать особенности здоровья тех детей, которые могут испытывать сложности при чтении, прослушивании или совершении каких-либо манипуляций с предлагаемым им материалом и для этого должен иметь специфические формы представления для облегчения его использования. Принцип «Шесть типов диагностики». В рамках программы необходимо предусматривать диагностику шести типов индивидуальных особенностей ученика, которые отражают уровень: 1) психофизического развития; 2) мотивированности; 3) интеллектуального развития; 4) информированности и эрудиции в отношении общих знаний и содержанияразрабатываемой программы в частности; 5) освоения тех или иных компетенций (определяется в зависимости от содержания и тематической направленности разрабатываемой программы); 6) сформированности той или иной грамотности (информационной, функциональной, языковой и т.д., которая определяется в зависимости от содержания и тематической направленности разрабатываемой программы). Принцип «Множественности методов». При разработке регламентов и содержания диагностических процедур, использовать несколько методов и форм оценивания в рамках одного диагностического среза с целью достижения более объективных результатов. Для достижения наиболее объективных результатов желательно привлечение специалистов, имеющих достаточный уровень исследовательской квалификации в области индивидуальной диагностики. Учебный план разноуровневой дополнительной общеобразовательной программы разрабатывается для каждого уровня отдельно. Учебный план может быть предложен как в линейном, так и в модульном формате. Планируемые результаты освоения программы. При проектировании и реализации разноуровневой дополнительной общеобразовательной программы необходимо ориентироваться на предметные, метапредметные и личностные результаты образования по каждому уровню сложности программы (стартовому, базовому, продвинутому). 1) Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний, которая формируется через освоение учебного материала, и систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на их применение и преобразование; могут включать: теоретические знания по программе; практические умения, предусмотренные программой. 2) Метапредметные результаты означают усвоенные учащимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных ситуаций; могут быть представлены в виде совокупности способов универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. 3) Личностные результаты включают готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими компонентами: - мотивационно-ценностной (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации, уровень притязаний, самооценка); - когнитивной (знания о себе как участнике деятельности, о собственных возможностях и перспективах развития в рамках этой предметной сферы, рефлексия деятельности); - операциональной (умения, связанные с поведением в обществе и отношениями с другими людьми); эмоционально-волевой (эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия). Организация фонда оценочных средств Принцип соответствия. При проектировании разноуровневой программы дополнительного образования, проводится методическая работа по созданию оценочных материалов. Оценочные задания необходимо проектировать таким образом, чтобы результат их выполнения как показатель имеющегося на данный момент уровня развития и образования участника сравнивался с его же предшествующим уровнем. Принцип «Частичной открытости оценки достижений участника». В рамках разноуровневых программ допускается ведение оценочных процедур, рейтингов двух типов: 1) Конкурсные оценочные процедуры, рейтинг. Освещается в открытой форме, результаты оценки оглашаются публично. Данная форма осуществления оценочных процедур, рейтингов предполагает выявление победителей и проигравших, соответственно награды и поощрения участников. 2) Оценочные процедуры (особый рейтинг) сфокусированные в большей степени на оценке возможностей и потенциала роста конкретного участника программы. Результаты такого рода оценки доступны педагогическому коллективу и частично ребёнку, в отношении которого он формируется. Эти результаты не придаются публичной огласке, а предоставляются лично каждому ребёнку. Данные оценочные процедуры дают возможность судить о продвижении каждого конкретного ребёнка в освоении программы, сформулировать прогноз перспектив и динамики ближайшего развития участника разноуровневой программы на основе анализа решений предложенных заданий, задач и испытаний. Результаты оценочной процедуры могут частично формироваться в опоре на результаты предыдущего типа рейтинга. Принцип «Доступности Проб». Вне зависимости от того, на каком уровне находится участник программы изначально, он должен иметь возможность получить доступ к заданиям любого уровня и осуществить пробу его решения. Решения таких заданий могут производиться как в очном, так и в заочном форматах. Принцип «Межуровневый маршрут». Образовательная программа должна предусматривать возможность организации процедуры перехода участников между разными уровнями. В свою очередь, ученик должен иметь право запросить проведение такой процедуры в определенный момент. Такие процедуры должны проводиться через организацию рубежного контроля. Использование педагогических форм и методов. Педагогическими средствами, обеспечивающими разноуровневость программ дополнительного образования, являются: работа с индивидуальными маршрутами, траекториями и режимами обучения детей; расчёт образовательного процесса на участие в нём разных категорий детей; построение сетевых форм взаимодействия; модульная организация учебного процесса; оценка компетентностных и метапредметных образовательных достижений; работа с одарёнными детьми; дистанционные технологии в дополнительном образовании; интенсификация образовательного процесса; внедрение и широта использования гибких учебных форм (имитационных игр, групповой работы, проектного метода, исследовательского метода, образовательной экспедиции и т.д.). Педагогические позиции в разноуровневой программе: 1) Эксперт – участвует в работе не столько как «знаток» знаний, сколько как носитель конкретного типа практик, способный осмыслить и обобщить свой и чужой практический опыт в соотнесении с теоретическим знанием. В этом качестве, отвечает за поддержание необходимого квалификационного, предметного уровня. 2) Организатор групповой работы – организует групповую работу, коммуникацию, рефлексию, помогает соотнести замысел и опыт собственного действия с поставленной задачей и экспертным знанием, выделить удачные и неудачные способы мышления, понимания и организации деятельности. Организаторы групповой работы могут быть студенты-практиканты или молодые учителя. 3) Тьютор – обеспечивает индивидуальное сопровождение и конструирование индивидуального образовательного маршрута для каждого участника. Базовая задача тьютора, состоит в оснащении ребёнка инструментами управления собственным образованием. 4) Куратор – обеспечивает обучение и сопровождение в сфере профильных технологий (профессиональных позиций), задаёт образ ближайшего профессионального будущего. 5) Наставник – задаёт образ профессионала, владеющего как собственно определенной практикой, так и владеющего эффективными способами организации работы коллективов. Следует отметить, что педагог может совмещать на себе несколько педагогических позиций в рамках разноуровневой программы. Критерии соответствия программы принципу разноуровневости Каждая дополнительная общеобразовательная программа в соответствии с принципом разноуровневости должна советовать следующим критериям: наличие в программе собственной матрицы, отражающей содержание разных типов уровней сложности учебного материала и соответствующих им достижений участника программы; предусмотрены и методически описаны разные степени сложности учебного материала; организован доступ любого участника программы к стартовому освоению любого из уровней сложности материала посредством прохождения специально организованной педагогической процедуры; методическое описание открытых и прозрачных процедур, посредством которых присваиваются те или иные уровни освоения ученикам; подробное описание механизмов и инструментов ведения индивидуального рейтинга детей исходя из содержания уровневой матрицы программы. Описаны параметры и критерии, на основании которых ведётся индивидуальный рейтинг; программа предполагает реализацию процессов индивидуального сопровождения детей, основывающихся на данных индивидуального рейтинга; фонд оценочных средств программы предполагает их дифференциацию по принципу уровневой сложности, которая заложена в матрице. Кроме этого, мы предлагаем некоторые обобщенные критерии и показатели, которые могут педагогу провести самооценку своей дополнительной общеобразовательной программы Критерии и показатели оценки качества дополнительныхобщеобразовательных общеразвивающих программ МБУ ДО «ДЮЦ» г. Петровска Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы МБУ ДО «ДЮЦ» г. Петровска проходят муниципальную экспертизу. Программы прошедшие успешную муниципальную экспертизу рекомендуются МОЦ для внесения в реестр сертифицированных программ муниципального сегмента навигатора дополнительного образования. По результатам положительной оценки качества программы региональный оператор вносят программу в реестр сертифицированных.