1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая программа составлена в соответствии с «Положением о государственном образовательном учреждении дополнительного образования детей спортивной направленности», утвержденным приказом Министерства по развитию спорта и физической культуры Саратовской области №423 от 13.10.2011 г., примерной программой по плаванию для детских оздоровительно-образовательных центров, с учетом нормативно-правового и программного обеспечения деятельности детских оздоровительно-образовательных центров в РФ. Направленность программы по плаванию для детского оздоровительнообразовательного центра является - разработанная рабочая программа она служит основой для эффективного построения многолетней подготовки спортивных резервов для плавания и характеризуется: 1. Физкультурно-спортивной направленностью; 2. Направленностью на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с возрастнополовыми особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса, регионально климатическими условиями и видом учебного учреждения; 3. Направленностью на реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся; 4. Направленностью на реализацию принципа комплексности, предусматривающего тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля); 5. Направленностью на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности; 6. Направленностью на усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме дня и самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Впервые в настоящей программе конкретизированы и внесены разработанные контрольно-переводные нормативы для различных этапов обучения. В большей степени это касается технической и плавательной подготовки спортсменов. Нормативы ОФП также разработаны с учетом имеющейся материально-технической базы учреждения Настоящая программа предназначена для подготовки пловцов в спортивно-оздоровительных (СО) группах, в группах начальной подготовки (НП) и учебно-тренировочных групп (УТ), которые организуются в ДООЦ. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время, как известно, многих людей спорт привлекает вовсе не как сфера проявления эстетики, нравственности, культуры, средство гармоничного развития, а, прежде всего потому, что здесь можно заработать материальные ценности, наблюдать и проявить жестокость, агрессивность, грубую физическую силу. Среди спортсменов, в том числе самых юных, все чаще наблюдается стремление добиться победы любой ценой, даже за счет здоровья, нарушения нравственных норм и т.д. В этой ситуации все более очевидна необходимость 2 разработки и внедрения в практику такой программы подготовки пловцов, которая позволяла бы не только приобщить детей и молодежь к активным занятиям спортом, но в первую очередь – получить максимально полный социально-педагогический и культурный эффект от этих занятий. Включение различных специальных упражнений, подвижных игр, разнообразных форм занятий по плаванию в учебно-тренировочный процесс позволит разнообразить процесс обучения, избежать схематичности, монотонности и повысить эффективность занятий, что в дальнейшем приведет к определенным результатам. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что опираясь на примерную программу по плаванию, взятую за основу, невозможно в полной мере осуществлять учебно-воспитательный процесс, так как ней отсутствуют примерный график распределения изучаемого материала для группы начальной подготовки 2 и 5 годов обучения. Не конкретизированы контрольные нормативы для учащихся на этапах спортивной подготовки, так к примеру 1 и 2 годов обучения начальной подготовки, а на учебно-тренировочном этапе 5 года обучения у девочек они вообще отсутствуют. Именно поэтому тренеры-преподаватели, имея огромный опыт работы с детьми, и опыт работы в данных условиях неоднократно сталкивались с несоответствием уровня подготовленности спортсменов и средними показателями физической работоспособности, предложенными в примерной программе. Цель и задачи программы: Основные цели центра: 1. Целью многолетней подготовки спортсменов является поддержание оптимальной динамики развития физических качеств и функциональных возможностей и формирование специфической структуры спортивных способностей к возрасту высших достижений. 2. Сформировать личность спортсмена с высоким уровнем развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей. 3. Воспитать устойчивый интерес к занятиям спортом, осознанную заинтересованность в ведении здорового образа жизни, и оказать помощь в профессиональном самоопределении. 4. Формировать здоровый образ жизни, привлекать учащихся к систематическим занятиям ФК и С. 5. Укреплять здоровья и всестороннее физическое развитие(развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей). 6. Достичь спортивных успехов в соответствии с индивидуальными способностями детей и подростков Задачи 1. Образовательные: познакомить учащихся с интереснейшим видом спорта, правилами судейства и организацией проведения соревнований. углублять и дополнять знания, умения и навыки, получаемые учащимися на тренировках. 2. Развивающие: укреплять опорно-двигательный аппарат детей. способствовать разностороннему развитию учащихся, укреплять здоровье, закаливать организм; целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические качества ребенка; расширение спортивного кругозора детей. 3 3. Воспитательные: Формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные задачи, воспитывать культуру поведения; Прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физической культурой и спортом; Пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к проведению спортивных мероприятий и праздников. Условия набора: В центр принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Набор производится, начиная с мая до 15 октября текущего года. Возраст детей участвующих в реализации данной образовательной программы: от 6 до 17 лет. Сроки реализации программа занятий рассчитана на 12 лет Формы занятий определяются тренером-преподавателем самостоятельно в зависимости от этапа обучения, от особенностей материала, от возрастных особенностей организма занимающихся и др. Можно выделить основные формы занятий с учащимися: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам (обязательна на этапе спортивного совершенствования), медико-восстановительные мероприятия, тестирование, медицинский контроль, участие в соревнованиях, учебно-тренировочных сборах, пребывание в спортивно-оздоровительном лагере, беседы, просмотр учебных видеофильмов и соревнований, инструкторская и судейская практика. Наполняемость групп Наиме Год обучения Минимальн Минимальное Максималь Требования по нован ый возраст число учащихся ное физической, технической ие для в группе количество и спортивной подготовке этапа зачисления учебных на конец спортивного часов в года неделю СОГ Все 6 15 Выполнение нормативов по ОФП и СФП НП До 1 года 7 15 Выполнение нормативов по ОФП и технической подготовке Свыше1 года УТ 14 До 2-х лет 8 12 Свыше 2-х лет - 10 4 Уровень спортивных результатов выполнение нормативов по СФП, ОФП и технической подготовке Способы проверки ожидаемых результатов Педагогический контроль с использованием методов: педагогического наблюдения; опроса; приема нормативов; врачебного метода. открытые занятия. соревнования. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы Спортивные праздники, конкурсы; Матчевые встречи Соревнования школьного, районного, городского, всероссийских и международных масштабов. Нормативная часть учебной программы В настоящей программе выделено 3 этапа спортивной подготовки: спортивно-оздоровительный (СО). На данный этап зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, имеющие разрешение врача; этап начальной подготовки (НП). На НП зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, достигшие 6-летнего возраста, желающие заниматься плаванием и имеющие письменное разрешение врача. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку, овладение основами техники видов плавания, выполнение контрольных нормативов для зачисления на УТ; учебно-тренировочный (УТ). Группы УТ формируются на конкурсной основе учащихся, прошедших необходимую подготовку не менее 1 года, выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке и имеющие I юношеский разряд; Режим занятий. В основу комплектования учебных групп положена научно- обоснованная система многолетней подготовки с учетом возрастных закономерностей становления спортивного мастерства. Перевод занимающихся в следующие группы обучения и увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок обуславливаются стажем занятий, уровнем общей и специальной физической подготовленности, состоянием здоровья, уровнем спортивных результатов. Расписание занятий учебных групп составляется и утверждается администрацией ДООЦ с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся, их возрастных особенностей, возможностей использования арендуемых спортивных сооружений. Продолжительность тренировочного занятия и число занимающихся в группе зависит от этапа подготовки и года обучения спортсменов. Максимальный состав спортивно-оздоровительных групп и групп начальной подготовки не должен превышать двух минимальных составов с учетом соблюдения правил техники безопасности. СОГ - допускаются все лица, желающие заниматься спортом и немеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача). В группах СОГ осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннее физическую подготовку преимущественно оздоровительной направленности и овладение основами технике плавания. Основные задачи подготовки: 5 1. Укрепление здоровья и закаливания; 2. Устранение недостатков физического развития 3. Овладения жизненно- необходимым навыкам плавания; 4. Обучение основам техники всех способов плавания и широкому кругу двигательных навыках; 5. Развитие физических качеств « выносливости, быстроты, скорости, силовых, и координационных возможностей»; 6. Формирование устойчивого интереса, мотивация к занятиям плаванием и здоровому образу жизни; 7. Воспитание морально-этических и волевых качеств. ГНП - на этап зачисляются лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача). Продолжительность этапа 2-3 года. На этапе НП осуществляется физкультурнооздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладения основами техники избранного вида спорта, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебнотренировочный этап подготовки. Основные задачи подготовки: 1. Укрепление здоровья и закаливания; 2. Устранение недостатков физического развития; 3. Привлечение максимально возможного числа детей подростков к занятиям плаванием, формирование у них устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятиям спортом и к здоровому образу жизни; 4. Овладения жизненно- необходимым навыкам плавания; 5. Обучение основам техники всех способов плавания и широкому кругу двигательных навыках; 6. Приобретение детьми разносторонней физической подготовленности: развитие аэробной выносливости, быстроты, скорости и координационной возможностей; 7. Воспитание морально-этических и волевых качеств, становление спортивного характера; 8. Поиск талантливых в спортивном отношении детей на основе морфологических критериях и двигательной одаренности. УТГ - группы формируются на конкурсной основе и здоровых и практически здоровых учащихся, вивших способности к спортивному плаванию, прошедших необходимую подготовку не менее одного года и выполнивших примерные нормативы по ОФП и СФП. Продолжительность этапа 4-5 лет. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по ОФП и СФП. Помимо ожидаемых результатов СО этапа (см. выше): высокий уровень физической работоспособности; выполнение нормативных требований; высокий уровень физической, технической и тактической подготовленности; прочное овладение техническим арсеналом различных видов плавания; овладение морально-волевыми качествами; высокие и стабильные спортивные результаты. Основные задачи подготовки: 1. Укрепление здоровья и закаливания; 2. Устранение недостатков физического развития; 3. Освоение и совершенствование техники всех видов плавания; 4. Планомерное повышение уровня общей и специальной физической подготовленности; 5. Гармоничное совершенствование основных физических качеств с акцентом на развитие аэробной выносливости; 6 6. Формирование интереса к целенаправленной многолетней спортивной подготовки, начало интеллектуальной, психологической и тактической подготовки; 7. Воспитание физических, морально-этических и волевых качеств; 8. Профилактика вредных привычек и правонарушений МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ Методическая часть программы включает учебный материал по основным видам подготовки, его распределение в годичном цикле Учебный план программы № п/п Этап подготовки Год обучения Возраст учащихся (лет) Максимальный объем учебнотренировочной нагрузки (час/нед.) Годовая учебно-тренировочная нагрузка на 52 недели Спортивнооздоровительная весь период 6-17 6 312 Начальной подготовки до 1 свыше1 10-11 11-13 6 9 312 468 Учебнотренировочный до 2 свыше 2 12-15 14-18 12 18 624 936 Раздел подготовки СОГ Весь пер-од (6ч.) ГНП До Свыше года года УТГ до 2 свыше 2 (6ч.) (9ч.) (12.) (18ч.) 178 1-й 178 247 260 256 2. Общая физическая подготовка на суше и в воде (ОФП) Специальная физическая подготовка (СФП) 94 94 94 144 260 3. Технико-тактическая подготовка 30 30 113 170 340 4. Теоретическая подготовка 6 6 8 20 34 5. Психологическая подготовка В учебно-тренировочном процессе 6. Контрольно-переводные испытания 7. Контрольные соревнования 8. Инструкторская и судейская практика – – – 10 19 9. Восстановительные мероприятия – – – 8 15 10. Медицинское обследование 1. 4 4 6 12 12 Согласно календарного плана спортивномассовых мероприятий В течении всего периода обучения Общее количество часов 7 312 312 468 624 936 Учебный план подготовки учебно-тренировочных занятий (в часах) Теоретическая подготовка № Содержание занятий п/ п 1. Роль физической культуры в жизни человека 2. Роль спортивного плавания в России и за рубежом 3. Краткие сведения о строении и функциях организма человека 4. Правила поведения в бассейне. Меры безопасности 5. Гигиена пловца. Правила пользования спортивным оборудованием, инвентарем. 6. Врачебный контроль и самоконтроль. Первая помощь при несчастных случаях. 7. Основы техники плавания и методики тренировки. Терминология плавания 8. Морально-волевая подготовка 9. Правила, организация и проведение соревнований 1 Анализ соревновательной деятельности 0. Общее количество часов СОГ Весь пер-од ГНП УТГ 1 года Выше 1 года до 2 лет свыше 2 лет 1 1 1 1 – 1 – – – – 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 5 6 – – – – – – 1 1 – 5 2 1 9 6 4 – – 1 4 5 6 6 8 20 34 Теоретическая подготовка. Теоретическая подготовка является неотъемлемым компонентом в общей системе подготовки высококвалифицированных спортсменов и играет важную роль в повышении спортивного мастерства. Теоретическая подготовка, осуществляемая на всех этапах спортивной деятельности, имеет свои формы и методы. Теоретические занятия проводятся в форме лекций, бесед, включающих разбор методических пособий, просмотр кино- и видеоматериалов, обсуждение публикаций в прессе, материалов из средств массовой информации и специализированных журналов. Теоретический материал преподносится в доступной для данной возрастной группы форме. По мере спортивного совершенствования спортсмена отдельные темы изучаются повторно с более глубоким раскрытием их содержания. Приобретение теоретических знаний позволяет юным спортсменам правильно оценить социальную значимость спорта, понимать объективные закономерности спортивной тренировки, осознанно относиться к занятиям и выполнению заданий тренера, проявлять творчество на тренировках и соревнованиях. Теоретический материал изучается во время бесед, специальных лекций, просмотра спортивных видеофильмов, с использованием наглядных пособий, а также путём самообразования – изучения по заданию тренера специальной литературы. Тематика теоретических занятий: Тема 1 Развитие спортивного плавания в России и за рубежом История зарождения плавания как вида физических упражнений и спорта от древнейших времен до современности. Первые спортивные соревнования пловцов. Система международных и российских соревнований по плаванию. Достижения сильнейших российских и зарубежных пловцов. 8 Тема 2 Гигиена физических упражнений и профилактика заболеваний Санитарно-гигиенические требования к занятиям спортивным плаванием в бассейне. Необходимость соблюдения режима дня, питания и отдыха при регулярных тренировочных занятиях спортивным плаванием. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви пловца. Личная гигиена юного пловца. Уход за телом. Меры для профилактики простудных заболеваний. Понятие о здоровом образе жизни, значение борьбы с табакокурением и другими вредными привычками. Гигиеническое значение естественных сил природы (солнца, воздуха, воды), водных процедур. Методика закаливания и его значение для повышения работоспособности пловца и сопротивляемости организма к простудным заболеваниям Тема 3 Влияние физических упражнений на организм человека Общие понятия о костной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной системах человека. Особенности возрастного развития детей и подростков. Изменение состояния организма человека под воздействием физических нагрузок. Понятие об утомлении и восстановлении. Методика применения простейших средств восстановления (водные процедуры, контрастный душ, ванна, суховоздушная баня). Тема 4 Врачебный контроль и самоконтроль Первая помощь при несчастных случаях. Необходимость врачебного контроля и самоконтроля при занятиях спортивным плаванием. Порядок осуществления врачебного контроля и медицинских обследований в детском оздоровительно-образовательном центре. Противопоказания к занятиям спортивным плаванием. Дневник спортсмена. Запись тренировочных нагрузок, результатов контрольных испытаний и соревнований, основных показателей самоконтроля (вес, пульс, самочувствие, сон, аппетит, настроение и т.п.). Причины возникновения травм и их предупреждение во время занятий на суше и в воде. Первая помощь при ушибах, растяжениях, порезах, солнечном и тепловом ударе, обморожении. Оказание первой помощи на воде. Меры обеспечения безопасности при занятиях плаванием. Тема 5 Техника спортивного плавания, стартов и поворотов, передачи эстафеты Понятие о современной технике спортивных способов плавания. Основные факторы, влияющие на эффективность и экономичность техники (уменьшение сопротивления продвижению пловца в воде, обтекаемое положения тела, оптимальная траектория движений и ориентация кистей рук пловца, рациональное дыхание, согласование движений и т.д.). Техника кроля на груди и на спине, дельфина, брасса. Рациональные варианты старта и поворотов. Техника передачи эстафеты. Тема 6 Основы методики тренировки Основные принципы, средства и методы спортивной тренировки. Начальные сведения по отдельным видам подготовки пловца: техническая, физическая, тактическая, морально- волевая и др. Особенности развития выносливости, мышечной силы, скоростных возможностей, гибкости и ловкости у детей и подростков. Педагогический контроль за развитием физических качеств. Перспективное планирование тренировки. Понятие о многолетней тренировки, ее целях и задачах. Соотношение общей и специальной физической подготовки на этапах многолетней подготовки и необходимость разносторонней подготовки юных пловцов. Принципы составления специальных комплексов упражнений для самостоятельных занятий (утренняя гимнастика, задания для устранения недостатков в развитии отдельных физических качеств). 9 Тема 7 Морально-волевая и интеллектуальная подготовка Спортивная честь и культура поведения спортсмена. Традиции детского оздоровительно-образовательного центра. Задачи пловцов сборной команды на итоговых соревнованиях. Психологическая подготовка юного пловца. Воспитание целеустремленности, воли, дисциплины, трудолюбия, настойчивости, выдержки и самообладания, бойцовских качеств пловца. Психологические приемы и методы, позволяющие добиться состояния оптимальной готовности спортсмена к старту. Необходимость сознательного отношения пловца к выполнению тренировочных заданий, максимальной мобилизации сил и преодоления негативных ощущений на тренировочных занятиях. Понятие о чувстве воды, дистанции, темпа и т.п. Тема 8 Правила, организация и проведение соревнований по плаванию Виды и программа соревнований по плаванию для детей и подростков. Календарь соревнований. Обязанности и права участников, функции представителя и капитана команды. Правила проведения соревнований: старт и финиш; прохождение дистанции и выполнение поворотов различными спортивными способами; передача эстафет; распределение дорожек; переплывы; определение результатов; регистрация рекордов. Состав судейской коллегии и обязанности судей. Подготовка мест соревнований и оборудования. Тема 9 Спортивный инвентарь и оборудование Общая характеристика инвентаря и оборудования, необходимого для проведения тренировочных занятий и соревнований. Тренажеры, устройства и вспомогательные средства для совершенствования спортивной техники, развития силовых качеств и гибкости. Подготовка мест для тренировочных занятий. Уход за инвентарем и оборудованием. Физическая подготовка. Физическая подготовка направлена на всестороннее развитие организма спортсмена, укрепление его здоровья, совершенствование двигательных качеств и способностей. Общая физическая подготовка. Задачами общей физической подготовки являются: всестороннее развитие организма спортсмена, воспитание физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости; Создание условий для активного отдыха в период снижения тренировочных нагрузок. Улучшение морально-волевой подготовки, т.е. «закалка боевых качеств»; Устранение недостатков в физическом развитии, мешающих овладению правильной техники упражнений. Специальная физическая подготовка является специализированным развитием общей физической подготовки. Задачи ее: Совершенствование физических качеств, наиболее необходимых и характерных для данного вида спорта. Преимущественное развитие тех двигательных навыков, которые наиболее необходимы для успешного технико-тактического совершенствования в «своем» виде спорта. Избирательное развитие отдельных мышц и группы мышц, несущих основную нагрузку при выполнении специализируемого упражнения. Техническая и тактическая подготовка. 10 Определение понятия «спортивная техника». Техника - основа спортивного мастерства. Развитие технических способностей в различных видах спорта. Основы и элементы (фазы) техники выполнения упражнений. Влияние техники на спортивный результат и ее изменение в процессе многолетней тренировки, в период улучшения или ухудшения условий занятий, в условиях соревнований. Структура двигательного акта и взаимодействия элементов (фаз) целостного действия. Индивидуальные особенности спортивной техники, связанные с анатомическим строением спортсмена. Овладение техникой - знание законов физиологических и психологических процессов: движением управляет мозг, движение осуществляют мышцы, управление движением невозможно без участия органов чувств, энергию для движения, поставляет система внутренних органов. Обучение спортивной технике - педагогический процесс: рассказ, показ, наглядная демонстрация, фотографии, видеосъемка, само выполнение. Методы обучения целостный и расчлененный. Важнейшее правило обучения спортивной технике - не допускать технические устройства, используемые в овладении спортивной техникой выбранного вида спорта. Тестирование технической подготовки. Особенности спортивной техники ведущих спортсменов страны и мира. Тактическая подготовка, ее содержание, приемы. Основные тактические положения при составлении планов на соревнования. Тактика спортсмена - его поведение в процессе соревнований для достижения поставленной цели (задачи). Тактическая подготовка в процессе спортивной тренировки. Взаимосвязь техники и тактики при обучении. Проявление тактического мастерства на примере ведущих центров, страны, мира. Педагогический и врачебный контроль. Этот раздел программы включает: Комплексы контрольных упражнений для оценки общей, специальной физической и технико-тактической подготовленности учащихся; Организацию и методические указания по проведению тестирования; Задачи, методы и организацию медицинских обследований. Основной задачей медицинского обследования в группах начальной подготовки является контроль над состоянием здоровья, привитие гигиенических навыков и привычки неукоснительного выполнения рекомендаций врача. В начале учебного года (в сентябре) и в марте занимающиеся проходят углубленные медицинские обследования. Все это позволяет установить исходный уровень состояния здоровья, физического развития и функциональной подготовленности. В процессе многолетней подготовки углубленные медицинские обследования позволяют следить за динамикой этих показателей, а текущие обследования осуществлять контроль за переносимостью тренировочных и соревновательных нагрузок, своевременно принимать необходимые лечебно профилактические меры. Тестирование проводится 2 раза в год - в начале и в конце учебного года. По итогам переводных экзаменов (в конце учебного года) учащиеся зачисляются на следующий этап подготовки. Переводные экзамены проводятся по ОФП и СФП. Педагогический контроль включает также и показатели тренировочной и соревновательной деятельности (количество тренировочных дней, занятий, соревновательных дней, стартов). Занимающиеся самостоятельно ведут спортивный дневник. Проводят учет тренировочных и соревновательных нагрузок, регистрируют спортивные результаты тестирований, анализируют выступления в соревнованиях. Интегральная подготовка - направлена на приобретение современного опыта, повышение устойчивости к соревновательному стрессу и надежности выступлений. Может осуществляться в процессе соревнований и модельных тренировок. 11 Инструкторская и судейская практика. Одной из задач центра является подготовка учащихся к роли помощника тренера, инструктора для участия в организации и проведении массовых спортивных соревнований в качестве судей. Решение этих задач начинается на учебно-тренировочном этапе и продолжается на всех последующих этапах подготовки. Занятия проводятся в форме бесед, семинаров, самостоятельного изучения литературы, практических занятий. Учащиеся учебно-тренировочных групп должны овладеть принятой в виде спорта терминологией, командами для построения, отдачи рапорта, проведения строевых и порядковых упражнений, овладеть основными методами построения тренировочного занятия: разминка, основная и заключительная часть. Во время проведения занятий необходимо развивать способность учащихся наблюдать за выполнением упражнений, технических приемов другими учениками, находить ошибки и уметь их исправлять. Постепенно занимающиеся должны шире привлекаться в качестве помощников при проведении разминки, при разучивании отдельных приемов со спортсменами младших возрастов. Привитие судейских навыков осуществляется путем изучения правил соревнований, привлечения учащихся к непосредственному выполнению отдельных судейских обязанностей в своей и других группах, ведения протоколов соревнований. Во время проведения контрольных соревнований учащиеся знакомятся с документацией – стартовым протоколом, регламентом, итоговым протоколом и т. д. Учащиеся групп спортивного совершенствования должны уметь подбирать основные упражнения для разминки и самостоятельно проводить ее по заданию тренера, правильно демонстрировать технические приемы, замечать и исправлять ошибки при выполнении упражнений. Восстановительные средства и мероприятия. Данный раздел программы включает широкий круг средств и мероприятий (педагогических, гигиенических, психологических и медико-биологических) для восстановления работоспособности учащихся центра, с учетом возраста, спортивного стажа, квалификации и индивидуальных особенностей спортсмена. На учебно-тренировочном этапе (до 2-х лет обучения) - восстановление работоспособности происходит, главным образом, естественным путем - с чередованием тренировочных дней и дней отдыха; постепенным возрастанием объема и интенсивности тренировочных занятий; проведением занятий в игровой форме. Привлекаются гигиенические средства: душ, теплые ванны, водные процедуры закаливающего характера, прогулки на свежем воздухе. Вырабатываются навыки соблюдения режима дня и режима питания, проводится витаминизация. На учебно-тренировочном этапе (свыше 2-х лет обучения) - основными являются педагогические средства восстановления, т. е. рациональное построение тренировки и соответствие ее объема и интенсивности функциональному состоянию организма спортсмена: необходимо рассчитывать оптимальное соотношение нагрузок и отдыха, как в отдельном тренировочном занятии, так и на этапах годичного цикла. Гигиенические средства используются те же, что и для учебно-тренировочных групп 1 и 2 годов обучения. Из медико-биологических средств восстановления помимо витаминизации, проводится физиотерапия, гидротерапия, все виды массажа, русская парная баня и сауна. На этапе спортивного совершенствования с ростом объема специальной физической подготовки и количества соревнований увеличивается время, отводимое на восстановление организма. Дополнительными педагогическими средствами могут быть переключения с одного вида спортивной деятельности на другой, чередование тренировочных нагрузок различного объема и интенсивности, изменение характера пауз отдыха и их продолжительности. 12 На данном этапе подготовки необходимо комплексное применение всех средств восстановления (педагогические, гигиенические, психологические и медикобиологические) Психологическая подготовка Психологической подготовкой спортсмена можно назвать организованный управляемый процесс реализации его потенциальных психических возможностей в тренировочной и соревновательной деятельности. Психологическая подготовка является прежде всего воспитательным процессом, направленным на развитие личности путем формирования соответствующей системы отношений, что позволяет перевести неустойчивый характер психического состояния в устойчивый, сделать его свойством личности. Психологическая подготовка к продолжительному тренировочному процессу осуществляется, во-первых, за счет непрерывного развития и совершенствования мотивов спортивной тренировки и, во-вторых, за счет создания благоприятных отношений к различным сторонам тренировочного процесса. Психологическая подготовка к соревнованию направлена на формирование готовности к эффективной деятельности в экстремальных условиях и создание условий для полноценной реализации такой готовности. Специфика любого вида спорта требует формирования психической выносливости, целеустремленности, самостоятельности в постановке и реализации цели, принятии решений, воспитании воли. Все используемые средства психологической подготовки подразделяются на две основные группы: Вербальные (словесные средства) - лекции, беседы, видеомоторная, аутогенная и психорегулирующая тренировки. Комплексные средства – всевозможные спортивные и психологические упражнения. Методы психологической подготовки делятся на сопряженные и специальные. Сопряженные методы включают общие психологические методы, методы моделирования и программирования соревновательной и тренировочной деятельности. Специальными методами психологической подготовки являются стимуляция деятельности в экстремальных условиях. Это методы психологической регуляции, идеомоторных представлений, методы внушения и убеждения, психологические тренинги. В спорте огромную роль играет мотивация спортсмена на достижение определенного результата на соревнованиях и в процессе подготовки. Мотивы человека определяют цель, содержание его деятельности, интенсивность его усилий для достижения цели, влияют на его поведение. Развитие у спортсменов мотивов к высоким спортивным достижениям следует рассматривать как одну из важнейших сторон тренировочной работы, направленную на формирование спортивного характера. Воспитательная работа. Личностное развитие детей - одна из основных задач учреждений дополнительного образования, к которым относятся детские оздоровительно-образовательные центры. Высокий профессионализм тренера-педагога способствует формированию у ребенка способности выстраивать свою жизнь в границах достойной жизни достойного человека. Организация учебно-тренировочных занятий, воспитательная и культурномассовая работа с учащимися центра осуществляется администрацией центра, преподавательским составом и родителями в соответствии с требованиями Типового положения о детском оздоровительно-образовательном центре. Специфика воспитательной работы в центре состоит в том, что тренерпреподаватель может проводить ее во время учебно-тренировочных занятий, на 13 тренировочных сборах, в спортивно-оздоровительных лагерях, где используется свободное время. На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер формирует у юных спортсменов патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, (самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, смелость, упорство), эстетические чувства (прекрасного, аккуратность, трудолюбие, терпеливость), серьезное, грамотное отношение к безопасности собственной и товарищей, экологическую грамотность (бережное отношение и любовь к природе). Воспитательные средства: атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества; дружный коллектив; система морального стимулирования; личный пример и педагогическое мастерство тренера; высокая организация учебно-тренировочного процесса; наставничество опытных спортсменов. Основные воспитательные мероприятия: торжественное посвящение в спортсмены выпускной вечер для выпускников центра; проведение тематических праздников, веселых стартов; совместный просмотр соревнований (видео-, теле-); встречи со знаменитыми спортсменами-земляками; привлечение младших учащихся к посильной помощи в проведении соревнований; Важное место в воспитательной работе отводится соревнованиям. Кроме воспитания у учеников понятий об общечеловеческих ценностях, обращается серьезное внимание на этику спортивной борьбы во время стартов и вне них. Перед соревнованиям, необходимо настраивать спортсменов не только на достижение победы, но и на проявление во время соревнований морально-волевых качеств. Наблюдая за особенностями поведения, слушая характеристики соперников, высказываемые воспитанниками во время соревнований, тренер делает выводы о формировании у них необходимых качеств. Методическое обеспечение 1. Организация учебно-тренировочного процесса Детских оздоровительно-образовательных центров организует работу с учащимися в течение всего календарного года. В каникулярное время центр работает в обычном режиме, а в период летних каникул может открыть в установленном порядке спортивнооздоровительный лагерь с дневным пребыванием, проводить учебно-тренировочные сборы. В таких условиях объемы недельной нагрузки могут быть увеличены. Это увеличение не должно превышать 50% от базовых недельных величин учебного плана. В соответствии с финансовыми возможностями центра и по согласованию с учредителем рекомендуется направлять в спортивные лагеря лучших спортсменов, выполнивших контрольно-переводные нормативы. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается – 31 августа Годовой объем работы по годам обучения определяется из расчета недельного режима работы для данной группы на 46 недель и 6 недель работы по индивидуальным планам учащихся в период их активного отдыха. На этапах спортивного совершенствования планирование годичного цикла подготовки определяется календарем соревнований, поэтому продолжительность сезона подготовки устанавливается администрацией индивидуально. 14 Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам (на этапе спортивного совершенствования), медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, учебно-тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика учащихся. Расписание занятий (тренировок) составляется администрацией центра по представлению тренера-преподавателя в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха занимающихся, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях. 2. Основы многолетней тренировки спортсменов Целью многолетней подготовки спортсменов является поддержание оптимальной динамики развития физических качеств и функциональных возможностей и формирование специфической структуры спортивных способностей к возрасту высших достижений. Для реализации этой цели необходимо: определить целевые показатели - итоговые и промежуточные (текущие), по которым можно судить о реализации поставленных задач; разработать общую схему построения соревновательного и тренировочного процесса на различных этапах и циклах подготовки; определить динамику параметров тренировочных и соревновательных нагрузок, а также системы восстановления работоспособности, направленных на достижение главных и промежуточных целей. Многолетняя подготовка - единый педагогический процесс, который должен строиться на основе следующих методических положений: целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству в процессе подготовки всех возрастных групп; преемственность задач, средств и методов тренировки всех возрастных групп; поступательное увеличение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок при строгом соблюдении принципа постепенности; своевременное начало спортивной специализации; постепенное изменение соотношения между объемами средств общей и специальной физической подготовки: увеличение удельного веса объема СФП по отношению к удельному весу ОФП; одновременное развитие физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней подготовки и преимущественное развитие отдельных качеств в наиболее благоприятные для этого возрастные периоды (сенситивные периоды); учет закономерностей возрастного и полового развития; постепенное введение дополнительных средств, ускоряющих процессы восстановления после напряженных нагрузок и стимулирующих рост работоспособности. Подводить спортсменов к параметрам тренировочной работы, характерным для этапа максимальной реализации индивидуальных возможностей, необходимо постепенно, на протяжении ряда лет. Стремление юных спортсменов любыми путями (копированием методики тренировки сильнейших спортсменов с характерным для нее арсеналом средств и методов) добиться высоких результатов приводит к бурному росту результатов. Опасность форсирования подготовки состоит в том, что тренировка юных пловцов по образцам сильнейших взрослых спортсменов мира практически отрезает им путь к дальнейшему росту результатов. Применение в тренировке юных пловцов наиболее мощных стимулов приводит к быстрой к ним адаптации и исчерпанию приспособительных возможностей растущего организма. Из-за этого уже в следующем тренировочном цикле или тренировочном году спортсмен слабо реагирует на такие же воздействия. Но главное - он перестает реагировать и на меньшие нагрузки, которые могли быть весьма эффективными, не применяй тренер ранее самых жестких режимов. 15 3. Основные термины и понятия Биологический возраст — степень соответствия развития организма, его отдельных систем и звеньев, соответствующей усредненной норме признаков лиц одинакового паспортного возраста. Пубертатный период - период полового созревания человека, охватывает возрастной диапазон от 9 до 17 лет, к концу которого организм достигает половой, физической и психической зрелости. Сенситивный период - период возрастного развития, в котором происходит наиболее интенсивный естественный прирост отдельных двигательных способностей и в котором можно ожидать наибольшего прироста данного физического качества в ответ на тренировочную нагрузку. Общая физическая подготовка (ОФП) - процесс развития двигательных способностей, не специфических для избранного вида мышечной деятельности, но косвенно влияющих на успех в спорте. ОФП направлена на укрепление здоровья, повышение уровня развития физических качеств и функциональных возможностей органов и систем организма. Например, к средствам ОФП на суше относят бег, общеразвивающие упражнения, силовые упражнения с отягощениями и неспецифическими тренажерами; в воде - игры с мячом, прыжки в воду и т.п. Специальная физическая подготовка (СФП) - процесс развития двигательных способностей, отвечающих специфическим требованиям соревновательной деятельности в избранном виде спорта. На суше к средствам СФП относят упражнения на специальных тренажерах, в воде - подавляющее большинство видов тренировочной нагрузки. Подразделение на ОФП и СФП несколько условно, с ростом спортивной квалификации углубляется спортивная специализация и некоторые упражнения из категории СФП переходят в ОФП. В связи с этим специалисты выделяют раздел подготовки, занимающий промежуточное положение между ОФП и СФП – вспомогательная подготовка, целенаправленная ОФП. Специальная техническая подготовка (СТП) - процесс обучения спортсмена основам техники двигательных действий и совершенствования избранных форм спортивной техники, а также развития необходимых для этого двигательных способностей. 4. Краткая характеристика возрастных особенностей физического развития детей и подростков. Понятие о биологическом и паспортном возрасте. Большая часть многолетней спортивной подготовки в плавании приходится на пубертатный период развития, который в целом охватывает диапазон от 8 до 17 лет. К концу пубертатного периода организм достигает полной половой, физической и психической зрелости. Пубертатный период принято разделять на три фазы: препубертатную, собственно пубертатную и постпубертатную. Эти фазы характеризуются различными темпами роста и созревания отдельных функциональных систем организма (нервной, костно-мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и др.). Препубертатная фаза развития характеризуется ускоренным ростом тела в длину и интенсивными изменениями со стороны вегетативных систем организма. Собственно пубертатный период характеризуется нарастанием активности половых желез и совершенствованием деятельности всех функциональных систем организма. В начале пубертатного периода имеют место высокие темпы увеличения длины и массы тела, которые затем снижаются. У девочек пубертатный скачок роста отмечается в 10-13 лет слишком прироста длины тела в 11-12 лет, а у мальчиков в 12-15 лет с максимальной прибавкой длины тела в 13-14 лет. С точки зрения построения многолетней тренировки собственно пубертатный период является наиболее важным. Данная фаза характеризуется 16 нарастанием активности половых желез организма и совершенствованием деятельности всех функциональных систем. Постпубертатная фаза развития характеризуется завершением естественного прироста мышечной массы и тела в длину и снижением темпа прироста физических качеств. В этой фазе развития организм достигает полной физиологической зрелости. Типы и темпы биологического развития у детей различны. Дети одного и того же календарного возраста могут значительно отличаться по уровню полового созревания и физической подготовленности. По типам биологической зрелости детей одного и того же паспортного возраста принято разделять на опережающий (акселерированный) тип развития, нормальный тип, для которого характерно соответствие паспортного и биологического возраста, и тип запаздывающего развития (ретардированный). Наибольшим потенциалом развития обладают лица, имеющие высокие уровни физических качеств и функциональных возможностей при нормальных или замедленных темпах полового развития. По своему физическому развитии) они к завершению полового созревания обгоняют акселерированных сверстников. Хотя следует учитывать, что раннее вступление в пубертатную фазу развития еще не гарантирует ее раннего окончания. Сенситивные периоды в развитии основных физических качеств. Отдельные двигательные способности развиваются гетерохронно -они отличаются друг от друга периодами ускоренного развития и возрастными рамками «пиковых», максимальных приростов. Это создает предпосылки для целенаправленного воздействия с помощью физических нагрузок на процессы роста и развития юных спортсменов. Появляется возможность выделить оптимальные возрастные периоды для избирательного воздействия на развитие аэробной производительности, анаэробной производительности, подвижности в суставах, быстроты, максимальной силы, силовой выносливости, скоростно-силовых способностей и т.д. Согласно теории «сенситивных» (чувствительных) периодов наибольшего эффекта от целенаправленной тренировки на прирост отдельных двигательных способностей следует ожидать в периоды их наиболее интенсивного естественного прироста. Возрастные особенности детей 7-10 лет при обучении плаванию: семилетний возраст является переломным этапом в развитии ребенка. Интенсивные и неравномерные темпы роста тела детей, характерные для предыдущих лет, замедляются. Увеличение роста и веса идет более пропорционально. Интенсивно протекают морфологические изменения в тканях, органах, происходит их функциональное совершенствование. К началу младшего школьного возраста двигательная функция организма проходит значительный путь развития. Существенные изменения наблюдаются и в строении мышц. Если раньше мышца росла в основном в длину, то теперь она начинает расти и в толщину. Особенно интенсивно развиваются мышцы туловища и конечностей. В этот период увеличение силы на 1 кг. веса тела по сравнению с другими возрастными периодами достигает наибольшего прогресса. Ребенок становится более стройным, с заметными контурами мускулатуры. Корковые отделы двигательного анализатора приближаются, по степени зрелости к мозгу взрослых людей. Дети 7-10 лет могут успешно овладевать тонкими и координационно-сложными движениями, если они умеренны по амплитуде и не требуют большой силы. В этом возрасте они относительно быстро осваивают основы современной техники спортивных способов плавания, чему способствует высокая подвижность в суставах и естественность движений. Но при освоении сложных элементов техники плавания у детей наблюдаются различные сопутствующие движения. Детям этого возраста свойственна также высокая возбудимость нервных центров и слабость процессов внутреннего торможения. Отсюда у них менее устойчиво внимание и большая утомляемость. Быстрыми темпами совершенствуется нервная регуляция произвольной мышечной деятельности, повышается функциональная активность каждой мышечной единицы. 17 Происходит освоение центральной нервной системой развивающихся возможностей мышечной массы. В этот период времени целесообразно применять разносторонние упражнения на суше и в воде, развивающие мускулатуру юного пловца. У детей 7—10 лет мышца сердца по своему развитию намного отстает от мышцы взрослого человека. Небольшой объем сердца и незначительная величина выброса крови в кислорода, развить и поддержать высокую мощности мышечной деятельности. Усиление сердечной деятельности происходит главным образом за счет увеличения частоты сердечных сокращений. Например, при одной и той же работе умеренной мощности частота сердечных сокращений в минуту равна: у детей - 134±6; у подростков-127±7; у юношей -123 ± 8. Частота сердечных сокращений у детей в покое также повышена. Мышца сердца ребенка благодаря широкому просвету коронарных сосудов и быстрому кровообращению обильно снабжается кровью. Значительная эластичность стенок кровеносных сосудов, невысокий уровень артериального давления расширяют функциональные возможности сердца. Поэтому сердце у детей младшего школьного возраста сравнительно выносливо. Оказывается, что при соблюдении постепенности для них посильны продолжительные тренировочные упражнения «мягкого» характера: кроссовый бег и бег на лыжах в умеренном темпе, плавание с умеренной интенсивностью и т.п. Относительно продолжительные упражнения в спортивном плавании посильны для детей потому, что здесь в работе принимают участие почти все основные мышечные группы, выполняющие своеобразную роль «мышечного насоса», помогающего сердцу. С 7 лет происходит заметное увеличение жизненной емкости легких. На развитие дыхательного аппарата ребенка большое влияние оказывают занятия спортом. Показатели функции дыхания у 8-9-летних пловцов со стажем 1—2 года соответствуют показателям 12—13-летних подростков, не занимающихся плаванием; а показатели пловцов в возрасте 10—11 лет соответствуют показателям возрастной группы школьников 14—15 лет. Хорошо влияют на развитие дыхательного аппарата различные циклические упражнения на суше и специальные дыхательные упражнения. Дети младшего школьного возраста обладают повышенной двигательной активностью. Они могут бегать и играть по нескольку часов в день. При правильной организации занятий по плаванию работоспособность детей может долго не снижаться. Для этого в уроке надо чередовать разнообразные по структуре, направленности и темпу движения, а непродолжительные скоростные упражнения выполнять с оптимальным отдыхом. Занятия должны быть эмоциональными. Для этого успешно используются игровые и соревновательные ситуации. Напротив, быстрая утомляемость и медленное восстановление наблюдаются после однообразных или продолжительных упражнений высокой интенсивности, которые обычно выполняются в ущерб технике движений. Возрастные особенности детей 10-13 лет при обучении плаванию Различия в физическом развитии мальчиков и девочек младшего школьного возраста незначительны. Девочки по росту, весу, быстроте и силе несколько уступают мальчикам 7-9 лет. В 10 лет эти показатели начинают выравниваться, и девочки приближаются к мальчикам по спортивным результатам. Но в перспективе многолетней подготовки приходится признать и существенные различия. В 11—13 лет у девочек обычно вместе с бурным физическим развитием наблюдается стремительный рост спортивных результатов. Чтобы эти результаты были устойчивыми, необходимо уже с 9—10 лет заложить надежные основы технической и физической подготовки. Поэтому углубленную спортивную работу с девочками надо начинать на 1—2 года раньше, чем с мальчиками. Методика подготовки юных пловцов должна соответствовать закономерностям развития и формирования растущего организма. Эмпирическое решение вопросов тренировки пловца, оторванное от медико-биологических и педагогических данных, 18 приводит к слепому экспериментированию на детях, что в условиях современного спорта с его огромными нагрузками недопустимо и опасно для здоровья. Но паспортный возраст иногда не совпадает с биологическим. При одном и том же календарном возрасте в ряде случаев существует диапазон различий от 2 до 3 лет в уровне и темпах биологического развития детей. Поэтому при подготовке юных пловцов надо, прежде всего, учитывать биологический возраст. Это требует от тренера знаний закономерностей роста и формирования детского организма, практического умения ориентироваться в этих вопросах. Основной особенностью почти всего школьного этапа жизни ребенка являются бурный рост и коренные изменения в организме, завершающиеся достижением биологической зрелости. Это так называемый пубертатный период — период полового созревания, который обычно подразделяется на предпубертатный и собственно пубертатный. Процесс роста и развития организма на этом этапе протекает неравномерно и с большими индивидуальными различиями, обусловленными многими факторами. Предпубертатный период является подготовительным и характеризуется ярко выраженным ростом тела ребенка в длину. Он особенно отчетливо заметен у девочек, у которых рост ускоряется с 8—9 и особенно интенсивно с 10 лет. Наибольшие темпы роста тела у них наблюдаются до 13 лет, а веса — в период от И до 14 лет. У мальчиков интенсивный рост организма начинается позднее, примерно с 11 лет. С этого возраста скорость роста длины тела и прибавка веса постепенно повышаются, достигая максимума к 14—15 годам. Собственно пубертатный период часто называют «поясом перелома». В это время происходит окончательное формирование половых особенностей. Это характеризуется бурными морфологическими и функциональными изменениями в тканях и органах, которые скачкообразно переводят организм в течение полутора-трех лет в состояние зрелости. У мальчиков «пояс перелома» захватывает возраст 13 —16 лет, в течение которых предпубертатный и собственно пубертатный периоды переходят один в другой. У девочек «пояс перелома» приходится на возраст 12—14 лет и более выражен, чем у мальчиков. В этот период наблюдается некоторое замедление роста тела, более выраженное у девочек. В то же время увеличение поперечных размеров тела и веса продолжается. У девочек наибольший темп прибавки веса приходится на период с 11 до 14 лет, а у мальчиков — с 13 до 15 лет. Возрастные особенности детей 15-17 лет при обучении плаванию Пловцы центра к 15—17 годам обычно имеют 6—8-летиий стаж регулярных занятий спортивным плаванием. Реальной целью для них становится достижение результатов кандидатов в мастера спорта по плаванию. В юношеский период плавно заканчивается биологическое формирование организма и начинается становление. К 15—17 годам показатели эффективности вегетативных систем почти достигают уровня взрослых. Это относится к содержанию гемоглобина в крови и миоглобииа в мышечной ткани, проценту использования кислорода в легких, жизненной емкости легких, максимальной легочной вентиляции и т.п. У девушек в возрасте 16—17 лет сердечно-сосудистая система достигает максимального уровня тренированности и способна переносить предельные нагрузки; у юношей это происходит на 2—3 года позднее. В дальнейшем степень тренируемости сердечно-сосудистой системы у мужчин становится на 20—30% выше, чем у женщин.__ К началу юношеского возраста состояние двигательной функции достигает уровня взрослых. 19 Продолжается рост тела в ширину. Соотношение веса мышц к весу тела примерно составляет: у детей 8 лет — 27%, у подростков 15 лет — 32%, у юношей 17—18 лет — 44%. Высокими темпами нарастает мышечная сила. Сила юношей в эти годы превышает силу девушек. К 17—18 годам мышца полностью созревает как рабочий орган. Далее происходит стабилизация возрастного развития мышцы, хотя естественное увеличение поперечника мышечных волокон и прирост силы могут продолжаться до 25—30 лет. Юношеский возраст благоприятен для использования упражнений с отягощениями с целью развития силы. Но полного соответствия между увеличившейся мышечной массой и развитием сердца и сосудов еще нет. В целом функциональные возможности юношеского организма гораздо ниже, чем взрослого. Это проявляется при продолжительных циклических упражнениях около предельной и предельной, интенсивности, в силовых упражнениях с максимальными отягощениями. Осторожность в использовании таких упражнений диктуется еще и тем, что юным спортсменам свойственна переоценка своих сил. Высокая эмоциональность и реактивность организма, характерные для подросткового возраста, присущи и юношескому. На анатомические, физиологические и психологические особенности пловцов заметный отпечаток накладывают многолетние занятия спортом. В юношеских группах мы встречаемся, как правило, с одаренными спортсменами, отличающимися хорошим физическим развитием и специфическим для пловцов телосложением. Высоких спортивных результатов в большинстве случаев добиваются атлетически развитые спортсмены. Это можно объяснить правильным отбором и многолетней физической подготовкой пловцов в возрастных группах. Известную роль играет здесь акселерация — ускорение темпов и повышение уровня физического развития современной молодежи. Дети и подростки развиваются в среднем на 1,5—2 года быстрее, чем 10—20 лет назад. Бурное развитие организма наблюдается к 15—18годам. На развитие ребенка существенное воздействие оказывают физические нагрузки. В сочетании с гигиеническим режимом мышечная деятельность вызывает усиленное развитие мышц, костной ткани, вегетативных органов и систем, а также коры головного мозга. Об этих закономерностях следует помнить, планируя многолетнюю подготовку пловцов. Юношеский организм остается столь же пластичным, как и у подростков. Он отлично адаптируется к плаванию, но легко раним при неумелом применении «острых» нагрузок («до отказа»). Источником физического перенапряжения на тренировках может также стать инфекция. Часто это наблюдается у юных пловцов, страдающих хроническим тонзиллитом или заболеваниями носоглотки. После лечения и устранения очага инфекции высокая работоспособность восстанавливается. В юношеские годы психическое состояние спортсмена очень изменчиво. Появляются новые интересы и новые черты гражданской зрелости. Спортсмены осознают политическую значимость выступления российских пловцов на международных соревнованиях. Они рассматривают свою подготовку как трудную, но почетную борьбу за утверждение авторитета и могущества социалистической системы. Более сознательно подходят к воспитанию воли, закаляя ее в условиях нелегкого режима занятий в спортивной и общеобразовательной школах, в процессе выполнения напряженных, а иногда и изнурительных тренировочных и соревновательных упражнений. В этот период изменяются отношения между девушками и юношами. При ослаблении воспитательной работы со стороны тренера новые интересы в ряде случаев могут сыграть роль «сбивающих факторов». От тренера требуется педагогическое мастерство, большой такт и гражданская убежденность, чтобы из одаренного юноши или девушки воспитать волевого бойца, беззаветно любящего спорт и способного сознательно 20 отказаться от некоторых видов развлечений и некоторых действительных или мнимых «благ» жизни. Этап предварительной спортивной подготовки Оптимальный возраст для начала предварительной спортивной подготовки в плавании составляет для девочек 7-9, а для мальчиков — 8-10 лет. Продолжительность этапа — 1-2 года. Занятия проходят в группах начальной подготовки. У детей в возрасте 7-9 лет преобладают процессы созревания тканей и органов при снижении интенсивности их роста. Заканчивается морфологическая дифференциация клеток коры головного мозга, печени, наблюдается усиленное развитие скелетных мышц, умеренное нарастание размеров сердца, заканчивается структурная дифференциация миокарда. Младший школьный возраст является весьма благоприятным периодом для разучивания новых движений. Примерно 90% общего объема двигательных навыков, приобретаемых в течение всей жизни человека, осваивается в возрасте от 6 до 12 лет. Поэтому разучивание большего количества новых разнообразных движений является основным требованием к содержанию физической подготовки детей этого возраста. Чем больше разнообразных движений будет освоено в этот период, тем лучше в дальнейшем будут осваиваться сложные технические элементы. В этом возрасте у детей наблюдается неустойчивое внимание. Для поддержания устойчивого внимания следует создавать на занятиях повышенный эмоциональный уровень, используя при этом игровые формы ведения урока, оценку действий каждого ребенка, метод поощрения. Для детей 7-9-летнего возраста свойственно конкретно-образное мышление. Поэтому особенно важным на занятиях является доступный для понимания образный показ и наглядный метод объяснения. У детей этого возраста сравнительно «легкий» костный скелет и слабо развитые мышечные группы обеспечивают хорошую плавучесть тела в воде, что облегчает разучивание движений по формированию техники плавания. Этап базовой подготовки (начальной спортивной специализации). Оптимальный возраст начала этого этапа для девочек составляет 9-10 лет, для мальчиков — 10-11 лет, средняя продолжительность этапа 3-5 лет. Занятия проходят в тренировочных группах. В 12 лет у девочек и в 13 лет у мальчиков резко увеличивается скорость обменных процессов, что сопровождается увеличением уровня годового прироста длины тела. На этом этапе значительно возрастает объем сердца и его систолический объем. В связи с ростом массы миокарда уменьшается относительный объем проводящей системы сердца. Из-за опережающего увеличения объема внутренних полостей сердца по отношению к внутреннему диаметру магистральных артерий создаются условия, затрудняющие эффективность работы сердца и повышающие кровяное давление на стенки сосудов. Тенденция повышения эффективности в работе органов и систем организма подростков, отвечающих за доставку кислорода в работающие мышцы (скорость поступления кислорода в легкие, транспорт его артериальной и смешанной венозной кровью), в возрасте 12-15 лет становится менее выраженной, чем в детском возрасте. Несмотря на это в начале этапа до 10-11 лет у девочек ив 10-12 лет у мальчиков имеют место наиболее высокие темпы увеличения аэробной емкости (суммарного потребления кислорода) и эффективности (скорость плавания на уровне порога аэробного и анаэробного обмена) за счет повышения капилляризации мышц, снижения сосудистого сопротивления, координации деятельности вегетативных систем, использования в энергетическом обеспечении мышечной работы энергии окисления жиров (процесс стимулируется соматотропным гормоном). Подвижность в суставах и гибкость в данный возрастной период продолжают улучшаться. Наибольший прирост подвижности в суставах имеет место у девочек до 12 лет, у мальчиков до 14 лет, с увеличением возраста прирост останавливается. 21 В конце этапа базовой подготовки у девочек 11-12 лет и у мальчиков 12-14 лет создаются условия для увеличения аэробной мощности (МПК) за счет увеличения систолического объема крови и повышения мощности аппарата внешнего дыхания (ЖЕЛ, МЛВ), но все-таки еще ограничена способность к длительной работе на уровне, близком или равном МПК. Поскольку содержание гликогена в мышцах в 9-10 лет у девочек и 10-12 лет у мальчиков невысокое (почти в 2 раза ниже, чем в 16-17 лет), гликолитическая работоспособность почти не возрастает, и проявляются низкие адаптационные возможности к работе анаэробного характера. Но с 10-11 лет у девочек и 12—13 лет у мальчиков постепенно нарастает мощность и емкость гликолиза за счет умеренного увеличения мышечных запасов гликогена и как следствие этого медленное нарастание лактата в тестовых и соревновательных упражнениях. В начальной фазе полового созревания, когда проявляются его внешние признаки, увеличивается возбудимость нервных центров, повышается реактивность и эмоциональность в ответных реакциях при мышечной работе, особенно соревновательного характера. В 10-11 лет у девочек и до 12 лет у мальчиков скоростные способности совершенствуются за счет улучшения регуляции движений, снижения времени простой двигательной реакции. В последующие 2 года темпы прироста быстроты снижаются. В 10-12 лет у девочек и в 12-14 лет у мальчиков значительно нарастает масса тела и вместе с ней нарастает максимальная сила, которая до 10-11 лет у девочек и до 12 лет у мальчиков прирастала низкими темпами. Прирост силы идет за счет совершенствования регуляции мышечных сокращений. Общая силовая выносливость в 10-12 лет у девочек 1014 лет у мальчиков быстро увеличивается за счет экономизации энерготрат (повышение уровня ПАНО при силовой работе) и мышечной регуляции. Специальная силовая выносливость у девочек 10-12 лет и у мальчиков 12-14 лет увеличивается за счет функционального компонента. К началу прироста мышечной массы у девочек 10-12 лет и у мальчиков 12-14 лет создаются предпосылки для роста скоростно-силовых способностей. В возрасте 10-12 лет у девочек и мальчиков происходит формирование «взрослой» ритмосиловой структуры техники плавания. Дальнейшее увеличение силы тяги в воде приплавании идет за счет увеличения силы и ее реализации в процессе плавания. Этап углубленной специализации. Возраст начала этапа для девочек — 12-14 лет, для мальчиков -13-15 лет, продолжительность этапа — 3-4 года. На возраст начала и завершения этапа существенно влияют индивидуальные темпы биологического развития. Подготовка проходит преимущественно в группах спортивного совершенствования. Особенности возрастного развития девушек 12-16 лет. У девушек наблюдается одновременное увеличение размеров сердца и легких, длины и массы тела. Пик темпов прироста массы тела - в 12-13 лет. Важный показатель для возрастного развития девушек - возраст первой менструации (менархе), в течение года после которого происходит резкое торможение ростового процесса, а прироста массы через 1,5 года. Происходит окончательное формирование пропорций тела. До менархе быстрыми темпами нарастает аэробная мощность. После менархе абсолютное МПК продолжает медленно увеличиваться до 14—15 лет, а относительное (на килограмм массы тела) - начинает снижаться. Систолический объем крови достигает максимума к 13-14 годам. Пик прироста гликолитической мощности и емкости наступает в 13-14 лет. Увеличиваются запасы гликогена в мышцах и печени. Благоприятные предпосылки для развития алактатных анаэробных возможностей складываются к 13-14 годам, причем пик прироста- в конце этапа. 22 Оптимальный период развития максимальной силы - 12-14 лет. В течение года после резко снижается прирост максимальной силы в связи с прекращением прироста мышечной массы. Темпы прироста силовой выносливости замедляются. На протяжение всего этапа специальная силовая выносливость возрастает практически равномерно. Вначале - за счет увеличения «запаса силы», в последующем – за счет повышения гликолитической производительности и локальной работоспособности. Пик прироста скоростно-силовых способностей наблюдается в 14-15 лет (за счет «запаса силы» и совершенствования гликолитического и алактатного механизма энергообеспечения). В начале этапа прирост специальной силы в воде (при плавании на привязи) идет параллельно с увеличением мышечной массы, а в конце - за счет реализации «запаса силы». Особенности возрастного развития юношей 13-17 лет Высокие темпы увеличения длины тела сохраняются до 16-17 лет, массы тела-до 17-18 лет. Пик прироста массы тела - в 14-15 лет; с ним совпадает пик увеличения массы сердечной мышцы. Наиболее высокие темпы прироста аэробной мощности (МПК) и скорости плавания на уровне ПАНО отмечаются в 14-15 лет. Высокие темпы прироста МПК сохраняются до 16 лет, индивидуальный максимум аэробной мощности достигается к 1718 годам. Относительный показатель МПК стабилизируется и даже может снижаться из-за интенсивного увеличения мышечной массы. В результате естественного биологического развития происходит быстрое увеличение мощности и емкости анаэробного гликолиза. К 15 годам складываются благоприятные предпосылки для развития алактатных анаэробных возможностей параллельно с развитием максимальной силы и скоростно-силовых способностей. Максимальная сила быстро увеличивается на фоне интенсивного прироста мышечной массы. Благоприятный период для целенаправленного развития начинается с 15-16 лет. Высокие темпы увеличения общей силовой выносливости регистрируются в период с 13 до 16 лет (по мере увеличения функциональной производительности и «запаса силы»). Для скоростно-силовых способностей высокие темпы прироста наблюдаются в 14-16 лет с пиком прироста в 15-16 лет (наиболее эффективное развитие - параллельно с развитием гликолитической и алактатной мощности).Реализация силовых потенций в гребковых движениях зависит от формирования пропорций тела и увеличения силовых способностей. Оптимальный период для развития специальной силы в воде — 14-17 лет. Контрольные нормативы Нормативы для спортивно-оздоровительных групп Контрольные упражнения Мальчики Общая физическая подготовка Бросок набивного мяча 1 кг; м 3,8 Наклон вперед с возвышения + Выкрут прямых рук вперед-назад + Прыжок в длину с места + Челночный бег 3 х 10 м; с 10,0 Техническая подготовка Длина скольжения 6м Техника плавания всеми способами: 23 Девочки 3,3 + + + 10,5 6м а) с помощью одних ног б) в полной координации Выполнение стартов и поворотов Проплывание дистанции 100м избранным способом + + + + + + Проплывать всю дистанцию технически правильно. Примечание. + норматив считается выполненным при улучшении показателей Контрольные нормативы для групп начальной подготовки 1-го года обучения Контрольные упражнения Мальчики Девочки Общая физическая подготовка Бросок набивного мяча 1 кг; м 3,8 3,3 Наклон вперед стоя на возвышении + + Выкрут прямых рук вперед-назад + + Челночный бег 3 х 10 м; с 9,8 10,0 Техническая и плавательная подготовка Длина скольжения; м 6 6 Оценка техники плавания всеми способами, баллы: а) 25 м с помощью одних ног + + б) 25 м в полной координации + + Проплывшие дистанции 200 м Проплыть всю дистанцию технически правильно Интегральная экспертная оценка Сумма баллов Примечание. + норматив считается выполненным при улучшении показателей Контрольные нормативы для групп начальной подготовки отделения плавания 2-го года обучения Контрольные упражнения Мальчики Девочки Общая физическая подготовка Бросок набивного мяча 1 кг, м 4,0 3,5 Выполнить упражнение технически правильно Наклон вперед стоя на возвышении Челночный бег 3 х 10 м, сек 9,5 10,0 Техническая и плавательная подготовка Плавание 200 м (комплексное плавание) Экспертная оценка техники плавания, стартов и поворотов Плавание 200 м (способ по выбору) Проплыть всю дистанцию технически правильно Приемные нормативы для зачисления в учебно-тренировочные группы Контрольные упражнения Мальчики Девочки Общая физическая подготовка Челночный бег 3x10 м; с 9,5 10 Бросок набивного мяча 1 кг: м 4,0 3,5 Наклон вперед, стоя на возвышении Выполнить упражнение технически 24 правильно Техническая подготовка Плавание 200 м (комплексное плавание) Экспертная опенка техники плавания, стартов и поворотов Плавание 400 м (способ по выбору) Проплыть всю дистанцию технически правильно Контрольно-переводные нормативы по годам обучения для учебно-тренировочных групп (мальчики) Контрольные упражнения 1-й 2-й Годы 3-й 4-й Общая физическая подготовка Прыжок в длину с места; см 155 170 190 195 Подтягивание на перекладине, раз 4 6 8 Бросок набивного мяча 1 кг из-за головы в 4,5 5.3 7.5 9 положении сидя; м Челночный бег 3х10 м; с 9,3 9,1 8,8 8,5 Специальная физическая подготовка Наклон вперед, стоя на возвышении + + + + Выкрут прямых рук вперед-назад (ширина 60 50 45 40 хвата); см Технико-тактическая подготовка Длина скольжения; м 7 8 9 10 Время скольжения 9 м; с – – 7,3 7 Техника плавания, стартов и поворотов + + + + Спортивные результаты 200 м к/п 3.08,0 2.42,0 2-30,0 Примечание. + норматив считается выполненным при улучшении показателей 5-й 200 9 8,2 + 40 11 6,7 + 2.25.0 Контрольно-переводные нормативы но годам обучения для учебно-тренировочных групп (девочки) Контрольные упражнения 1-й Годы 2-й Общая физическая подготовка Прыжок в длину с места; см 140 155 Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, раз 6 10 Бросок набивного мяча 1 кг из-за головы в 4 4,8 положении сидя; м Челночный бег 3 х 10 м; с 9,5 9,4 Специальная физическая подготовка Наклон вперед, стоя на возвышении + + Выкрут прямых рук вперед-назад (ширина 60 50 хвата); см Технико-тактическая подготовка Длина скольжения; м 8 9 Время скольжения 9 м; с 8 25 3-й 4-5–й 170 12 6 180 15 7 9,3 9,1 + 40 + 35 10 7,5 11 7 Техника плавания, стартов и поворотов + + + + Спортивные результаты 200 м к/п 3.35,0 3.06,0 2.47,0 Примечание. + норматив считается выполненным при улучшении показателей. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Булгакова Н.Ж. Плавание. – М.: Физкультура и спорт, 1999. 2. Макаренко Л.П. Техника спортивного плавания. – М.:ФИС, 2000. 3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры). – М.: Физическая культура и спорт, 1991. – 21 с. 4. Матвеев Л.П. Спортивная ориентация и постановка долгосрочных целей в подготовке спортсмена: Учебное пособие. – М., 1995. – 39 с. 5. Петров Э., Абсалямов Т. Плавание: шанс для стайеров // Тренер. – 1994. – №4. 6. Петрова Н.Л., Баранов В.А. Обучение детей плаванию в раннем возрасте [Текст]: учебно-методическое пособие. – М.: «Советский спорт», 2006. – 96 с.: ил. 7. Плавание: Учебник/Под редакцией В.Н. Платонова. – Киев: Олимпийская литература, 2000. 8. Спортивная тренировка квалифицированных пловцов// Спортивное плавание: учеб. для вузов физической культуры / под. ред. проф. Н.Ж. Булгаковой. – М.: ФОН, 1996. 9. Фомиченко Т.Г. Совершенствование силовой и технической подготовленности пловцов различных возрастных групп. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 104 с. 10. А. А. Кашкин, О.И. Попов, В.В. Смирнов Примерная программа по плаванию. 26