юный правовед

Раздел 1 «Комплекс основных характеристик программы».

Пояснительная записка
Нормативно-правовое обеспечение программы.
Программа разработана в соответствии со следующими документами:
Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);
Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
«Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам», утвержденный приказом
Минпросвещения России от 09.11.2018г № 196;
Приказом
«Об
утверждении
Правил
персонифицированного
финансирования дополнительного образования в Саратовской области» от
21.05.2019 г. №1077.
Общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный правовед»
относится к социально-гуманитарной направленности.
Актуальность программы. В современном мире особенно важно
воспитывать законопослушных и юридически грамотных граждан, формируя
положительное отношение к нравственным ценностям и негативное отношение к
правонарушениям и преступлениям. Ответственность за свои поступки,
формирование основ правильного выбора является одним из важных условий
формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в
обществе.
Таким образом, изучение права является важнейшим компонентом
социально-гуманитарного образования личности, относится к
числу
приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации
подростков.
Новизна программы состоит в том, что она не является частью школьной
программы по обществознанию, предусматривает углубленное изучение
различных отраслей права, что поможет учащимся при подготовке к ГИА по
обществознанию, а так же для поступления в гуманитарные вузы.
Отличительные особенности программы:
Программа содержит учебный материал, актуальный и полезный не только
для развития учебной мотивации и выбора профиля обучения, но и для
повседневной жизни, расширения кругозора учащихся.
Основной формой организации образовательного процесса являются
теоретические и практические занятия, проведение профориентационных,
профилактических акций и встреч с представителями государственных органов.
Программа направлена на профилактику преступлений и правонарушений
среди несовершеннолетних.

2

Педагогическая целесообразность программы. Знание норм права
способствует подготовке обучающегося к жизни в обществе в реальных условиях.
Знание законов поможет им скорее и конструктивнее адаптироваться к
требованиям социума. Происходит накопление правовых знаний, вырабатывается
индивидуальная позиция по отношению к действующему праву.
Активное применение ситуаций правовой ориентации (в играх, тренингах,
упражнениях) способствует не только проверке, но и закреплению полученных
правовых знаний.
Адресат программы, возрастные особенности.
Данная программа предназначена для подростков 13-17 лет,
интересующихся гуманитарными дисциплинами.
Психолого-педагогические
особенности
возрастной
категории
учащихся:
Особенность подросткового возраста в том, что внешне он взрослеет, а по
внутренним особенностям и возможностям остается ребенком, которому
необходима ласка, внимание, игры и т.п. Ведущей деятельностью в подростковом
возрасте является личностное общение, в ходе которого происходит полноценное
развитие личности подростка. Формируются взгляды, принципы, идеалы,
жизненные цели, усваиваются правила поведения. И главная положительная черта
этой деятельности заключается в моделировании реальных общественных
отношений, что способствует потребности подростка войти в активную жизнь
общества.
Вхождение подростка в активную общественную или социальную жизнь
общества сопровождается обильным потоком информации, жизненные
впечатления становятся разнообразнее, темп жизни ускоряется, а образование
становится более сложным.
Познавательные процессы в подростковом возрасте достигают высокого
уровня.
Закономерности развития мышления определяют в значительной мере
особенности функционирования и развития других психических процессов.
Объем и срок освоения программы –1 год обучения (36 недель)
Формы обучения – очная.
При возникновении форс-мажорных обстоятельств, по согласованию с
родителями, на основании приказа руководителя ОУ форма обучения переходит в
заочную (дистанционную).
Основная форма работы с учащимися – занятие в аудитории (семинар,
лекция, круглый стол, правовые викторины, деловые и ролевые игры), а так же
дистанционное обучение (во время отмены занятий и других форс-мажорных
обстоятельств на основании согласия родителей).
Режим и продолжительность занятий:
Продолжительность занятий –40минут.
Перемена – 10минут.
Программа рассчитана 144 часа. Занятия проходят 2 раза в неделю по 2
часа. Программа рассчитана на 1 год обучения.
3

Особенности набора детей. Набор в детское объединение – свободный. По
желанию учащегося. Количество детей в группе от 12 человек и не должно
превышать 17 человек.Работая в группах: учащиеся учатся размышлять, задавать
вопросы, делать собственные выводы, критически воспринимать разнообразную
информацию, самостоятельно искать решение проблемы, получают навык устного
выступления,
умение оценить свою работу и работу своих «коллег».
Дистанционное обучение (во время отмены занятий и других форсмажорных обстоятельств на основании согласия родителей): при подобной
форме изучения материала огромную роль играет самообразование. С другой же
стороны, дистанционное обучение требует организованности и собранности.
Учащиеся более подробно знакомятся с пройденными темами, закрепляют их,
решая тесты, изучая презентации, видеоматериалы, лекции педагога.
Основная форма организации образовательного процесса – очные
групповые занятие в аудитории.
При введении дистанционного модуля – индивидуально-групповые занятия
на дистанционной образовательной платформе.
Основные формы и методы проведения занятий: лекция, ролевая игра,
квест, викторина, тестирование. Занятия проводятся как в активной форме, так и в
интерактивной форме. В работе с учащимися используются приемы импульсплаката (перед изучением определенного модуля), отсроченной загадки
(кроссворды, логические задания), демонстрация непонимания, а как прием
проведения рефлексии – «рефлексивная мишень».
В каникулярное время возможна индивидуальная работа с учащимися,
консультации по пройденным темам, профориентационные экскурсии.
Интерес к деятельности резко возрастает, если учащиеся включены в игру.
В игре ребёнок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению.
Цель игры – сделать серьёзный напряжённый труд интересным для учащихся. На
занятиях используются практические задания, которые позволяют заметно
оживить беседу, преодолеть или ослабить влияние формального изложения
материала, рассмотреть положение закона на конкретном примере с тем, чтобы
раскрыть его актуальность и стимул.
Цель образовательной общеразвивающей программы: способствовать
формированию интереса у учащихся к предметам правового цикла, создание
условий для формирования правовой культуры и элементарных представлений об
обществе в целом.
Задачи:
Развивающие:
- привить индивиду осознанного стремления к правомерному поведению;
- развивать умения и навыки публичных выступлений, творческие
способности учащихся;
- способствовать созданию благоприятных условий для выработки молодым
человеком собственной жизненной позиции.
Воспитательные:
- пробудить интерес к профессиям юридической направленности;
4

- способствовать развитию у подростков социальной активности, желания
участвовать в преобразованиях окружающей жизни;
- содействие социализации личности учащихся.
Образовательные (обучающие):
- сформировать у учащихся теоретические знания и практические умения в
области прав человека, правовых дисциплин, а так же интерес к их изучению .
- изучить основы теории государства и права, Конституционного,
Трудового, Административного, Уголовного и Семейного права.
Содержание программы:
Содержание курса «Юный правовед» по правовому просвещению
несовершеннолетних включает в себя изучение теории государства и права,
Конституционного права РФ, а также таких отраслей права, знакомство с
которыми наиболее важно для учащихся, вступающих в самостоятельную жизнь:
это трудовое, брачно-семейное, административное и уголовное законодательства.
Именно на их содержании следует раскрывать смысл и значение
конституционных принципов и положений.
Для успешной реализации учебного плана возможно осуществление
образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе с использованием только дистанционных
образовательных технологий.
Учебный план

Программа детского объединения рассчитана на 144 часа в год.
№

Наименование раздела, тема

Количество часов
Теория

1.

2.
3.

4.
5.
6.
7.
8.
9.

Вводное занятие. Вводный
инструктаж по ТБ и ППБ.
Входная диагностика (знание
законов, оценка гражданскопатриотических
качеств
личности)
.
Что такое право? Зачем нам
знать свои права?
Акция (конкурс-проект) «Я
ребенок. У меня есть права и
обязанности»
Основы семейного права

Практика

Формы
аттестации/конт
роля

Всего

анкетирование

1

1

2

2

2

4

0

4

4

2

2

4

Право на имя

2

2

4

Моя семья
Что такое правовая норма?
Система права
Нормативно-правовой
акт.
Система законодательства.

2
2
2

2
2
2

4
4
4

тестирование
беседа, правовая
игра
викторина
решение задач
опрос

2

2

4

тестирование

5

опрос
творческая
работа (рисунки)

10.
11.
12.
13.

Правоотношения.
Субъекты
правоотношений.
Символы
Российского
государства
Я – гражданин и патриот своей
страны

2

2

4

опрос

2

2

4

опрос

2

4

6

тестирование

Школа – отдельное государство

2

4

6

Мы - за здоровый образ жизни

2

2

4

Гражданство РФ
Что я знаю о коррупции?
Конституция – основной закон
страны

2
1

2
1

4
2

составление
«законов класса»
творческие
работы
(рисунки,
рефераты, эссе)
опрос
опрос

2

2

4

круглый стол

14.

15.
16.
17.

У дружбы нет национальности

2

2

4

творческие
работы
(рисунки,
рефераты, эссе)

Диагностика «Склонности к
отклоняющемуся поведению»

0

2

2

тестирование

18.

19.

1

1

2

творческие
работы
(рисунки,
рефераты, эссе)

2

4

6

правовая игра

2

2

4

тестирование

2

2

4

опрос

2

2

4

тестирование

2

2

4

опрос

2

4

6

проектная
работа

2

2

4

викторина

2
2
2

2
2
2

4
4
4

тестирование
тестирование
викторина

1

3

4

опрос

2

2

4

тестирование

0

4

4

Творческая
работа: рисунки,

20.
Обязанность служить в армии
21.
22.
23.

24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

33.

Виды
юридической
ответственности
Виды
административных
наказаний
Административная
ответственность
несовершеннолетних
Виды уголовных наказаний
Уголовная
ответственность
несовершеннолетних
Право на труд. Моя
будущая профессия
Как вести себя в общественных
местах?
Дорожные знаки
Велосипед: друг или враг?
Квест «Дорожные ловушки»
Кинолекторий
«Дорога
не
место для игр»
Оказание первой медицинской
помощи
Творческая
мастерская
«Правила
дорожные
знать

6

каждому положено»

стихи,
синквейны и др.

34.

Огонь: друг или враг?

2

4

6

35.

«Правила и законы летом не
забывай»

2

2

4

36.

«Я – юный правовед»

0

2

2

Итого:

60

84

144

беседа,
творческая
мастерская
обобщающее
занятие
итоговое
тестирование

Содержание учебного плана
1. Тема: «Вводное занятие. Вводный инструктаж по ТБ и ППБ. Входная
диагностика.
Теория: знакомство с программой. Вводный инструктаж.
Практика: тестирование на знание законов, оценка гражданскопатриотических качеств личности.
Ожидаемый результат: учащиеся запоминают правила поведения на
занятиях, а в дальнейшем применяют полученную информацию по технике
безопасности.
Формы контроля: Мониторинг ЗУН: педагогическое наблюдение, опросы,
творческая работа.
2. Тема: «Что такое право? Зачем нам знать свои права?».
Теория: знакомство с Декларацией прав человека.
Практика: изучение и работа со статьями Декларации прав человека.
Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме.
Формы контроля: опрос.
3. Тема «Я ребенок. У меня есть права и обязанности».
Практика: творческое задание. Рисуем свои права.
Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме.
Формы контроля: творческая мастерская.
4.Тема «Основы семейного права»
Теория: знакомство семейным правом. Понятие «семья», «член семьи»,
«права членов семей».
Практика: кинолекторий, тестирование.
Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме.
Формы контроля: тест.
5. Тема: «Право на имя»
Теория: знакомство с правом на имя. Что входит в это право.
Практика: правовая игра «Право на имя».
7

Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме.
Формы контроля: беседа.
6. Тема: «Моя семья»
Теория: знакомство с правом на семью, заботу со стороны родных. Права и
обязанности членов семьи.
Практика: викторина «Права родителей и детей».
Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме.
Формы контроля: викторина.
7. Тема: «Что такое правовая норма?»
Теория: знакомство с видами норм, с понятием «правовая норма»
Практика: решение практических задач.
Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме.
Формы контроля: решение задач.
8. Тема: «Система права»
Теория: знакомство с понятием система права и с основными ее
элементами.
Практика: решение практических задач. Работа с документами.
Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме.
Формы контроля: опрос.
9. Тема: «Нормативно-правовой акт. Система законодательства»
Теория: Виды нормативно-правовых актов. Процедура принятие законов.
Практика: работа с документами, решение тестов, задач.
Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме.
Формы контроля: тест.
10. Тема: «Правоотношения»
Теория:
Понятие
«правоотношений»,
«дееспособность»,
«правоспособность».
Практика: решение практических задач.
Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме.
Формы контроля: опрос.
11. Тема: «Символы Российского государства»
Теория: знакомство с основными символами РФ: флаг, герб, гимн.
Практика: кинолекторий.
Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме.
Формы контроля: опрос.
12. Тема: «Я – гражданин и патриот своей страны»
Теория: изучение понятий гражданин, патриот. Изучение символов своей
страны, своей малой Родины.
8

Практика: работа с символами страны, области, города. Тестирование по
теме.
Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме.
Формы контроля: опрос.
13. Тема: «Что я знаю о коррупции?»
Теория: значение и происхождение слова «коррупция»
Практика: викторина, кинолекторий.
Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме.
Формы контроля: опрос.
14. Тема: «Гражданство РФ»
Теория: изучение понятия «гражданство», основания приобретения и
прекращения гражданства.
Практика: закрепление основных понятий темы. Работа со страницами
основного документа гражданина - паспорта.
Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме.
Формы контроля: опрос.
15. Тема: «Конституция – основной закон страны»
Теория: изучение основного закона страны.
Практика: работа с Конституцией. Круглый стол.
Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме.
Формы контроля: круглый стол.
16. Тема: «Школа – отдельное государство»
Теория: изучение Устава школы. Прав и обязанностей школьника.
Практика: составление индивидуальных «законов класса», а затем Свода
«законов класса».
Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме.
Формы контроля: творческая работа.
17. Тема: «У дружбы нет национальности»
Теория: знакомство с нациями и национальностями, с понятием
«толерантности», «холокост».
Практика: кинолекторий.
Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме.
Формы контроля: творческая работа.
18. Тема: «Обязанность служить в армии»
Теория: знакомство с воинской обязанностью. Кто они такие «Защитники
Родины?»
Практика: творческие работы: рисунки, стихи, посвященные защитникам
Родины. Акция «Защитникам посвящается».
Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме.
9

Формы контроля: творческая работа.
19. Тема: диагностика «Склонность к отклоняющемуся поведению»
Практика: тестирование
Ожидаемый результат отсутствует склонность к отклоняющемуся
поведению.
Формы контроля: тест.
20. Тема: «Виды юридической ответственности»
Теория: изучение понятия «ответственность», видов ответственности:
административная, уголовная, гражданская, дисциплинарная. Ответственность
несовершеннолетних.
Практика: правовая игра, посещение ОМВД г. Петровска, беседа с
представителем ОМВД.
Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме.
Формы контроля: игра.
21. Тема: «Виды административных наказаний»
Теория: знакомство с основными видами административных наказаний
Практика: тестирование
Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме.
Формы контроля: тест.
22. Тема: «Административная ответственность несовершеннолетних»
Теория: особенности привлечения подростков к административной
ответственности.
Практика: практические задачи
Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме.
Формы контроля: опрос.
23. Тема: «Виды уголовных наказаний»
Теория: знакомство с основными видами уголовных наказаний
Практика: тестирование.
Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме.
Формы контроля: тест.
24. Тема: «Уголовная ответственность несовершеннолетних»
Теория: особенности привлечения подростков к уголовной ответственности
Практика: практические задачи, тестирование.
Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме.
Формы контроля: опрос.
25. Тема «Право на труд. Моя будущая профессия»
Теория: Знакомство с правом на труд, с различными профессиями и
видами деятельности. Труд несовершеннолетних.
10

Практика: проектная работа «Моя будущая профессия».
Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме.
Формы контроля: творческая работа.
26. Тема «Как вести себя в общественных местах?»
Теория: изучение правил поведения в общественных местах.
Ответственность за нарушение правил.
Практика: викторина, ролевая игра: решение проблемной ситуации.
Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме.
Формы контроля: викторина.
27. Тема: «Дорожные знаки»
Теория: закрепление основных видов дорожных знаков, росмотр
обучающих видеоматериалов.
Практика: тестирование
Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме.
Формы контроля: тест.
28. Тема: «Велосипед: друг или враг?»
Теория: изучение ПДД. Особенности управления велосипедом, скутером,
мопедом.
Практика: тестирование по ПДД, посещение ГИБДД или беседа с
представителями ГИБДД.
Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме.
Формы контроля: тест.
29. Тема: Квест «Дорожные ловушки»
Теория: знакомствос «дорожными ловушками»
Практика: решение практических задач
Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме.
Формы контроля: викторина.
30. Тема: кинолекторий «Дорога не место для игр»
Практика: просмотр документальных видео по теме безопасности на
дорогах
Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме.
Формы контроля: опрос.
31. Тема: «Оказание первой медицинской помощи»
Теория: знакомство с «медицинской аптечкой», с видами ран, кровотечений
т и т.п.
Практика: Практическая работа.
Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме.
Формы контроля: тест.
11

32. Тема: Творческая мастерская «Правила дорожные знать каждому
положено»
Практика: творческие работы по теме : рисунки, стихи, эссе, плакаты.
Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме.
Формы контроля: творческая работа.
33. Тема: «Огонь: друг или враг?»
Теория: повторение и изучение основных правил пожарной безопасности.
Ответственность за несоблюдение правил.
Практика: работа с «уголками пожарной безопасности»; посещение ПЧ-52.
Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме.
Формы контроля: опрос.
34. Теория: «Мы - за здоровый образ жизни»
Теория: знакомство с правом на бесплатную медицинскую помощь, на
здоровую окружающую среду. Вредные привычки. Ответственность
несовершеннолетних за употребление алкогольных напитков, за курение и др.
Практика: творческие работы: рисунки, эссе, рефераты. Беседа с
представителями РБ.
Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме.
Формы контроля: творческая работа.
35. Тема: «Правила и законы летом не забывай»
Теория: изучение основных правил поведения во время летних каникул.
Практика: повторение изученного материала Составление вопросов по
курсу учащимися друг для друга.
Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме.
Формы контроля: опрос.
36. Тема: «Я - юный правовед».
Практика: итоговое тестирование
Ожидаемый результат учащиеся усвоили курс программы.
Формы контроля: тест.
Ожидаемые результаты:
Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса
являются:

мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в
будущем в общественной и государственной жизни;
 стремление к правомерному поведению;
 научатся оценивать свои поступки и прогнозировать их возможные
последствия.
 смогут применять юридические
знания в конкретных жизненных
ситуациях;
12

смогут не бояться публичных выступлений, разовьют творческие
способности.
Метапредметные результаты изучения права проявляются:

развитие у подростков социальной активности, желания участвовать в
преобразованиях окружающей жизни;

в умении сознательно организовывать свою познавательную
деятельность;

в умении объяснять явления и процессы правовой действительности;

в способности анализировать реальные правовые ситуации, выбирать
адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых
правовых норм;

в умении выполнять познавательные и практические задания, в том
числе проектной деятельности.
Предметными результатами освоения данного курса являются:

интерес к изучению правовых дисциплин;

относительно целостное представление о праве, об отраслях права;

понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;

знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций права;

умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы,
вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.


13

Раздел 2: «Комплекс организационно-педагогических условий»

1. Количество учебных недель – 36
2. Продолжительность каникул – с 30 декабря по 8 января 2024 года
3. Начало реализации программы: первая неделя сентября 2023; конец
реализации: третья неделя мая 2024 года
КАЛЕНДАРНЫЙ-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Месяц
число
план.
1гр./2
гр.

1.

сентябрь

Мес
яц

Время
проведен

числ
о

ия
занятия

Форма
занятия

Ко
лво

факт

сентябрь

Очная

2

Очная

4

Очная

4

(творческая
мастерская)
4.

сентябрь

Очная

Очная

МБУ ДО
«ДЮЦ»»

Что такое право?
Зачем нам знать
свои права?

МБУ ДО
«ДЮЦ»»

Акция (конкурспроект)
«Я
ребенок. У меня
есть права и
обязанности»

МБУ ДО

Основы семейного
права

презентация)
октябрь

Вводное
занятие. Вводный
инструктаж по ТБ
и ППБ.
Входная
диагностика
(знание законов,
оценка
гражданскопатриотических
качеств личности)
.

4

(лекция,

5.

проведени
я

1гр./
2 гр.

(презентация)
3.

Форма контроля

.

е)

сентябрь

Место

час
ов

(входная
диагностика,
пнкетировани

2.

Тема занятия

4

Право на имя

(деловая
игра)

14

анкетирование

«ДЮЦ»»

МБУ ДО
«ДЮЦ»»

МБУ ДО
«ДЮЦ»»

опрос

рисунки

тестирование

опрос

6.

октябрь

Очная

Моя семья

(викторина)
7.

октябрь

Очная

4

(практическая
работа)
8.

октябрь

Очная

ноябрь

Очная

4

презентация)

11.

ноябрь

ноябрь

Очная
(лекция,
презентация)

4

Очная

4

(викторина)
12.

ноябрь

Очная

ноябрь

Очная

14.

декабрь

Очная

«ДЮЦ»»

Символы
Российского
государства

МБУ ДО
«ДЮЦ»»
МБУ ДО
«ДЮЦ»»

Школа
отдельное
государство

–

декабрь

Очная

4

Мы - за здоровый
образ жизни

16.

декабрь

Очная

Гражданство РФ

2

(беседа,
кинолекторий
15

опрос

опрос

тестирование

составление
«законов
класса»

МБУ ДО
«ДЮЦ»

творческие
работы
(рисунки,
рефераты,
эссе)

МБУ ДО
«ДЮЦ»»

4

(лекция)

тестирование

«ДЮЦ»»

работа)
15.

опрос

МБУ ДО

6

(беседа,
творческая

решение задач

МБУ ДО

МБУ ДО
«ДЮЦ»»

Я – гражданин и
патриот
своей
страны

(практическая
работа,
беседа)

а

Правоотношения.
Субъекты
правоотношений.

6

(беседа)

13.

Нормативноправовой
акт.
Система
законодательства.

опрос

библиотек

МБУ ДО
«ДЮЦ»»

Система права

(лекция,

10.

Что
такое
правовая норма?

4

(лекция,
презентация)
9.

МБУ ДО
«ДЮЦ»»

4

Что я знаю
коррупции?

о

МБУ ДО
«ДЮЦ»»

опрос

опрос

)
17.

декабрь

Очная
(круглый
стол,

Конституция
–
основной
закон
страны

презентация,
практическая
работа)
18.

январь

Очная

январь

Очная

«ДЮЦ»»

У дружбы нет
национальности

2

(тестировани
е)

20.

январь

Очная

опрос

МБУ ДО

4

(беседа,
творческая
работа)

19.

МБУ ДО
«ДЮЦ»»

4

Диагностика
«Склонности
к
отклоняющемуся
поведению»

2

Обязанность
служить в армии

(беседа,
творческая

МБУ ДО
«ДЮЦ»

тестирование

МБУ ДО
«ДЮЦ»»

работа)
21.

22.

январь

Очная

февраль

(деловая
игра)

февраль

Очная

6

4

(практическая
работа)
23.

февраль

Очная

4

(лекция,
презентация)
24.

февраль

Очная

Виды
юридической
ответственности
Виды
административны
х наказаний
Административна
я ответственность
несовершеннолетн
их
Виды уголовных
наказаний

16

творческие
работы
(рисунки,
рефераты,
эссе)

МБУ ДО
«ДЮЦ»

МБУ ДО
«ДЮЦ»

МБУ ДО
«ДЮЦ»

опрос

тестирование

опрос

МБУ ДО

4

(практическая
работа)

творческие
работы
(рисунки,
рефераты,
эссе)

«ДЮЦ»

тестирование

25.

февраль

Очная

март

(презентация,

4

Уголовная
ответственность
несовершеннолетн
их

беседа)

26.

март

Очная

6

труд.
будущая
профессия

(беседа,
презентация)
27.

март

Очная

4

(беседа)
28.

март

Очная

30.

март

апрель

на
Моя

Как вести себя в
общественных
местах?

опрос

МБУ ДО
«ДЮЦ»

проектная
работа

МБУ ДО
«ДЮЦ»

викторина

МБУ ДО

4

«ДЮЦ»

(практическая
работа)

29.

Право

МБУ ДО
«ДЮЦ»»

Дорожные знаки

Очная
(практическая
работа)

4

Очная

4

МБУ ДО
«ДЮЦ»

Велосипед:
или враг?

друг

тестирование

МБУ ДО

Дорожные
ловушки

(квест,
кинолекторий

тестирование

«ДЮЦ»/Г
ИБДД

викторина

)
31.

апрель

Очная
(кинолектори
й)

32.

апрель

Очная

МБУ ДО

4

4

(практическая
работа)

17

Кинолекторий
«Дорога не место
для игр»

«ДЮЦ»

Оказание первой
медицинской
помощи

МБУ ДО

опрос

«ДЮЦ»

тестирование

33.

апрель

Очная

4

(творческая

Творческая
мастерская
«Правила
дорожные знать
каждому
положено»

работа)

34.

май

очная/

Огонь: друг или
враг?

(презентация,

Творческая
работа:
рисунки,
стихи,
синквейны
др.

МБУ ДО

6

неаудиторная

МБУ ДО
«ДЮЦ»

«ДЮЦ»
ПЧ-52

беседа

экскурсия)
35.

май

Очная

4

(беседа)

36.

май

Очная

2

(практическая
работа)

18

«Правила
и
законы летом не
забывай»
Итоговое занятие
«Я
юный
правовед»

МБУ ДО
«ДЮЦ»

обобщающее
занятие

МБУ ДО
«ДЮЦ»

итоговое
тестирование

и

Модуль «Дистанционное обучение»
Вводится при возникновении форс-мажорных обстоятельств, по согласованию с
родителями, на основании приказа руководителя ОУ.
Платформа проведения занятий КАЛЕНДАРНЫЙ-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Месяц
число
план.
1гр./2
гр.

Мес

Время

Форма

Ко

яц
числ

проведен
ия

занятия

л-

проведени

во
час

я

о

занятия

Тема занятия

Место

Форма контроля

ов

факт
.
1гр./
2 гр.

1.

2.

3.

4.

сентябрь

сентябрь

сентябрь

сентябрь

Дистанц
ионно

2

4

4

Вводное
занятие. Вводный
инструктаж по ТБ
и ППБ.
Входная
диагностика
(знание законов,
оценка
гражданскопатриотических
качеств личности)
.

МБУ ДО
«ДЮЦ»»

Что такое право?
Зачем нам знать
свои права?

МБУ ДО
«ДЮЦ»»

Акция (конкурспроект)
«Я
ребенок. У меня
есть права и
обязанности»

МБУ ДО
«ДЮЦ»»

4

Основы семейного
права
5.

октябрь

4

Право на имя

19

анкетирование

МБУ ДО
«ДЮЦ»»

МБУ ДО
«ДЮЦ»»

опрос

рисунки

тестирование

опрос

6.

октябрь

Дистанционн

Моя семья

о
7.

8.

октябрь

октябрь

МБУ ДО
«ДЮЦ»»

4

4

Что
такое
правовая норма?

Система права

9.

10.

11.

12.

ноябрь

ноябрь

ноябрь

ноябрь

4

4

4

Нормативноправовой
акт.
Система
законодательства.

ноябрь

декабрь

МБУ ДО
«ДЮЦ»»

декабрь

–

4

декабрь

2

20

МБУ ДО
«ДЮЦ»»

тестирование

опрос

опрос

тестирование

Что я знаю
коррупции?

«ДЮЦ»»

составление
«законов
класса»

МБУ ДО
«ДЮЦ»

творческие
работы
(рисунки,
рефераты,
эссе)

МБУ ДО
«ДЮЦ»»

4

Гражданство РФ

16.

опрос

МБУ ДО

6

Мы - за здоровый
образ жизни

15.

«ДЮЦ»»

Символы
Российского
государства

6

решение задач

МБУ ДО

МБУ ДО
«ДЮЦ»»

Школа
отдельное
государство
14.

а

Правоотношения.
Субъекты
правоотношений.

Я – гражданин и
патриот
своей
страны
13.

библиотек

МБУ ДО
«ДЮЦ»»

4

опрос

о

МБУ ДО
«ДЮЦ»»

опрос

опрос

)
17.

декабрь

Дистанционн
о

МБУ ДО
«ДЮЦ»»

4

Конституция
–
основной
закон
страны

18.

январь

опрос

МБУ ДО

4

«ДЮЦ»»

У дружбы нет
национальности

19.

20.

январь

январь

2

Диагностика
«Склонности
к
отклоняющемуся
поведению»

2

Обязанность
служить в армии

21.

январь

6

февраль

22.

23.

24.

февраль

февраль

февраль

4

4

Виды
юридической
ответственности
Виды
административны
х наказаний
Административна
я ответственность
несовершеннолетн
их

МБУ ДО
«ДЮЦ»

тестирование

МБУ ДО
«ДЮЦ»»

творческие
работы
(рисунки,
рефераты,
эссе)

МБУ ДО
«ДЮЦ»

МБУ ДО
«ДЮЦ»

МБУ ДО
«ДЮЦ»

опрос

тестирование

опрос

МБУ ДО

4

Виды уголовных
наказаний

21

творческие
работы
(рисунки,
рефераты,
эссе)

«ДЮЦ»

тестирование

25.

февраль
март

26.

март

Дистанционн
о

4

Уголовная
ответственность
несовершеннолетн
их
6

Право
труд.
будущая
профессия

27.

28.

март

март

4

на
Моя

Как вести себя в
общественных
местах?

МБУ ДО
«ДЮЦ»»

опрос

МБУ ДО
«ДЮЦ»

проектная
работа

МБУ ДО
«ДЮЦ»

викторина

МБУ ДО

4

«ДЮЦ»

Дорожные знаки

29.

март

МБУ ДО
«ДЮЦ»

4

Велосипед:
или враг?

30.

апрель

друг

32.

апрель

апрель

22

«ДЮЦ»/Г
ИБДД

викторина

МБУ ДО

4

4

тестирование

МБУ ДО

4

Дорожные
ловушки

31.

тестирование

Кинолекторий
«Дорога не место
для игр»

«ДЮЦ»

Оказание первой
медицинской
помощи

МБУ ДО

опрос

«ДЮЦ»

тестирование

33.

апрель

Дистанционн

4

о

Творческая
мастерская
«Правила
дорожные знать
каждому
положено»

34.

май

36.

май

май

4

2

Творческая
работа:
рисунки,
стихи,
синквейны
др.

МБУ ДО

6

Огонь: друг или
враг?

35.

МБУ ДО
«ДЮЦ»

«Правила
и
законы летом не
забывай»
Итоговое занятие
«Я
юный
правовед»

«ДЮЦ»
ПЧ-52

беседа

МБУ ДО
«ДЮЦ»

обобщающее
занятие

МБУ ДО
«ДЮЦ»

итоговое
тестирование

Условия реализации программы

Участниками программы являются учащиеся 13-17 лет. Объём учебной
нагрузки для учащихся –144 часа в год. Занятия проходят 2 раза в неделю по 2
часа. Количество детей в группе от 12 до 17человек.
В каникулярное время – проведение встреч с представителями ОМВД,
прокуратуры, суда, ПЧ-52, УИС и др. и экскурсий в ОМВД, ПЧ-52, УИС и др. (по
согласованию).
Материально техническое обеспечение:
Реализация программы требует наличия учебного кабинета. Оборудование
кабинета и рабочих мест кабинета: рабочее место педагога, комплект учебнометодической литературы.
Технические средства обучения: ПК, колонки, микрофон, проектор.

23

и

Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает
следующие составляющие: (при отмене занятий и другими форс-мажорными
обстоятельствами):
 Каналы связи,
 Компьютерное оборудование,
 Периферийное оборудование,
 Программное обеспечение.
К технологическим задачам относятся:
 содержательное наполнение программного продукта (оболочки) для
проведения дистанционного обучения с использованием ДОТ.
Компьютерное оборудование и программное обеспечение
Могут использоваться практически любые современные компьютеры с
установленной операционной системой. Необходимым минимальным условием
является наличие интернет-браузера и подключения к Интернету.
Обеспечение обучающихся компьютерной техникой при организации
обучения по модели с использованием элементов ДОТ в домашних условиях
осуществляется за счет средств родителей.
Информационно-методические и дидактические материалы:
– аудио-, видео-, фото-, интернет источники.
При дистанционном обучении. Все необходимые дидактические и
методические материалы, видео лекции, презентации размещаются на странице
https://drive.google.com/drive/folders/1GR9tO3Z5lEdGjL5rIIIZNA3YXi2_wibN, а так
же дополнительные материалы можно получить на информационно-правовом
портале «Гарант», «Консультант».
Кадровое обеспечение.
Реализация программы должна обеспечиваться педагогическими кадрами,
имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой
дисциплины (модуля). Программа может реализовываться педагогом
дополнительного образования, имеющим высшее юридическое образование.
Программа реализуется на основе сетевых форм взаимодействия. Внешнее
взаимодействие – с правоохранительными органами, УИС, прокуратурой.
Внешнее взаимодействие реализуется в каникулярное время: проведение
профориентационных экскурсий по согласованию с указанными ведомствами.
Данная программа разработана и составлена на основе имеющихся
программ и методических пособий, рекомендованных Министерством
просвещения РФ, Министерством образования Саратовской области.
Форма аттестации
В начале учебных занятий педагогом проводится вводная диагностика
определения начального уровня знаний обучающихся в форме анкетирования,
опроса.

Текущий контроль (проверка знаний в конце каждого занятия
посредством опроса).
24

Тематический контроль (проверка знаний и умений в конце
определённого блока в виде теста или деловая игра по теме).

Итоговый (итоговое тестирование) .
Итоговая аттестация проходит в виде теста. Учащиеся решают тест по
пройденному курсу, который представляет собой набор вопросов с
множественным выбором, с вопросами на соответствие, а так же логические
задания с кратким ответом. Максимальная оценка –5 баллов.
По результатам наблюдений педагога каждого ребенка условно можно
отнести к тому или иному уровню владения материалом программы .


Низкий уровень

Обучающийся:
пассивен,
демонстрирует
слабую
заинтересованность изучаемым материалом;
- не стремится применить на практике
приобретенные знания, умения и навыки;
- не владеет терминологией, не может
объяснить ее значение;
- не умеет организовать свою деятельность с
наименьшими затратами времени, сил и
средств;
- не анализирует заданную проблемную
ситуацию.

Средний уровень

Обучающийся:
- активен, демонстрирует достаточную
заинтересованность изучаемым материалом;
может
применить
на
практике
приобретенные знания, умения и навыки;
- владеет терминологией, частично может
объяснить ее значение;
- умение организовывать свою работу с
наименьшими затратами времени, сил и
средств требует совершенствования;
- допускает ошибки при анализе проблемных
ситуаций, выстраивании алгоритма действий
по их решению, неуверенно аргументирует
свой
выбор,
объясняет
полученный
результат.

Высокий уровень

Обучающийся:
активен,
демонстрирует
высокую
заинтересованность изучаемым материалом;
показывает
широкие
возможности
применения на практике приобретенных
знаний, умений и навыков;
- уверенно владеет терминологией, знает и
объясняет ее значение;
- умеет организовать свою работу с
наименьшими затратами времени, сил и
средств;
25

- анализирует проблемные ситуации, умеет
выстроить алгоритм действий по
их
решению, аргументирует свой выбор,
объясняет полученный результат.

 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
материал итогового тестирования,
 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
защита творческой работы.
Оценочные материалы
Предметом оценки служат результаты обучения. Технология оценки –
пятибалльная.
Спецификация оценочных средств:
-тестирование;
- итоговая творческая работа.
На итоговой аттестации учащимся предлагается пройти тестирование:
вопросы теста включают в себя вопросы с единичным правильным ответом, с
множественным выбором, а так же логические задания с кратким ответом.
Критерии оценивания ответов на итоговый тест:
Владение знанием на теоретическом уровне предполагает:
• знание определений основных понятий курса, их существенных
признаков, умение привести правильные примеры для конкретизации отдельных
признаков понятия, употребление понятий в правильном контексте;
• понимание содержания правовых норм, умение назвать общее и различное
между определенными правовыми нормами, привести примеры правовых норм,
раскрыть роль различных правовых норм в системе регуляции общественных
отношений;
• умение логически стройно излагать соответствующие факты, идеи, делать
выводы.
«5» баллов выставляется при условии, если учащийся правильно ответил
на 85-100% вопросов, привел собственные примеры, правильно раскрывающие те
или иные положения, сделал обоснованный вывод.
«4» балла выставляется при условии, если ответил правильно на 75-84%
вопрос, и допустил незначительные неточности, не искажающие суть понятий,
теоретических положений, правовых и моральных норм.
«3» балла выставляется при условии, если учащийся смог с первой или
дополнительной попытки ответить на 60-74% вопросов.
«2» балла выставляется при условии, если учащийся с 2х предложенных
попыток правильно ответил менее чем на 60 % вопросов.
Учащиеся, набравшие от 3 до 5 баллов – получают зачет по итоговой
аттестации,
Учащиеся, набравшие 2 балла – незачет по результатам итоговой
аттестации.
26

Оценочные материалы по диагностике предметных, метапредметных и
личностных результатов
Ожидаемые результаты

Формы контроля

Предметные
Знание базовых понятий по разделам
Итоговое тестирование в дистанционной
программы и причинно-следственных связей
оболочке.
Методика «Ты гражданином быть обязан».
Анкета «Патриот».
Метапредметные
Познавательные УУД: - способность к
«Готовность работать с информацией и
обобщению, анализу информации
информационными источниками» Е.В.
Коротаева.
Коммуникативные УУД: - уровень развития
Методика «Какой Я?» (модификация
эмоционально-волевого компонентов
методики О.С.Богдановой).
коммуникативной компетентности
Методика коммуникативной установки
В.В. Бойко.
«Тест на выявление готовности к обучению в
интерактивном режиме» Е.В. Коротаева
Регулятивные УУД: - навыки понимания
Краткий ориентировочный тест В.Н. Бузин,
условий задания, умение действовать по
Э.Ф. Вандерлик (КОТ).
алгоритму, правильно воспроизводить,
творчески преобразовывать; самостоятельное
определение успешности в обучении,
освоении новых видов обучения
Личностные
Уровень мотивации учения и эмоционального Методика социализированности личности
отношения к учению; - уровень
(М.И. Рожкова).
социализированности учащихся
«Самооценка лидерства» (Фетискин Н.П.,
Козлов В.В., Мануйлов Г.М).

Методические материалы:
 особенности организации образовательного процесса – занятия проходят
очно (при форс-мажорных обстоятельств на основании согласия родителей
возможна дистанционная форма).
 методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительноиллюстративный, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный,
проектный.
- методы воспитания: воспитания: убеждение, поощрение, упражнение,
стимулирование, мотивация и др.;
 формы организации образовательного процесса: индивидуальная,
индивидуально-групповая ;
 формы организации учебного занятия:на занятиях применяются различные
формы обучения с использованием различных методов, приемов и средств:
лекции, беседы, ролевые игры, дискуссии. Формы и методы работы с
обучающимися, используемые при реализации программы: лекция (с
27

сопровождением компьютерной презентации), практическая работа, деловая,
имитационная игра, интерактивный тренинг, тест, решение творческих заданий и
проблемных ситуаций.
Методы организации образовательного процесса:
- научности;
- доступности (обучающимся);
- результативности;
- эффективности.
Педагогические технологии:
- здоровьесберегающие (направлены на максимальное укрепление здоровья
обучающихся);
- личностно-ориентированные (в центре внимания, которых – неповторимая
личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на
ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях);
- игровые;
- технологии коллективной творческой деятельности (предполагают организацию
совместных
действий,
коммуникацию,
общение,
взаимопонимание,
взаимопомощь, взаимокоррекцию);
- коммуникативные (обучение на основе общения. Участники обучения - педагог
- ученик. Отношения между ними основаны на сотрудничестве и равноправии).
 алгоритм учебного занятия:
Ход занятия состоит из постоянного многократного чередования
следующих этапов в течение занятия:
1.
Актуализация имеющихся у детей знаний.
2.
Совместный поиск знаний. Закрепление новых знаний.
3.
При работе с учащимися на каждом занятии проводится по две
физминутки.
4.
В конце занятия подводится итог, на котором дети вместе с педагогом
делятся впечатлением о занятии и вспоминают, что они узнали нового.
 дидактические материалы:
- методическая и учебная литература, справочный материал;
- наглядные материалы: таблицы, схемы, иллюстрации, фотоматериалы,
презентации;
- раздаточные материалы: тексты практических заданий, тесты, анкеты.
- видео, аудио пособия.

28

Литература, используемая педагогом:
Основная:
1.
Абрамов В. И. Учебно-методические проблемы
правового
образования в современной российской школе // "Черные дыры" в Российском
Законодательстве. - 2008. - N 2.
2.
Зимина Н. В. Воспитание правовой культуры школьников через
организацию внеклассной деятельности по предмету // Учитель в школе. - 2010. N 6.
3.
Зырянов М. Ю. Правовое образование школьников // Вестник
Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - 2009. - Т. 15,
N 3, Ч. 2.
4.
Рассолова Е. А. Правовое воспитание старшеклассников // Вестник
Университета Российской Академии Образования. - 2007. - N 1.
5.
Терентьева Е. В. Модели правового образования и воспитания в
школе // Право в школе. - 2010. - N 3.
6.
Барщевский М.Ю. Большая юридическая энциклопедия.- М.: АСТ
Москва, 2010.
Дополнительная:
7.
Корсаков К. В. Проблемы методики процесса правового обучения и
воспитания // Российский юридический журнал. - 2010. - N 3 (май-июнь).
8.
Певцова Е. А. О некоторых аспектах формирования правового
сознания и правового воспитания школьной молодежи в трансформирующемся
обществе // Основы государства и права. – 2005. - N 1.
9.
Черемисина А. А. Реализация правового образования и воспитания
старшеклассников на основе компетентностного подхода // Сибирский
педагогический журнал. - 2009. - № 5.
10. Черемисина А. А. Становление и развитие правового образования и
воспитания учащихся // Педагогическое образование и наука. - 2008. - N 10.
11. Матузов Н.И. Общая концепция и основные приоритеты российской
правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2000. N 1.
12. Матузов Н.И. Актуальные проблемы российской правовой политики //
Государство и право. 2000. N 4.
13. Девиантное поведение подростков. Профилактика и реабилитация,
защита прав несовершеннолетних.- М., 1999.
14. Защита прав ребенка в РФ: Сб. нормативных документов. – СПб.,
2000.
15. Методика проведения занятий с подростками по профилактике
различных видов зависимости. – М., 2002.
16. Пчелинцева Л. М. Семейное право России. Учебник для вузов. — М.:
Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М, 1999.
17. Бахрах Д. Н. Административное право России: Учебник для вузов. —
М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2002.
29

Литература, рекомендуемая учащимся:

1.
Певцова Е. А. Правовая культура и правовое воспитание в России на
рубеже XX-XXI веков / Е. А. Певцова. – М.: Новый учебник , 2003.
2.
Юридическая энциклопедия / под ред. В.И. Болотного - М.: Юрист,
2005.
3.
Правоведение, Балашов А.И., Рудаков Г.П., 2013.
4.
Социальные основания права, Мальцев Г.В., 2011.
5.
Теория государства и права, Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю.,
Мамычев А.Ю., 2014.
6.
Трудовое право: учебник и практикум для прикладного бакалавриата /
З. Н. Зарипова, В. А. Шавин. — М. : Издательство Юрайт, 2015.
7.
Сырых, В. М. Теория государства и права : учебник / В. М. Сырых .—
6-е изд., перераб. и доп. — М. : Юстицинформ, 2012 .
8.
Теория государства и права. Учебник. Издание 3-е, расширенное Т 29
и дополненное. Под ред. М. Н. Марченко. — М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 2000.
9.
Теория государства и права - Курс лекций - Под ред Матузова Н.И.,
Малько А.В. - 2 - е издание – 2001.
10. Аверьянова Т. В., Белкин Р. С., Корухов Ю. Г., Российская Е. Р.
Криминалистика. Учебник для вузов. Под ред. Заслуженного деятеля науки
Российской Федерации, профессора Р. С. Белкина. — М.: Издательство НОРМА
(Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000.
11. Ветров Н.И Уголовное право учебник для ВУЗов/ Н.И.Ветров.-М.
Юриспруденция 2007г .
12.
Лазарев В.В. Конституционное право. Учебник для ВУЗов./В.В.
Лазарев М. 2004 г.
13. Кашанина Т.В. Основы права 10-11 класс./ Т.В. Кашанина А.В.
Кашанин Вита - Пресс,2007г.
14. Никитин А.Ф. Школьный юридический словарь/ А.Ф. Никитин
Дрофа.2007г

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».