Раздел 1 «Комплекс основных характеристик программы». Пояснительная записка Общеобразовательная общеразвивающая программа «Правовая азбука» относится к социально-гуманитарной направленности. Актуальность дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Правовая азбука» состоит в том, что она даёт возможность включить детей как в моделируемые, так и в реальные ситуации, поставить перед ними практические задачи, решение которых требует знание закона. Каждый человек обязательно должен знать и изучать свои права и обязанности. Чем раньше ребёнок начнёт постигать общественные нормы жизни, тем более осознанно он будет поступать в тех или иных ситуациях. Развитие правового сознания личности - это долгий, сложный и противоречивый процесс, продолжающийся практически всю жизнь человека. Самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве. У школьников среднего звена наиболее активно формируются взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека в правовой сфере. Отличительная особенность. Ребёнок, получив базовые знания на занятиях по праву, легче сможет ориентироваться в самостоятельной жизни, будет подготовлен к изучению некоторых тем по курсу «Обществознания» в старшей школе. Правовое воспитание является сложным процессом. Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка, созданию условий для формирования его правосознания и правомерного поведения. Программа содержит учебный материал, актуальный и полезный не только для развития учебной мотивации и выбора профиля обучения, но и для повседневной жизни, расширения кругозора учащихся. Основной формой организации образовательного процесса являются теоретические и практические занятия, проведение профориентационных, профилактических акций и встреч с представителями государственных органов. Программа направлена на профилактику преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних. Интерес к деятельности резко возрастает, если учащиеся включены в игру. В игре ребёнок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры – сделать серьёзный напряжённый труд интересным для учащихся. На занятиях используются практические задания, которые позволяют заметно оживить беседу, преодолеть или ослабить влияние формального изложения материала, рассмотреть положение закона на конкретном примере с тем, чтобы раскрыть его актуальность и стимул. Педагогическая целесообразность программы. Знание норм права способствует подготовке обучающегося к жизни в обществе в реальных условиях. Знание законов поможет им скорее и конструктивнее адаптироваться к требованиям социума. Активное применение ситуаций правовой ориентации (в играх, тренингах, упражнениях) способствует не только проверке, но и закреплению полученных правовых знаний. Адресат программы, возрастные особенности. Данная программа предназначена для подростков 11 - 13 лет. Психолого-педагогические особенности возрастной категории учащихся: В процессе занятий формируются основные и индивидуально психологические особенности ребёнка. Создаются предпосылки формированиясоциально - нравственных качеств личности. Основная роль в этот период принадлежит сюжетно - ролевым играм, так как в них идёт процесс приобщения к социальной жизни детского и взрослого сообщества. Здесь ребёнок получает представление о правах и обязанностях, учиться согласовывать свои интересы, сдерживать желания. Игра вызывает качественные изменения в психике ребёнка. Она позволяет выявить уровень развития личностных качеств ребёнка, определить статус в детском коллективе. Гражданско-правовое образование в среднем школьном возрасте имеет, прежде всего, нравственно - этическую основу. Поэтому на первый план выходят следующие понятия: «Родина», «малая родина», «гражданин», «правила поведения», «добро и зло», «права и обязанности» и т.д. У школьников необходимо сформировать представление о человеке, как о главной ценности общества, дать им начальные сведения о Конституции РФ, о правах человека и ребёнка, познакомить с основными документами: «Всеобщей декларации прав человека», «Конвенции ООН о правах ребёнка». Важную роль играет формирование понятий о Родине, гражданине, семье, своей родословной, об отношениях в семье, человеке как личности. Возраст от 11 до 13 лет характеризуется тем, что в этот период у ребёнка обостряется интерес к тому, как устроен мир. Идёт освоение самых разнообразных видов деятельности, что обеспечивает формирование таких качеств как умелость, трудолюбие, компетентность. Происходит смена преобладающей сферы социализации, на первый план выходит учебная деятельность. Социальный характер этой деятельности проявляется в том, что она организована обществом и направлена на её воспроизводство и её развитие. Объем и срок освоения программы –1 год обучения (36 недель) Формы обучения – очная. При возникновении форс-мажорных обстоятельств, по согласованию с родителями, на основании приказа руководителя ОУ форма обучения переходит взаочную (дистанционную). Основная форма работы с учащимися – занятие в аудитории (беседа, круглый стол, правовые викторины, деловые и ролевые игры, кинолектории, квест-игры). Так же занятия проходят в индивидуальном порядке, микрогруппах – в форме консультаций, подготовки к играм, разработка докладов, проектов. Режим и продолжительность занятий: Продолжительность занятий 40минут. Перемена – 10минут. Программа рассчитана 144 часа. Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа. Программа рассчитана на 1 год обучения. Особенности набора детей. Набор в детское объединение – свободный. Пожеланию учащегося. Количество детей в группе от 12 человек и не должно превышать 17 человек. Работая в группах: учащиеся учатся размышлять, задавать вопросы, делать собственные выводы, критически воспринимать разнообразную информацию, самостоятельно искать решение проблемы, получают навык устного выступления,умение оценить свою работу и работу своих «коллег». Дистанционное обучение (во время отмены занятий и других форс- мажорных обстоятельств на основании согласия родителей): при подобной форме изучения материала огромную роль играет самообразование. С другой же стороны, дистанционное обучение требует организованности и собранности. Учащиеся более подробно знакомятся с пройденными темами, закрепляют их, решая тесты, изучая презентации, видеоматериалы, лекции педагога. Основная форма организации образовательного процесса – очные групповые занятие в аудитории. При введении дистанционного модуля – индивидуально-групповые занятия на дистанционной образовательной платформе. Основные формы и методы проведения занятий: лекция, ролевая игра, квест, викторина, тестирование. Занятия проводятся как в активной форме, так и в интерактивной форме. В работе с учащимися используются приемы импульс- плаката (перед изучением определенного модуля), отсроченной загадки (кроссворды, логические задания), демонстрация непонимания, а как прием проведения рефлексии – «рефлексивная мишень». В каникулярное время возможна индивидуальная работа с учащимися, консультации по пройденным темам, профориентационные экскурсии. Интерес к деятельности резко возрастает, если учащиеся включены в игру. В игре ребёнок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры – сделать серьёзный напряжённый труд интересным для учащихся. На занятиях используются практические задания, которые позволяют заметно оживить беседу, преодолеть или ослабить влияние формального изложения материала, рассмотреть положение закона на конкретном примере с тем, чтобы раскрыть его актуальность и стимул. Цель образовательной общеразвивающей программы: способствовать формированию интереса у учащихся к предметам правового цикла, создание условий для формирования правовой культуры. Задачи: Развивающие: - привить индивиду осознанного стремления к правомерному поведению; - развивать умения и навыки публичных выступлений, творческиеспособности учащихся; - научить оценивать свои поступки и прогнозировать их возможные последствия; - сформировать навыки применения правовых знаний в конкретных жизненных ситуациях. Воспитательные: - пробудить интерес к профессиям юридической направленности; -способствовать воспитанию чувств ответственности, нравственности, культуры, патриотизма. Образовательные (обучающие): - познакомить с основными правами ребенка, с основными видами ответственности. Содержание программы: Содержание программы «Правовая азбука» по правовому просвещению несовершеннолетних включает в себя изучение основных прав человека, права ребенка, изучение Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, а так же изучение семейного, административного и уголовного законодательства. Для успешной реализации учебного плана возможно осуществление образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе с использованием только дистанционных образовательных технологий. Учебный план Программа детского объединения рассчитана на 144 часа в год. № п/п Наименование раздела, тема Количество часов Теория 1. 1. 2. 3. Вводное занятие. Вводный 2 инструктаж по ТБ и ППБ. Входная диагностика (знание законов, оценка гражданскопатриотических качеств личности). Что такое право? Зачем нам знать свои права? Конвенция о правах ребенка. Путешествие в город прав Практика Всего 2 4 Формы аттестации/контр оля анкетирование 2 2 4 опрос 3 2 5 2 8 4 правовая игра квест-игра 4. 5. «Я ребенок. У меня есть права и обязанности» Наши права в литературных произведениях 0 4 4 Творческая работа (рисунки) 2 2 4 викторина 6. Право на имя 2 6 8 7. Моя семья Я – гражданин и патриот своей страны Гражданство РФ Конституция – основной закон страны 2 6 8 беседа, правовая игра викторина 2 6 8 тестирование 2 2 4 опрос 2 6 8 викторина 11. Школа – отдельное государство 2 6 8 12. У дружбы нет национальности. 2 2 4 13. Что такое Холокост? 2 2 4 14. Обязанность служить в армии 2 2 4 0 4 4 тестирование 2 2 2 2 2 6 4 4 8 викторина опрос правовая игра 2 6 8 проектная работа 2 2 4 викторина 2 2 4 тестирование беседа 8. 9. 10. 21. Диагностика «Склонности к отклоняющемуся поведению» Правонарушение и преступление Что такое вина? Виды юридической ответственности Право на труд. Моя будущая профессия Как вести себя в общественных местах? Велосипед: друг или враг? 22. Огонь: друг или враг? 2 2 4 23. Мы - за здоровый образ жизни 3 9 12 24. «Правила забывай» 2 2 4 25. «Я – юный правовед» 2 2 4 Итого: 50 94 144 15. 16. 17. 18. 19. 20. и законы летом не составление «законов класса» опрос творческие работы (рисунки, рефераты, эссе) творческие работы (рисунки, рефераты, эссе) творческие работы (рисунки, рефераты, эссе) обобщающее занятие итоговое тестирование Содержание учебного плана 1. Тема: «Вводное занятие. Вводный инструктаж по ТБ и ППБ. Входная диагностика. Теория: знакомство с программой «Правовая азбука плюс». Вводный инструктаж. Практика: тестирование на знание законов, оценка гражданско- патриотических качеств личности. Ожидаемый результат: учащиеся запоминают правила поведения на занятиях, а в дальнейшем применяют полученную информацию по технике безопасности. Формы контроля: Мониторинг ЗУН: педагогическое наблюдение, опросы, творческая работа. 2. Тема: «Что такое право? Зачем нам знать свои права?».Теория: знакомство с Декларацией прав человека. Практика: изучение и работа со статьями Декларации прав человека. Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: опрос. 3. Тема «Конвенция о правах ребенка». Теория: знакомство с Конвенцией о правах ребенка. Практика: Подготовка и проведение правовой игры о знании статей Конвенции. Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: правовая игра. 4. Тема: «Путешествие в город прав ». Теория: обобщение основных прав человека. Практика: квест-игра на закрепление прав человека Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: квест-игра. 5. Тема «Я ребенок. У меня есть права и обязанности».Практика: творческое задание. Рисуем свои права. Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: творческая работа. 6. Тема «Наши права в сказках и литературных произведениях». Теория: Знакомство со сказками и литературными произведениями, вкоторых нарушаются, соблюдаются и защищаются права главных героев. Практика: проведение викторины о правах героев. Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: викторина. 7. Тема: «Право на имя» Теория: знакомство с правом на имя. Что входит в это право. Практика: правовая игра «Право на имя». Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: правовая игра. 8. Тема: «Моя семья» Теория: знакомство с правом на семью, заботу со стороны родных. Права и обязанности членов семьи. Практика: викторина «Права родителей и детей». Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: викторина. 9. Тема: «Я – гражданин и патриот своей страны» Теория: изучение понятий гражданин, патриот. Изучение символов своейстраны, своей малой Родины. Практика: работа с символами страны, области, города. Тестирование по теме. Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: тест. 10. Тема: «Гражданство РФ» Теория: изучение понятия «гражданство», основания приобретения и прекращения гражданства. Практика: закрепление основных понятий темы. Работа со страницами основного документа гражданина - паспорта. Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: опрос. 11. Тема: «Конституция – основной закон страны» Теория: изучение основного закона страны. Практика: работа с Конституцией. Круглый стол. Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: викторина. 12. Тема: «Школа – отдельное государство» Теория: изучение Устава школы. Прав и обязанностей школьника. Практика: составление индивидуальных «законов класса», а затем Свода «законов класса». Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: творческая работа. 13. Тема: «У дружбы нет национальности» Теория: знакомство с нациями и национальностями, «толерантности». Практика: закрепление материала. Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: опрос. с 14. Тема: «Что такое Холокост?» Теория: знакомство с термином «холокост». Дети Холокоста. Практика: кинолекторий, обсуждение фильма «Страна Творческая работа: рисунки, рефераты, эссе и т.п. Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: творческая работа. понятием игрушек». 15. Тема: «Обязанность служить в армии» Теория: знакомство с воинской обязанностью. Кто они такие «Защитники Родины?» Практика: творческие работы: рисунки, стихи, посвященные защитникамРодины. Акция «Защитникам посвящается». Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: творческая работа. 16. Тема: диагностика «Склонность к отклоняющемуся поведению» Практика: тестирование Ожидаемый результат отсутствует склонность к отклоняющемуся поведению. Формы контроля: тест. 17. Тема: «Правонарушение и преступление» Теория: изучение понятий «преступление», «правонарушение». Отличие этих правовых категорий. Понятие и виды преступлений. Понятие и виды уголовных наказаний. Практика: викторина. Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: викторина. 18. Тема: «Что такое вина?» Теория: знакомство с понятием и видами вины. Практика: посещение УИИ. Беседа с представителями УИИ. Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: опрос. 19. Тема: «Виды юридической ответственности» Теория: изучение понятия «ответственность», видов ответственности: административная, уголовная, гражданская, дисциплинарная. Ответственность несовершеннолетних. Практика: правовая игра, посещение ОМВД г. Петровска (по согласованию). Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: правовая игра. 20. Тема «Право на труд. Моя будущая профессия» Теория: Знакомство с правом на труд, с различными профессиями ивидами деятельности. Труд несовершеннолетних. Практика: проектная работа «Моя будущая профессия». Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: творческая работа. 21. Тема «Как вести себя в общественных местах?» Теория: изучение правил поведения в общественных местах. Ответственность за нарушение правил. Практика: викторина, ролевая игра: решение проблемной ситуации. Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: викторина. 22. Тема: «Велосипед: друг или враг?» Теория: изучение ПДД. Особенности управления велосипедом, скутером,мопедом. Практика: тестирование по ПДД, посещение ГИБДД. Беседа с представителями ГИБДД. (по согласованию) Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: тест. Формы контроля: опрос. 23. Тема: «Огонь: друг или враг?» Теория: повторение и изучение основных правил пожарной безопасности. Ответственность за несоблюдение правил. Практика: работа с «уголками пожарной безопасности»; Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: опрос. 24. Теория: «Мы - за здоровый образ жизни» Теория: знакомство с правом на бесплатную медицинскую помощь, на здоровую окружающую среду. Вредные привычки. Ответственность несовершеннолетних за употребление алкогольных напитков, за курение и др. Практика: творческие работы: рисунки, эссе, рефераты. Беседа спредставителями РБ (по согласованию). Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: творческая работа. 25. Тема: «Правила и законы летом не забывай» Теория: изучение основных правил поведения во время летних каникул. Практика: повторение изученного материала Составление вопросов покурсу учащимися друг для друга. Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: опрос. 26. Тема: «Я - юный правовед». Практика: итоговое тестирование Ожидаемый результат учащиеся усвоили курс программы. Формы контроля: тест. Ожидаемые результаты: Метапредметные: - обучающиеся стремятся к правомерному поведению; - развиваются умения и навыкипубличных выступлений, творческие способности учащихся; - обучающиеся оценивают свои поступки и прогнозируют их возможные последствия; обучающиеся применяют правовые знания в конкретных жизненных ситуациях. Личностные: проявляется интерес к профессиям юридической направленности; - обучающиеся проявляют чувства ответственности, нравственности, культуры, патриотизма. Предметные: - обучающиеся познакомились с основными правами ребенка, с основными видамиответственности. Раздел 2: «Комплекс организационно-педагогических условий» 1. Количество учебных недель – 36 2. Продолжительность каникул – с 30 декабря по 8 января 2024 года 3. Начало реализации программы: первая неделя сентября 2023; конецреализации: третья неделя мая 2024 года КАЛЕНДАРНЫЙ-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК N п/п Мес Мес яц яц числ о числ о план . факт . 1гр./ 2 гр. 1гр./ 2 гр. Время проведен ия Форма занятия Колво Тема занятия Место проведени я Форма контроля Вводное занятие. Вводный инструктаж по ТБ и ППБ.Входная диагностика Что такое право? Зачем нам знать свои права? МБУ ДО «ДЮЦ»» анкетирование МБУ ДО «ДЮЦ»» опрос часов занятия 1 аудиторная 4 2 аудиторная 4 3 аудиторная 4 Конвенция о правах ребенка. МБУ ДО «ДЮЦ»» опрос 4 аудиторная 4 Конвенция о правах ребенка. МБУ ДО «ДЮЦ»» правовая игра 5 аудиторная 4 Путешествие в город прав МБУ ДО квест-игра 6 7 аудиторная аудиторная 4 4 «Я ребенок. У меня есть права и обязанности» Наши права в сказках и литературных произведениях «ДЮЦ»» МБУ ДО творческие «ДЮЦ»» работы (рисунки) МБУ ДО викторина «ДЮЦ»» 8 аудиторная 4 Право на имя МБУ ДО «ДЮЦ»» беседа 9 аудиторная 4 Право на имя МБУ ДО правовая игра права». «ДЮЦ»» Моя семья МБУ ДО 10 аудиторная 8 викторина «ДЮЦ»» 11 12 аудиторная аудиторная 8 4 Я – гражданин и патриот своей страны «ДЮЦ»» Гражданство РФ МБУ ДО МБУ ДО тестирование опрос «ДЮЦ»» 13 аудиторная 8 Конституция – основной закон страны МБУ ДО «ДЮЦ»» опрос,виктори на 14 аудиторная 8 Школа – отдельное государство МБУ ДО «ДЮЦ»» составление «законов У дружбы нет национальности МБУ ДО 15 16 21 аудиторная аудиторная аудиторная 4 4 4 класса» опрос «ДЮЦ»» Что такое Холокост? МБУ ДО Обязанность служить в армии МБУ ДО Опрос, «ДЮЦ» творческие работы «ДЮЦ» кинолекторий, творческие работы (рисунки, рефераты, эссе) Диагностика «Склонности к отклоняющемус я поведению» МБУ ДО «ДЮЦ» тестирование 4 Правонарушени еи преступление МБУ ДО «ДЮЦ» викторина 4 Что такое вина? МБУ ДО опорос 23 аудиторная 4 24 аудиторная 25 аудиторная «ДЮЦ» 27 аудиторная 8 Виды юридической ответственности МБУ ДО «ДЮЦ»» опрос, правовая игра Право на труд. Моя будущая профессия МБУ ДО Подготовка «ДЮЦ» проектной работы . 32 аудиторная 4 33 аудиторная 4 Право на труд. Моя будущая профессия МБУ ДО «ДЮЦ» защита проектной работы 34 аудиторная 4 Как вести себя в общественных местах?. МБУ ДО «ДЮЦ» викторина 35 аудиторная 4 Велосипед: друг МБУ ДО тестирование или враг? «ДЮЦ» Огонь: друг или враг? МБУ ДО «ДЮЦ» 37 аудиторная 4 беседа 39 аудиторная 12 Мы - за здоровый образ жизни МБУ ДО «ДЮЦ» Творческая работа: рисунки, рефераты, эссе 41 аудиторная 4 «Правила и законы летом не забывай» МБУ ДО «ДЮЦ» обобщающее занятие 42 аудиторная 4 «Я – юный правовед» МБУ ДО Итоговое тестирование «ДЮЦ» Модуль «Дистанционное обучение» Вводится при возникновении форс-мажорных обстоятельств, по согласованию с родителями, на основании приказа руководителя ОУ. Платформа проведения занятий КАЛЕНДАРНЫЙ-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК N п/п Мес Мес яц яц числ о числ о план факт . . 1гр./ 2 гр. 1гр./ 2 гр. Время Форма Кол- проведен ия занятия во Тема занятия Место Форма контроля проведени я часов занятия Вводное занятие. Вводный инструктаж по ТБ и ППБ.Входная диагностика Что такое право? Зачем нам знать свои права? анкетирование 4 Конвенция о правах ребенка. опрос аудиторная 4 Конвенция о правах ребенка. правовая игра 5 аудиторная 4 Путешествие в город прав квест-игра 6 аудиторная 4 «Я ребенок. У меня есть права и обязанности» творческие работы Наши права в сказках и литературных произведениях викторина 1 аудиторная 4 2 аудиторная 4 3 аудиторная 4 7 аудиторная 4 опрос (рисунки) 9 аудиторная 4 Право на имя беседа 11 аудиторная 4 Право на имя правовая игра права». 12 аудиторная 8 Моя семья викторина 13 аудиторная 8 Я – гражданин и патриот своей страны тестирование 14 аудиторная 4 Гражданство РФ опрос 15 аудиторная 8 Конституция – основной закон страны опрос,виктори на 17 аудиторная 8 Школа – отдельное государство составление «законов класса» 18 аудиторная 4 У дружбы нет национальности опрос 19 аудиторная 4 Что такое Холокост? кинолекторий, творческие работы (рисунки, рефераты, эссе) 21 аудиторная 4 Обязанность служить в армии Опрос, творческие работы Диагностика «Склонности к отклоняющемус я поведению» тестирование 4 Правонарушени еи преступление викторина аудиторная 4 Что такое вина? опорос аудиторная 8 Виды юридической ответственности опрос, правовая игра 23 аудиторная 4 24 аудиторная 25 27 . 32 аудиторная 4 Право на труд. Моя будущая профессия Подготовка проектной работы 33 аудиторная 4 Право на труд. Моя будущая профессия защита проектной работы 34 аудиторная 4 Как вести себя в общественных местах?. викторина 35 аудиторная 4 Велосипед: друг тестирование или враг? 37 аудиторная 4 Огонь: друг или враг? беседа 39 аудиторная 12 Мы - за здоровый образ жизни Творческая работа: рисунки, рефераты, эссе 41 аудиторная 4 «Правила и законы летом не забывай» обобщающее занятие 42 аудиторная 4 «Я – юный правовед» Итоговое тестирование Условия реализации программы Участниками программы являются учащиеся 11-13 лет. Объём учебной нагрузки для учащихся –144 часов в год. Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа. Количество детей в группе от 12 до 17человек. В каникулярное время – проведение встреч с представителями ОМВД, прокуратуры, суда, ПЧ-52, УИС и др. и экскурсий в ОМВД, ПЧ-52, УИС и др. (по согласованию). Материально техническое обеспечение: Реализация программы требует наличия учебного кабинета. Оборудование кабинета и рабочих мест кабинета: рабочее место педагога, комплект учебно - методической литературы. Технические средства обучения: ПК, колонки, микрофон, проектор. Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие: (при отмене занятий и другими форсмажорными обстоятельствами): Каналы связи, Компьютерное оборудование, Периферийное оборудование, Программное обеспечение. К технологическим задачам относятся: содержательное наполнение программного продукта (оболочки) для проведения дистанционного обучения с использованием ДОТ. Компьютерное оборудование и программное обеспечение Могут использоваться практически любые современные компьютеры с установленной операционной системой. Необходимым минимальным условием является наличие интернет-браузера и подключения к Интернету. Обеспечение обучающихся компьютерной техникой при организации обучения по модели с использованием элементов ДОТ в домашних условияхосуществляется за счет средств родителей. Информационно-методические и дидактические материалы: – аудио-, видео-, фото-, интернет источники. При дистанционном обучении. Все необходимые дидактические и методические материалы, видео лекции, презентации размещаются на странице https://drive.google.com/drive/folders/1GR9tO3Z5lEdGjL5rIIIZNA3YXi2_wib N, а также дополнительные материалы можно получить на информационноправовом портале «Гарант», «Консультант». Кадровое обеспечение. Реализация программы должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Программа может реализовываться педагогом дополнительного образования, имеющим высшее юридическое образование. Программа реализуется на основе сетевых форм взаимодействия. Внешнее взаимодействие – с правоохранительными органами, УИС, прокуратурой. Внешнее взаимодействие реализуется в каникулярное время: проведениепрофориентационных экскурсий по согласованию с указанными ведомствами. Данная программа разработана и составлена на основе имеющихся программ и методических пособий, рекомендованных Министерством просвещения РФ, Министерством образования Саратовской области. Форма аттестации В начале учебных занятий педагогом проводится вводная диагностика определения начального уровня знаний обучающихся в форме анкетирования,опроса. Текущий контроль (проверка знаний в конце каждого занятия посредством опроса). Тематический контроль (проверка знаний и умений в конце определённого блока в виде теста или деловая игра по теме). Итоговый (итоговое тестирование) . Итоговая аттестация проходит в виде теста. Учащиеся решают тест по пройденному курсу, который представляет собой набор вопросов с множественным выбором, с вопросами на соответствие, а так же логические задания с кратким ответом. Максимальная оценка –5 баллов. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: материал итогового тестирования, Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: защита творческой работы. Оценочные материалы Предметом оценки служат результаты обучения. Технология оценки – пятибалльная. Спецификация оценочных средств: -тестирование; - итоговая творческая работа. На итоговой аттестации учащимся предлагается пройти тестирование: вопросы теста включают в себя вопросы с единичным правильным ответом, с множественным выбором, а так же логические задания с кратким ответом. Критерии оценивания ответов на итоговый тест: Владение знанием на теоретическом уровне предполагает: • знание определений основных понятий курса, их существенных признаков, умение привести правильные примеры для конкретизации отдельных признаков понятия, употребление понятий в правильном контексте; • понимание содержания правовых норм, умение назвать общее и различное между определенными правовыми нормами, привести примеры правовых норм, раскрыть роль различных правовых норм в системе регуляции общественныхотношений; • умение логически стройно излагать соответствующие факты, идеи, делать выводы. «5» баллов выставляется при условии, если учащийся правильно ответил на 85-100% вопросов, привел собственные примеры, правильно раскрывающие теили иные положения, сделал обоснованный вывод. «4» балла выставляется при условии, если ответил правильно на 7584% вопрос, и допустил незначительные неточности, не искажающие суть понятий, теоретических положений, правовых и моральных норм. «3» балла выставляется при условии, если учащийся смог с первой или дополнительной попытки ответить на 60-74% вопросов. «2» балла выставляется при условии, если учащийся с 2х предложенных попыток правильно ответил менее чем на 60 % вопросов. Учащиеся, набравшие от 3 до 5 баллов – получают зачет по итоговой аттестации, Учащиеся, набравшие 2 балла – незачет по результатам итоговой аттестации. Оценочные материалы по диагностике предметных, метапредметных иличностных результатов Ожидаемые результаты Формы контроля Предметные Знание базовых понятий по разделам Итоговое тестирование в дистанционной программы и причинно-следственных связей оболочке. Методика «Ты гражданином быть обязан». Анкета «Патриот». Метапредметные Познавательные УУД: - способность к «Готовность работать с информацией и информационными источниками» Е.В. обобщению, анализу информации Коротаева. Коммуникативные УУД: - уровень развития эмоционально-волевого компонентов коммуникативной компетентности Методика «Какой Я?» (модификация методики О.С.Богдановой). Методика коммуникативной установки В.В. Бойко. «Тест на выявление готовности к обучению в интерактивном режиме» Е.В. Коротаева Регулятивные УУД: - навыки понимания Краткий ориентировочный тест В.Н. Бузин, условий задания, умение действовать по Э.Ф. Вандерлик (КОТ). алгоритму, правильно воспроизводить, творчески преобразовывать; самостоятельное определение успешности в обучении, освоении новых видов обучения Личностные Уровень мотивации учения и эмоционального Методика социализированности личности отношения к учению; - уровень (М.И. Рожкова). социализированности учащихся «Самооценка лидерства» (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М). Методические материалы: особенности организации образовательного процесса – занятия проходят очно (при форс-мажорных обстоятельств на основании согласия родителей возможна дистанционная форма). методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительно- иллюстративный, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный. - методы воспитания: воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.; формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая ; формы организации учебного занятия:на занятиях применяются различные формы обучения с использованием различных методов, приемов и средств: лекции, беседы, ролевые игры, дискуссии. Формы и методы работы с обучающимися, используемые при реализации программы: лекция (с сопровождением компьютерной презентации), викторина, практическая работа, деловая, интерактивный тренинг, тест, решение творческих заданий и проблемных ситуаций. Методы организации образовательного процесса: - научности; - доступности (обучающимся); - результативности; - эффективности. Педагогические технологии: - здоровьесберегающие (направлены на максимальное укрепление здоровьяобучающихся); - личностно-ориентированные (в центре внимания, которых – неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях); - игровые; - технологии коллективной творческой деятельности (предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию); - коммуникативные (обучение на основе общения. Участники обучения - педагог - ученик. Отношения между ними основаны на сотрудничестве и равноправии). алгоритм учебного занятия: Ход занятия состоит из постоянного многократного чередованияследующих этапов в течение занятия: 1. Актуализация имеющихся у детей знаний. 2. Совместный поиск знаний. Закрепление новых знаний. 3. При работе с учащимися на каждом занятии проводится по двефизминутки. 4. В конце занятия подводится итог, на котором дети вместе с педагогомделятся впечатлением о занятии и вспоминают, что они узнали нового. дидактические материалы: - методическая и учебная литература, справочный материал; - наглядные материалы: таблицы, схемы, иллюстрации, фотоматериалы,презентации; - раздаточные материалы: тексты практических заданий, тесты, анкеты. - видео, аудио пособия. Литература, используемая педагогом: Основная: 1. Семёнова Е.Ю., Черняева В.Н. Образовательная программа системы дополнительного образования - методические рекомендации педагогу, работающему над созданием авторской образовательной программы . / Е.Ю. Семёнова, В.Н. Черняева. Самара, 2002.- 340с. 2. Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада: 3. Никитин, А.Ф. 200 вопросов и ответов по основам государства и права. / А.Ф. Никитин. М.: ACT, 2001.-240с. 4. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Я – ребенок и я… и я имею право!» М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. 5. Шорыгина Т.А. «Беседы о правах ребенка». – М.: ТЦ Сфера, 2007. 6. Давыдова О.И., Вялкова С.М. «Беседы об ответственности и правах ребенка». – М.: ТЦ Сфера, 2008. 7. Голицына Н.С., Л.Д. Огнева «Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка». – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. Дополнительная: 1. Колесов, Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. / Д.В.Колесов. М.: Педагогика. 2004.-340с. 2. Защита прав ребенка в Российской Федерации: Сборник нормативных документов. Издательство Гросс-Медиа 2006.-480с. Литература, рекомендуемая учащимся: 1. Астахов, П. Я и государство / П. Астахов. - М.: Эксмо, 2011. - 80 с. (Детям о праве). 2. Афоризмы и цитаты о праве, законе, государстве, законности, правах, законодательстве //Читаем, учимся, играем. - 2006. - № 9. - С. 84-87. 3. . Главный закон нашей жизни: по страницам Конституции Российской Федерации //Детская энциклопедия. – 2013. - №8. 4. Гришаев С.П. Права и обязанности родителей и детей // СПС КонсультантПлюс.- Доступ из СПС «Консультант Плюс» 5. Дубровская И.А. Права ребенка: Пособие. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. 176 с. Доступ из СПС «Консультант Плюс»»