РАЗДЕЛ №1 «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ» 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы детской анимации» объединения «Мульт-мейкер» (далее – Программа) предназначена для обучения детей основам мультипликации. Программа направлена на использование закономерностей массовой коммуникации в рамках медиаобразования как актуальной области педагогической практики, которое развивается в рамках отечественной педагогики как одно из инновационных направлений. ЮНЕСКО рекомендует медиаобразование «к внедрению в национальные учебные планы всех государств, в систему дополнительного, неформального и «пожизненного» образования». Детская мультипликация – уникальный вид искусства, самодостаточный и самоценный. Это возможность для ребёнка не только высказаться, но и быть услышанным как сверстниками, так и взрослыми. У детей есть возможность сделать реальностью персонажей, созданных своей фантазией, и прожить жизнь вместе с героями, вместе с тем, приобретая бесценный опыт. Мультипликация по своей сути очень близка детскому миру, потому что здесь всегда есть место игре, и абсолютно нет ничего невозможного. Это особый вид творчества, который способствует сохранению и развитию детской фантазии, воображения, а также образного и пространственного мышления, раскрытию творческого потенциала ребёнка через создание собственного творческого продукта, развитию навыков взаимодействия в группе, таких личностных качеств, как трудолюбие, инициативность, настойчивость и ответственность. Актуальность. Современные дети не мыслят себя без компьютера, проводя много часов в социальных сетях и Интернете, за игрой в компьютерные игры. Но мало кто из них владеет компьютерной техникой и технологиями так, чтобы это действительно могло стать полезным для жизни, творчества и, возможно, для выбора дальнейшей профессии. Поэтому сегодня как никогда актуален вопрос: как включить в жизнь ребёнка информационно-коммуникационные технологии с наибольшей пользой и с наименьшими рисками? Основное направление деятельности объединений – создание короткометражных мультфильмов методом покадровой съёмки с применением цифровых технологий в различных техниках (пластилиновая, бумажная перекладка, объёмная анимация и другие). Поскольку мультипликация находится на стыке таких видов искусства, как кинематограф, театр, комикс, изобразительное искусство и музыка, то и программа кружка включает разнообразные виды деятельности: рисование, литературное творчество, лепку, аппликацию и, конечно же, съёмку и монтаж мультфильмов! Проблема патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Особенностями проявления патриотических чувств у детей младшего школьного возраста являются скоротечность и ситуативность. Поэтому необходимо проводить воспитательно-образовательную работу по направлению патриотического воспитания систематически, последовательно и при этом информация должна быть доступна детскому пониманию. Дети изучают историю мультипликации – от оптических игрушек до современных мультфильмов, знакомятся с техниками мультипликации, с законами монтажа и средствами выразительности, применяемыми в мультипликации, учатся работать с цифровым фотоаппаратом и микрофоном, монтировать мультфильм на компьютере с помощью программ AnimaShooter и MovaviVideoSuite 14 Отличительной особенностью программы является возможность подготовки демонстративного материала для образовательной и воспитательной деятельности образовательных учреждений. Дети получают представления о том, что для создания мультфильмов есть свои особые выразительные средства, отличные от средств и других видов искусства — это кадр, план, ракурс, монтаж, звук, цвет, движение и т.д. Педагогическая целесообразность образовательной программы. Каждый обучающийся любого уровня подготовки и способностей в процессе обучения чувствует себя важным звеном общей цепи (системы), от которого зависит исполнение коллективной работы в целом. Доля ответственности каждого ребёнка в этом процессе очень значима, он, осознавая эту значимость, старается исполнить свою часть работы достойно, что способствует формированию чувства ответственности и значимости каждого. Адресат программы Дети 7-8 лет. Ребенок в младшем школьном возрасте осознает свою принадлежность к социуму, и примеряет на себя множество новых ролей: ученик, одноклассник, друг, гражданин. Умеет и любит общаться со взрослыми и сверстниками, учитывая не только свои интересы, но и интересы других людей. Способен дать оценку действиям и событиям. Нуждается в поддержке и одобрении взрослого: педагога, родителя. Становится более самостоятельным и инициативным. В этом возрасте начинают выравниваться процессы возбуждения и торможения, и ребенок легче успокаивается, проще реагирует на неудачи. Так же в этом возрасте у ребенка отмечается активное развитие воображения, что позволяет развивать творческие возможности, дети могут создавать свои уникальные работы. Дети 9-10 лет. В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. В работе с детьми данного возраста целесообразно делать упор на продуктивную деятельность и организацию интересного, проблемного или развивающего опыта в противовес умозрительным рассуждениям. Рекомендуемый состав группы 12-15 человек. Объём и сроки освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы детской анимации» - 144 часа. Этот объём реализуется за 9 месяцев, т.е. 36 недель. Форма обучения – очная, с использованием электронных (дистанционных) форм, так ка в течение учебного года возникает непреодолимая сила, или форс-мажор – обстоятельства (эпидемия, карантин, погодные условия и прочее), не позволяющее осуществлять обучение в обычной (очной) форме. Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность учебного часа – 45 минут, перерыв между занятиями – 10 минут. 1.2. Цель и задачи программы Цель программы: формирование у обучающихся творческих и интеллектуальных способностей через просмотр, изучение и создание аудио визуальных произведений экранного искусства (мультипликаций). Задачи. Образовательные: формировать знания, умения и навыки компьютерной мультипликации; знакомить с основными видами мультипликации. Развивающие: развивать творчество, фантазию, память и воображение; Воспитательные: развивать коммуникативные навыки, умения взаимодействовать в группе; воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю через создание мультипликационных фильмов. 1.3 . Планируемые результаты После прохождения учебного материала подополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Основы детской анимации» обучающиеся должны получить следующие результаты: Предметные: сформированы знания, умения и навыки компьютерной мультипликации; сформированы знания об основных видах мультипликации. Метапредметные: созданы условия для развития творчества, фантазии, памяти и воображения. Личностные: сформированы коммуникативные навыки, умения взаимодействовать в группе; сформировано чувство патриотизма и любви к родному краю через создание мультипликационных фильмов. 1.4 Содержание программы Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы детской анимации» № п/п Перечень разделов и тем Количество часов общее теория практика Формы аттестации/ контроля Модуль №1. Секреты детской мультипликации.144 часа Раздел №1. Теоретические основы мультипликации. 28 часов 1 2 3 Вводное занятие. Введение в программу Российская мультипликация. Вехи развития Основные принципы анимации Лучшие мультфильмы в истории анимации 2 1 1 Викторина/ онлайнвикторина 18 8 10 8 4 4 Тест/ Онлайнтестирование Викторина/ Онлайн Викторина Раздел №2. Профессия «Аниматор». 20 часов 1 Рабочее место аниматора 8 2 6 Наблюдение 2 Компьютер аниматора 12 2 10 Тест/Онлайнтестирование 1 Раздел №3. Работа над проектами. 96 часов Виды и техники анимации 20 10 10 Игра-викторина/ Интерактивная игра 2 Этапы создания мультфильма 12 4 8 3 Движущиеся изображения 10 4 6 4 Создание плоской анимации в технике «перекладка» 12 4 8 5 Создание объемной анимации предметов и объектов 12 4 8 6 Создание сыпучей анимации 12 4 8 7 Создание компьютерной анимации в программе AnimaShooter и MovaviVideoSuite 14 16 6 12 8 Итоговое занятие. 2 0 2 Квест/ Интерактивный квест Тест/Онлайнтестирование Презентация фильма/ Онлайнпрезентация фильма Презентация фильма/ Онлайн презентация фильма Презентация фильма/ Онлайн презентация фильма Презентация фильма/ Онлайн – презентация фильма Мультфестиваль/ Онлайн – Мультфестиваль Итого: 144 часа Содержание учебного плана дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы детской анимации» Модуль №1. Секреты детской мультипликации. 144 часа Раздел №1. Теоретические основы мультипликации. 28 часов Теория. (Очно/дистанционно) Вводное занятие. (2 часа) Введение в программу Российская мультипликация. Вехи развития. Практика. Викторина/ онлайн-викторина Тема 1. Основные принципы анимации. (18 часов). Теория. (Очно/дистанционно) Формирование представления о тайминге в анимации. Знакомство с 12 принципами анимации Уолта Диснея. Практика. Просмотр и обсуждение мультфильмов. Тест/ Онлайнтестирование Тема 2. Лучшие мультфильмы в истории анимации. (8 часов). Практика. (Очно/дистанционно) Просмотр и обсуждение лучших образцов советской, российской и зарубежной мультипликации с начала ХХ века до наших дней. Викторина/Онлайн -Викторина Раздел №2. Профессия «Аниматор». 20 часов Тема 1. Рабочее место аниматора. (8 часов). Теория. (Очно/дистанционно) Устройство и основы работы с камерой. Практика: Викторина «Что нужно для создания мультфильма?»/ОнлайнВикторина. Тема 2. Компьютер аниматора. (12 часов). Теория. (Очно/дистанционно) Программное обеспечение компьютера и его функции (монтаж, запись звука, создание изображений, анимация изображений). Практика. Создание презентации. Тест/Онлайн-тестирование Раздел №3. Работа над проектами. 96 часов Тема 1. Виды и техники анимации. (20 часов). Теория. (Очно/дистанционно) Техники детской анимации: перекладка бумажная; перекладка пластилиновая; объёмная пластилиновая перекладка; предметная анимация; сыпучая анимация; смешанная анимация. Особенности покадровой анимации. Практика. Просмотр и обсуждение обучающих роликов о видах и техниках анимации. Игра-викторина/Интерактивная игра. Тема 2. Этапы создания мультфильма. (12 часов). Теория. (Очно/дистанционно) Этапы создания мультфильма и деятельностью специалистов на каждом этапе (написание сценария, разработка персонажей, раскадровка, проработка фонов, анимация, озвучка, монтаж). Практика. Квест-игра «Аниматор»/ Интерактивная квест-игра. Тема 3. Движущиеся изображения. (10 часов). Теория: (Очно/дистанционно) Как передать движение в кадре? Как добиться иллюзии движения? Схемы движения персонажей в технике перекладки. Знакомство с устройствами демонстрации движущихся картинок. Практика. Расчёт количества кадров для съёмки. Тест/Онлайн-тестирование Тема 4. Создание плоской анимации в технике «перекладка». (12 часов). Теория. (Очно/дистанционно) Особенности техники «перекладка». Положительные и отрицательные персонажи в мультипликации. Понятия: композиция кадра, крупность планов (дальний, общий, средний, крупный, деталь). Практика. Выбор сюжета и сценария для нового мультфильма из предложенных сказок и музыкальных композиций. Обсуждение сценария, декораций и героев. Написание сюжета. Изготовление из бумаги декораций, героев сказки. Работа с фотоаппаратом. Знакомство с процессом цветной цифровой фотосъемки и покадровой съемки сюжета. Покадровая сьемка сюжета мультфильма. Озвучивание и создание простейшего мультфильма. Презентация фильма/Онлайн-презентация фильма Тема 5. Создание объемной анимации предметов и объектов. (12 часов). Теория. (Очно/дистанционно) Особенности объемной анимации. Практика. Создание сценария сказки. Изготовление героев и декорации. Работа с пластилином. Различные приемы лепки. Распределение обязанностей и закрепление героев за рабочей парой. Монтаж фильма, озвучивание персонажей, наложение голоса. Выпуск анимационного фильма/Онлайн - презентация фильма. Тема 6. Создание сыпучей анимации. (12 часов). Теория. (Очно/дистанционно) Особенности сыпучей анимации. Понятия «атмосфера» и «темпо ритм» в анимации. Практика. Выбор темы будущего мультфильма и музыкальной композиции, прорисовка визуальных образов в соответствии с выбором, создание аниматики будущего фильма, съемка сыпучей анимации, монтаж мультфильма соединение образов и музыкального сопровождения. Презентация фильма/Онлайн-презентация фильма Тема 7. Создание компьютерной анимации в программе AnimaShooter и MovaviVideoSuite 14. (16 часов). Теория. (Очно/дистанционно) Интерфейс компьютерной программы. Принципы анимации движения и анимации движения по траектории. Инструменты создания объектов и их анимации в программе. Понятия «кадр» и «слой» в программе. Практика. Создание анимированного баннера (открытки, объявления, рекламы). Разработка концепции баннера, создание составных элементов баннера, распределение слоев, анимация составных элементов баннера, вставка звукового сопровождения, вывод баннера в видеоформат. Презентация фильма/Онлайн-презентация фильма Тема 8. Итоговое занятие. Мульт-фестиваль/Онлайн-мульт-фестиваль.(2 часа). Мульт-фестиваль. Показ и обсуждение созданных мультфильмов/ Онлайн – Мульт-фестиваль. 1.5. Формы контроля/аттестации и его периодичность Предметные результаты. Входной контроль проводится в начале учебного года, для определения уровня знаний и умений обучающихся на начало обучения по программе. Оценка знаний учащихся осуществляется в ходе проведения викторины. Текущий контроль ведется на каждом занятии в форме педагогического наблюдения за правильностью выполнения практической работы; аттестация учащихся осуществляется в ходе презентаций фильмов, квестов, игр, практикумов и т.д. Промежуточный контроль проводится по итогам первого полугодия в форме выполнения творческого задания – презентации фильма. Итоговый контроль проводится на последнем итоговом занятии в форме мульт-фестиваля, на котором представляются готовые мультфильмы. Оценивание осуществляется по качеству выполненной работы. Метапредметные и личностные результаты Текущий контроль проводится с использованием метода педагогического наблюдения в ходе осуществления творческой, практической деятельности. 2.Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Методическое обеспечение Образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Основы детской анимации» реализуется в очной форме с использованием электронных (дистанционных) технологий. Программа состоит из 3-х разделов, каждый из которых нацелен на решение определённых задач. 1. Раздел - Теоретические основы мультипликации предполагает обучение детей основам мультипликационной специализации, получению знаний, умений и навыков по созданию мультфильмов. 2. Раздел - Профессия «Аниматор» знакомит обучающихся с различными видами программ и их функций, умениями обращения с компьютером и видеокамерой. 3. Раздел - Работа над проектами направлен на формирование практических и творческих навыков по созданию мультипликационной продукции, в основе раздела лежит практическое применение компьютерных технологий. Формы организации образовательного процесса подбираются с учетом цели и задач, специфики содержания данной образовательной программы и возраста обучающихся. Используемые групповая, индивидуальная, индивидуально-групповая, электронная (дистанционная) формы. Формы взаимодействия субъектов образовательного процесса в случае электронного обучения с применением дистанционных технологий предусматривается взаимодействие с педагогом, обучающимися, родителями – помощниками в техническом обеспечении образовательного процесса Формы проведения занятий – это беседа, практикум, ролевая игра, защита готовых мультфильмов, конкурс и др. При реализации программы используются различные методы обучения: словесные: рассказ, объяснение нового материала; наглядные: показ, демонстрация оборудования; практические: изучение этапов снятия мультфильма, изготовление героев, изготовление декораций, показ мультфильма; игровые: ролевые игры, викторины, конкурсы; исследовательский: поиск материала, проектирование материала, поиск интересных мультфильмов. Главное условие успешного обучения – это способность педагога постоянно совершенствовать занятие, находить новые подходы, приемы обучения обучающихся, это - создание ситуации успеха, использование дифференцированного и индивидуального подходов, возможность поделиться своими достижениями и успехами, возможность каждого обучающегося видеть своё движение вперёд, педагогическое сотрудничество и др. Педагогические технологии, используемые в представлении программного материала: № Наименование Характеристика технологий в рамках технологии, методик образовательной программы 1 Технология С помощью групповой технологии учебная группового обучения группа, поделённая на подгруппы, решает и выполняет конкретные задачи таким образом, что виден вклад каждого обучающегося. 2 Игровая технология Обеспечивает личностную мотивационную включенность каждого обучающегося, что значительно повышает результативность обучения по программе, т.к. каждый может попробовать себя в роли аниматора, режиссера и т.д. 3 Здоровьесберегающая Благодаря этим технологиям, обучающиеся технология учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Они способствуют активному участию самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности ребёнка, становления самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье своих товарищей. 4 Электронные С помощью этих процессов происходит подготовка и передача информации (дистанционные) обучающемуся, через компьютер технологии (дистанционно) 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Теоретические занятия объединения мультипликации проходят в кабинете на 20 рабочих мест. Для успешной реализации программы необходимо следующее оборудование: Микрофон (1 шт.) МФУ лазерное (1 шт.) Мультстудия для кукольной анимации в комплекте (1 шт.) Штатив с шаровой головой (1 шт.) Фотоаппарат(1шт.) Канцтовары: бумага для принтера формата А4 ,фломастеры цветные, цветные карандаши, цветная бумага, ватман А3 , пластилин, ножницы, кисти большие, гуашь, акварель, клей ПВА, скотч широкий и узкий. Информационное обеспечение Для успешной реализации программы используются: методическая литература для педагогов дополнительного образования и обучающихся, ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий, а также: сайт МБУ ДО «ДДТ» http://ddt2015.edusite.ru, e-mail МБУ ДО «ДДТ» leragan777@yandex.ru. Электронные образовательные ресурсы https://urok.1sept.ru/статьи/643088/ https://infourok.ru/proekt-multiplikaciya-sozdanie-multiplikacii-1642466.html https://pedtehno.ru/content/multfilmy-sekrety-sozdaniya https://tlum.ru/news/6-prilozenij-dla-unyh-multiplikatorov/ https://open-lesson.net/6446/ Программное обеспечение: программа для монтажа видео (AnimaShooter и MovaviVideoSuite 14); текстовые редакторы (Word и др.); Дидактические материалы Карточки: основные части сюжета мультфильма; сценарные карточки; правила создания мультфильма; характер и эмоции героя. Викторины: этапы создания мультфильма; российские и зарубежные мультфильмы. Тесты: основные принципы анимации; рабочее место аниматора. Кадровое обеспечение Реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляет педагог с соответствующей программе подготовкой. 2.3. Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы детской анимации» № п/п Месяц 1 Сентябрь 2 Сентябрь 3 Октябрь 4 Октябрь Число Время Форма КолТема занятия Место проведезанятия во проведения ния часов занятия Модуль №1. Секреты детской мультипликации. 144 часа Раздел №1. Теоретические основы мультипликации. 28 часов 15.00-15.45 Беседа 2 Вводное занятие. МБУ ДО 15.55-16.40 Неаудит «ДЮЦ» орная/ди г.Петровск станцио нная 15.00-15.45 Беседа 8 Основные МБУ ДО 15.55-16.40 Практик принципы «ДЮЦ» ум анимации. г.Петровск Неаудит орная/ди станцио нная 15.00-15.45 Беседа 8 Формирование МБУ ДО 15.55-16.40 Практик представления о «ДЮЦ» ум тайминге в г.Петровск Неаудит анимации. орная/ди станцио нная 15.00-15.45 Игра 4 Знакомство с 12 МБУ ДО 15.55-16.40 Неаудит принципами «ДЮЦ» орная/ди анимации Уолта г.Петровск Форма контроля Викторина/ онлайнвикторина Конкурс/ Интерактивный конкурс Тестирование/ Онлайнтестирование Тестирование/ Онлайнтестирование 5 Октябрь 1 Ноябрь 2 Ноябрь 3 Ноябрь станцио Диснея. нная 15.00-15.45 Беседа 6 Лучшие 15.55-16.40 Презенмультфильмы в тация истории анимации мультфильмов Неаудит орная/ди станцио нная Раздел №2. Профессия «Аниматор». 20 часов 15.00-15.45 Беседа 4 Рабочее место 15.55-16.40 Практик аниматора ум Неаудит орная/ди станцио нная 15.00-15.45 Игра4 Устройство и 15.55-16.40 виктори основы работы с на камерой. Неаудит орная/ди станцио нная 15.00-15.45 Исследо 6 Компьютер 15.55-16.40 вание аниматора. МБУ ДО «ДЮЦ» г.Петровск Викторина/ Онлайнвикторина МБУ ДО «ДЮЦ» г.Петровск Тестирование/ Онлайнтестирование МБУ ДО «ДЮЦ» г.Петровск Викторина/ Онлайнвикторина МБУ ДО «ДЮЦ» Тестирование/ Онлайн- 4 Ноябрь Декабрь Неаудит орная/ди станцио нная 15.00-15.45 Беседа 6 Программное 15.55-16.40 Неаудит обеспечение орная/ди компьютера и его станцио функции нная Раздел №3. Работа над проектами. 96 часов 15.00-15.45 Исследование 4 Виды и техники 15.55-16.40 Неаудиторная/дис анимации. танционная 1 Декабрь 2 Декабрь 15.00-15.45 15.55-16.40 Беседа 4 Практикум Неаудиторная/дис танционная 3 Декабрь 15.00-15.45 15.55-16.40 Беседа 4 Практикум Неаудиторная/дис танционная 15.00-15.45 15.55-16.40 Беседа 4 Практикум Неаудиторная/дис танционная 4 Январь Создание плоской анимации в технике «перекладка» Создание объемной анимации предметов и объектов Создание сыпучей анимации г.Петровск тестирование МБУ ДО «ДЮЦ» г.Петровск Викторина/ Онлайнвикторина МБУ ДО «ДЮЦ» г.Петровск Игравикторина/ Интерактивная игра-викторина Презентация фильма/ Онлайнпрезентация фильма Презентация фильма/ Онлайнпрезентация фильма Презентация фильма/ Онлайнпрезентация МБУ ДО «ДЮЦ» г.Петровск МБУ ДО «ДЮЦ» г.Петровск МБУ ДО «ДЮЦ» г.Петровск фильма 5 Январь 15.00-15.45 15.55-16.40 6 Январь Февраль 15.00-15.45 15.55-16.40 7 Февраль 15.00-15.45 15.55-16.40 8 Февраль 15.00-15.45 15.55-16.40 9 Февраль 15.00-15.45 15.55-16.40 10 Февраль 15.00-15.45 15.55-16.40 11 Февраль 15.00-15.45 15.55-16.40 Игра 4 Неаудиторная/дис танционная Беседа 4 Практикум Неаудиторная/дис танционная Ролевая игра 4 Неаудиторная/дис танционная Игра Неаудиторная/дис танционная Практикум Неаудиторная/дис танционная Беседа Практикум Неаудиторная/дис танционная Беседа Игра Неаудиторная/дис 4 4 4 2 Особенности по кадровой анимации. Этапы создания мультфильма. МБУ ДО «ДЮЦ» г.Петровск МБУ ДО «ДЮЦ» г.Петровск Тестирование/ Онлайнтестирование Квест-игра/ Интерактивная квест-игра Знакомство с этапами создания мультфильма и деятельностью специалистов на каждом этапе. Движущиеся изображения. МБУ ДО «ДЮЦ» г.Петровск Ролевая игра/ Интерактивная игра Как передать изображение в кадре? Как добиться иллюзии движения? МБУ ДО «ДЮЦ» г.Петровск МБУ ДО «ДЮЦ» г.Петровск МБУ ДО «ДЮЦ» г.Петровск Тестирование/ Онлайнтестирование Тестирование/ Онлайнтестирование Тестирование/ Онлайнтестирование Схемы движения персонажей в технике МБУ ДО «ДЮЦ» г.Петровск Конкурс рисунков-схем/ Интерактивный танционная перекладки. конкурс 12 Март 15.00-15.45 15.55-16.40 Исследование 2 Неаудиторная/дис танционная Знакомство с устройствами демонстрации движущихся картинок. МБУ ДО «ДЮЦ» г.Петровск Презентация Исследования/ Онлайнпрезентация фильма 13 Март 15.00-15.45 15.55-16.40 Беседа 4 Практикум Неаудиторная/дис танционная МБУ ДО «ДЮЦ» г.Петровск 14 Март 15.00-15.45 15.55-16.40 Практикум 4 Неаудиторная/дис танционная Создание плоской анимации в технике «перекладка». Особенности техники «перекладка». МБУ ДО «ДЮЦ» г.Петровск Презентация фильма/ Онлайнпрезентация фильма Практическая работа/ Онлайнпрезентация 15 Март 15.00-15.45 15.55-16.40 Игра 2 Неаудиторная/дис танционная МБУ ДО «ДЮЦ» г.Петровск Квест-игра/ Интерактивная квест-игра 16 Март 15.00-15.45 15.55-16.40 МБУ ДО «ДЮЦ» г.Петровск 17 Март Апрель 15.00-15.45 15.55-16.40 Практикум 2 Работа творческих групп Неаудиторная/дис танционная Практикум 4 Неаудиторная/дис Положительные и отрицательные персонажи в мультипликации. Понятия: композиция кадра, крупность планов Создание объемной МБУ ДО «ДЮЦ» Презентация коллективной работы/ Онлайнпрезентация Презентация фильма/ танционная 18 Апрель 15.00-15.45 15.55-16.40 19 Апрель 15.00-15.45 15.55-16.40 20 Апрель Май 15.00-15.45 15.55-16.40 21 Май 15.00-15.45 15.55-16.40 22 Май 15.00-15.45 15.55-16.40 Практикум Работа творческих групп Неаудиторная/дис танционная Практикум Работа творческих групп Неаудиторная/дис танционная Практикум Работа творческих групп Неаудиторная/дис танционная Беседа Практикум Неаудиторная/дис танционная Практикум Работа творческих групп Неаудиторная/дис танционная анимации предметов и объектов. г.Петровск Онлайнпрезентация фильма 4 Особенности объемной анимации. МБУ ДО «ДЮЦ» г.Петровск 6 Создание сыпучей анимации. МБУ ДО «ДЮЦ» г.Петровск 6 Особенности сыпучей анимации. МБУ ДО «ДЮЦ» г.Петровск 6 Понятия «атмосфера» и «темпоритм» в анимации. Создание компьютерной анимации в программе AnimaShooter и МБУ ДО «ДЮЦ» г.Петровск Презентация коллективной работы/ Онлайнпрезентация Презентация коллективной работы/ Онлайнпрезентация Презентация коллективной работы/ Онлайнпрезентация Тестирование/ Онлайнтестирование 2 МБУ ДО «ДЮЦ» г.Петровск Презентация фильма/ Онлайн презентация фильма 23 Май 15.00-15.45 15.55-16.40 24 Май 15.00-15.45 15.55-16.40 25 Май 15.00-15.45 15.55-16.40 26 Май 15.00-15.45 15.55-16.40 27 Май 15.00-15.45 15.55-16.40 Игра 4 Неаудиторная/дис танционная Практикум 4 Работа творческих групп Неаудиторная/дис танционная Практикум 4 Работа творческих групп Неаудиторная/дис танционная Практикум 2 Работа творческих групп Неаудиторная/дис танционная Мульт-фестиваль 2 Неаудиторная/дис танционная MovaviVideoSuite 14. Интерфейс компьютерной программы. Принципы анимации движения и анимации движения по траектории. Инструменты создания объектов и их анимации в программе Понятия «кадр» и «слой» в программе. Итоговое занятие. Мультфестиваль. МБУ ДО «ДЮЦ» г.Петровск МБУ ДО «ДЮЦ» г.Петровск Тестирование/ Онлайнтестирование Тестирование/ Онлайнтестирование МБУ ДО «ДЮЦ» г.Петровск Викторина/ Онлайнвикторина МБУ ДО «ДЮЦ» г.Петровск Презентация кадра Онлайнпрезентация МБУ ДО «ДЮЦ» г.Петровск Мультфестиваль/ Онлайн-мультфестиваль ИТОГО: 144 часа 2.4 Оценочные материалы Оценочные материалы предметных результатов. Методика Г.Ф. Кумариной «Узоры» (диагностика проводится в середине учебного года). Цель: получение представления о важных для предстоящей учебной деятельности способностях ребенка. - Показывает, как развиты у ребенка мелкие мышцы руки, насколько он способен к тонкому зрительному анализу, может ли удержать зрительный образ, воспринятый с доски, и перенести его на рабочий лист, достаточно ли для этого достигнутый уровень координации в системе «глаз-рука». - Рисование узора выявляет и умственное развитие ребенка - его способность к анализу, сравнению, обобщению. - Обнаруживается уровень развития способности организовать свое внимание, подчинить его выполнению задания, удержать поставленную цель, выстроить в соответствии с ней свои действия, критически оценить полученный результат. Инструкция: Узор - образец выполняется заранее на доске, разлинованной в клетку. Узор выполняется как двухцветный (используются красный и синий мелки). Детям раздаются чистые листы бумаги в крупную клетку. Перед каждым ребенком лежит набор цветных карандашей или фломастеров (не менее шести). Работа состоит из трех частей: 1 часть - срисовывание узора, 2 часть - самостоятельное продолжение узора, 3 часть - проверка и вторичное выполнение работы с целью исправления замеченных ошибок. По мере окончания работы детьми, листочки собираются. Уровни выполнения задания: 1.Высокий уровень. Узор срисован и продолжен правильно - фотографически точно. В обоих случаях соблюдается заданная закономерность в величине и расположении линий, чередовании цветов. 2.Средний уровень. При срисовывании допускаются некоторые искажения узора, которые повторяются и при самостоятельном его продолжении: заданная закономерность в расположении линий нарушена, пропущены отдельные элементы. Общая небрежность может иметь место на фоне плохой графики. 3.Низкий уровень. Выполненный рисунок лишь очень отдаленно похож на образец: ребенок уловил, отразил в нем лишь две особенности- чередование цвета и наличие угольчатых линий. Все остальные элементы конфигурации узора пропущены. Не выдерживается, под час, даже строка- ползет вниз или вверх. Тест «Графический диктант». Цель: оценка умения действовать по инструкции. Инструкция: Подготовьте тетрадный лист в клеточку. На нем, отступив 4 клетки от края, поставьте 3 точки одна под другой, на расстоянии 7 клеток друг от друга (по вертикали). Дайте ребенку карандаш и скажите: «Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Проводи только те линии, о которых я буду говорить. Когда проведешь линию, жди, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинай там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги». (Проверить, помнит ли ребенок, где правая рука.) Первое задание — тренировочное. «Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуй линию: одна клетка вниз. Не отрывай карандаша от бумаги. Теперь одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать такой же узор сам». Подскажите ребенку, если он не понял задания, исправьте допущенные им ошибки. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается. Диктуя, нужно соблюдать достаточно длительные паузы, чтобы ребенок успевал закончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора дается полторы-две минуты. Последующая инструкция звучит так: «Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Начали! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Дальше продолжай рисовать этот узор». И заключительный узор. «Поставь карандаш на последнюю точку. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь продолжай сам рисовать этот узоры. Проанализируйте, как ребенок выполняет задание под диктовку и самостоятельно. Первый показатель свидетельствует об умении внимательно слушать и четко выполнять указания, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Второй — о степени самостоятельности ребенка. Уровни выполнения задания: 1.Высокий уровень. Если ребенок справился со вторым и третьим узорами (тренировочный узор не оценивается) без ошибок . 2.Средний уровень. Если во втором или третьем узорах встречаются отдельные ошибки — это говорит о хорошем уровне развития произвольной сферы. 3.Низкий уровень развития произвольной сферы — если ни один из двух узоров не соответствует диктуемому. Тест «Домик» Цель: оценка умения действовать по образцу. Инструкция: Дайте ребенку чистый лист бумаги и карандаш, а затем попросите его посмотреть внимательно на образец и постараться, как можно точнее нарисовать такой же домик на своем листочке бумаги. Далее скажите: «Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Когда вы убедитесь в том, что ребенок все понял, дайте ему команду начинать. В процессе рисования наблюдайте за тем, как справляется ребенок с этим заданием: часто ли смотрит на образец; проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки; сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти; отвлекается ли во время работы; задает ли вопросы и т.д. Когда ребенок сообщит об окончании работы, предложите ему проверить, все ли у него верно. Если он найдет неточности в своем рисунке, он может их исправить. Самим не нужно вносить какие-либо коррективы в рисунок ребенка и не следует ничего подсказывать. Для оценки используются показатели: 1) точность воспроизведения рисунка: посмотрите, есть ли на рисунке ребенка все детали (дым, труба, линия, изображающая основание домика, и т.д.); 2) сохранение размера всего рисунка или отдельных его деталей (считается ошибкой увеличение более чем в 2 раза); 3) правильное изображение элементов рисунка (колечек дыма, забора, штриховки на крыше и т.д.). Таблица критериев сформированности ожидаемых метапредметных результатов Уровни Высокий Достаточный Критерии сформированности ожидаемых Баллы метапредметных результатов 1. Способен свободно выступать перед любой 3 аудиторией. 2. Презентационная работа дополняет и наглядно раскрывает выступление. 3. Использует собственную оригинальную идею. 4. Совместно с педагогом организует взаимоконтроль в группе. Умеет оценивать себя и партнёров. 5. Внимательно выслушивает партнёра, с уважением относится к его позиции, старается её учесть. 6. Способен сформулировать цель, план и алгоритм действий поисковой и проектной деятельности 7. Способен распределять роли в команде. 8. В конфликт не вступает, соблюдает правила поведения при работе со сверстниками 1. Способен выступать перед знакомой аудиторией. 2 2. Презентационная работа дублирует выступление. 3. Заимствует идею и модифицирует ее. 4. Контролирует свои действия и действия партнеров по группе, оценивает только свои действия. 5. Прислушивается к партнеру, старается учесть его позицию, если считает верной. Низкий 6. Частично способен сформулировать цель, план и алгоритм действий поисковой и проектной деятельности 7. Способен работать в команде. 8. Участник конфликта, готов уступить 1. Не способен выступать перед аудиторией. 1 2. Презентационная работа отсутствует. 3. Самостоятельно воспроизводит модель по шаблону. 4. Контролирует и оценивает только свои действия. 5. Не слушает, перебивает, не учитывает мнения партнера. 6. Не способен сформулировать цель, план и алгоритм действий поисковой и проектной деятельности 7. Не способен работать в команде. 8. Участник конфликта, не готов уступить Мониторинг личностного развития обучающегося в процессе освоения им дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы детской анимации». Показатели (оцениваемые параметры) Критерии 1.Организационноволевые качества 1.1.Терпение Способность переносить нагрузки в течение определенного времени 1.2.Воля Способность активно побуждать себя к практическим действиям Степень выраженности оцениваемого качества Возможное количество баллов Методы диагностики Наблюдение - терпения хватает меньше чем на половину занятия - терпения хватает больше чем на половину занятия - терпения хватает на все занятие 1 - волевые усилия побуждаются извне иногда самим ребенком - всегда самим ребенком - постоянно 1 2 3 2 1.3.Самоконтроль Умение контролировать свои поступки 2.Ориентационные качества 2.1..Самооценка Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям 2.2.Интерес к занятиям 3.Поведенческие качества 3.1.Тип сотрудничества Отношение к общим делам Т/О 4.Творческие способности Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы находится под воздействием контроля извне -периодически контролирует себя сам - постоянно контролирует себя сам 3 - завышенная - заниженная - нормальная (адекватная) 1 2 3 - интерес к 1 занятиям продиктован извне - интерес 2 периодически поддерживается самим ребенком - интерес 3 постоянно поддерживается самим ребенком Анкетирование Тестирование Наблюдение Умение воспринимать общие дела как свои собственные Креативность в выполнении творческих работ - избегает участия в общих делах - участвует при побуждении извне - инициативен в общих делах - начальный уровень -репродуктивный уровень - творческий уровень Критерии оценки личностного развития: 10 – 12 баллов – низкий уровень развития; 13 – 21 балл – средний уровень развития; 22 – 30 баллов – высокий уровень развития 1 2 3 1 2 3 Анкетирование 2.5 Список литературы Для педагога: 1.Дубова, М.В. Организация проектной деятельности младших школьников/М.В. Дубова.-Баласс,2012. – 80с. 2.Ермолаева, М.В. Практическая психология детского творчества/М.В.Ермолаева. – МПСИ Воронеж, 2005. – 304с. 3.Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости./ Е.П.Ильин. - Питер, 2012.- 113с. 4.Пунько Н., Дунаевская О. Секреты детской мультипликации- Москва, Линка-Пресс,2017. Для обучающихся: 1. Кристофер Харт. Мультики для начинающих. Издательство: Попурри, 2002 2. Марк Саймон. Как создать собственный мультфильм. Издательство: НТ Пресс 2006 3. Фролов М.И. Учимся анимации на компьютере. самоучитель для детей и родителей. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002. - 288 с. 4. Энциклопедия отечественной мультипликации. Сост. С.Капков. М.: Алгоритм, 200.6.