1 Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы» Пояснительная записка Патриотизм во все времена занимал особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в идеологии, политике, экономике, культуре. В наши дни решение задач патриотического воспитания должно основываться на принципиально новых подходах к работе с детьми, где особая роль принадлежит самостоятельному поиску знаний и изучению новых фактов. Для воспитания детей, развития у них общественно значимой и творческой активности, высоких нравственных качеств, любви и уважения к Отечеству, трудолюбия, правовой культуры, бережного отношения к окружающей среде, в Петровском муниципальном районе разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Путь к успеху плюс». Программа предоставляет дополнительную возможность в подготовки обучающихся к полноценной жизни в обществе, включая формирование их мировоззрения на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей, традиций народов Российской Федерации. Содержание программы ориентировано на развитие социальной и гражданской активности и включение обучающихся в общественную жизнь, их практическую деятельность – обучающиеся приобретают конкретные организаторские умения и навыки, лидерские качества и творческие способности. Программа предполагает подготовку детей и молодежи к социально значимым ролям: гражданин России, патриот. Обучение детей в рамках данной программы представляет собой систему взаимосвязанных творческих заданий, деловых игр и тренингов, в ходе которых обучающиеся будут анализировать и моделировать различные ситуации, высказывать и защищать свою и коллективную точки зрения, участвовать в дискуссиях и обсуждениях. Направленность программы Программа «Путь к успеху плюс» имеет социальногуманитарную направленность. Включает: личностное развитие (культурно-образовательные программы, развитие детских творческих проектов, проведение культурно-досуговых программ - организация экскурсий, концертов; популяризация здорового образа жизни, популяризация профессий); военно-патриотическое направление (организация военноспортивных игр, соревнований; проведение интерактивных игр, мастерклассов, встреч с интересными людьми и Героями России, организация Всероссийских патриотических акций; сотрудничество с движением 2 "Волонтёры Победы», организация исторических квестов); гражданская активность (изучение истории, краеведение, поисковая работа, воспитание культуры безопасности среди детей и молодежи, формирование духовных ценностей, доброты и милосердия. Вид программы – модифицированная. Актуальность Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Путь к успеху плюс» опирается запросом со стороны детей и родителей на программы патриотического и гражданского воспитания. Основное достоинство программы «Путь к успеху плюс» является то, что практическая составляющая программы реализуется в деятельности данного объединения. Задача социального становления подростка стала особенно важна для общества. Именно молодые люди должны готовить себя к новым социальным отношениям, учиться преодолевать и разрешать конфликты в обществе, развивать общественные процессы в позитивном русле, утверждать идеи мира, добра, справедливости, совершенствоваться и само развиваться. Формирование активной гражданской позиции в обществе – процесс, который можно организовать, и это необходимо делать в процессе обучения и воспитания. Важно, чтобы сегодняшние подростки – будущие лидеры XXI века, которые станут управлять государством на разных уровнях, владели нормами российской культуры, формами эффективной организации и управления, методикой разрешения конфликтов, умением общаться, а также, необходимыми нравственными качествами личности для успешного развития общества и государства, чувством личной ответственности за свою судьбу и судьбу Отечества перед нынешним и будущими поколениями. Педагогическая целесообразность Развивающий характер программы предполагает, что основными принципами отбора и содержания форм деятельности является не только учет возрастных особенностей учащихся, но и опора на признаки качественного роста личности, способности решать жизненно важные задачи и проблемы. В настоящий момент в нашей стране происходит подъем национального самосознания, стремление народов России глубже познать свое прошлое, родной язык, культурные и художественные традиции, накопленные предыдущими поколениями. Общество и государство ставят перед дополнительным образованием социальный заказ огромной важности воспитать человека с активной жизненной и профессиональной позицией, гражданина и патриота. Современное общество и государство заинтересовано в формировании социально активных юных граждан, понимая, что в будущем именно юные граждане примут на себя ответственность за решение социально3 экономических, научных и общекультурных изменяющегося российского общества. задач динамически Отличительная особенность Программа «Путь к успеху плюс» направлена на вовлечение подростков в открытую деятельность, с целью раскрытия их индивидуальности, творческого и личностного потенциала, формирование готовности к продуктивной деятельности и профессиональному становлению. Программа составлена на основе интересов детей, которые были набраны в коллектив в зависимости от их возраста, физических и психических возможностей. В программе предусмотрена работа по наставничеству. В данной форме наставничества предполагается взаимодействие обучающихся («ученик-ученик») в группе, где старший, обладающий организаторскими и лидерскими качествами оказывает позитивное влияние на наставляемого ученика, младшего по возрасту. Адресат программы Данная программа рассчитана для учащихся 10-15 лет, с различным уровнем коммуникативных навыков и лидерских способностей. Возрастные особенности: 1. В возрасте 10-13 лет приобретают самостоятельность, желание выражать отношение, мнение. Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Младшие подростки начинают обращать эти требования и к самим себе. 2. В возрасте 14-15 лет складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Объем и срок освоения программы: 1 учебный год. Режим, периодичность и продолжительность занятий 72 часов, 1 раз в неделю по 2 часа. Форма обучения – очная, в случае форс-мажорных обстоятельств, по согласию родителей, на основании приказа руководителя ОУ форма обученияпереходит в заочную (дистанционную). Особенности организации образовательного процесса Форма работы – групповая (12-15 человек в группе). Цель программы Формирование у обучающихся гражданственности и патриотизма, как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей через деятельность. 4 Задачи программы Предметные: формировать знания о Государственных символах России; углублять знания об истории и культуре России; углублять знания об основных событиях Великой отечественной войны; способствовать возникновению интереса и изучению учащимися истории своей семьи, истории своего края; научить создавать и реализовывать творческие проекты. Метапредметные: развивать коммуникативные способности, умение работать в коллективе; формировать потребность в самопознании и самореализации; формировать способы социального взаимодействия. Личностные: воспитывать чувства гражданственности, патриотизма и любви к Родине; формировать чувства бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам; совершенствовать ценностно-ориентированные качества личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности. 5 Учебный план № п/п 1 Наименование разделов и тем Вводное занятие Теория Всего часов 1 Практика 1 0 Формы контроля и аттестации Наблюдение, опрос Мини-диалоги 2 Патриотизм и современность 5 2 3 3 Мы-граждане России 5 2 3 Мини-диалоги 4 Социально-значимые акции 7 5 2 5 Государственные символы России Герои современной России Памятные даты российской истории (Дни единых действий соответствии) История Великой Отечественной войны Военно-спортивные игры 5 2 3 Моделирование ситуации, наблюдение Мини-диалоги 12 5 7 14 5 9 12 4 8 3 1 2 Беседа, опрос 7 3 4 Мини-диалоги 1 72 0 30 1 42 Тест 6 7 8 9 10 11 Работа с родителями. Летопись семьи в истории Итоговое тестирование Всего 6 Моделирование ситуации, наблюдение Мини-диалоги Беседа, опрос Содержание Программы 1. Вводное занятие. Будем знакомы. Теория: Знакомство учащихся друг с другом, с целью и задачами программы. 2. Патриотизм и современность. Теория: Знакомство учащихся с понятиями «патриотизма», «гражданственности». Практика: Проверка полученных знаний в форме тестирования. Этапы формирования коллектива. 3. Мы-граждане России Теория: Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, жизни и деятельности земляков. Практика: просмотр публикаций, видеоматериал, относящихся к истории Отечества. Лекция на тему «Кто такой настоящий патриот». 4. Акции Акции – проведение и участие в Акциях. Теория: Беседа – «Что такое акция?», подготовка к акциям. Инструктаж ТБ во время проведения акций. Практика: Акция «МыВместе. Дети». 5. Государственные символы России Теория: изучение государственной символики России: флаг, герб, гимн . Практика: Составление онлайн – теста ко Дню России, конкурс рисунков на тему «Моя Родина». Конкурс плакатов на тему «Мы вместе». 6. Герои современной России. Теория: История учреждения звания Героя Российской Федерации (когда, в связи с чем, первые Герои РФ) Практика: создание видеоролика о героях современной России, размещение в социальных сетях. 7. Памятные даты российской истории (Дни единых действий) Теория: История военной истории, инструктаж ТБ во время акций Практика: Конкурс патриотических мероприятий – участие в патриотических мероприятиях. Подготовкам и проведение патриотических мероприятий. 8. История Великой Отечественной войны Теория: изучение материалов проекта «Без срока Давности», присмотр публикаций, видеоматериалов Практика: создание видеоролика о героях Великой Отечественной войны ,участие в дебатах. 9. Военно-спортивные игры Теория: инструктаж по ТБ Практика: детско–юношеская военно–спортивная игра «Зарница» 10. Работа с родителями. Летопись семьи в истории Теория: история моей семьи как часть истории России Практика: творческая работа Итоговое тестирование. 7 Ожидаемые результаты Предметные: получат знания о Государственных символах России; углубят знания об истории и культуре России; углубят знания об основных событиях Великой отечественной войны; изучат историю своей семьи, истории своего края; научаться создавать и реализовывать творческие проекты. Метапредметные: разовьют коммуникативные способности, умение работать в коллективе; сформируют потребность в самопознании и самореализации; сформируют способы социального взаимодействия. Личностные: обучающийся проявляет чувства гражданственности, патриотизма и любви к Родине; сформировано чувства бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам; обучающийся проявляет коммуникативные навыки и стремиться к деятельности, направленной на изменение социальной среды и на изменение самого себя (саморазвитие). 8 Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график (с учетом перехода на дистанционное обучение в случае форс-мажорных обстоятельств) № п/ п мес яц чи сло Время провед ения занятия Форма занятия очная Кол-во часов Тема дистанционная Место очное дистанц ионное Форма контроля очная дистанци онная Введение дискуссия Мини-лекция 1 Знакомство. Вводное занятие, «Будем знакомы» МБУ ДО «ДЮЦ» Наблюдение, опрос вопросы Патриотизм и современность. Минидиалоги Минилекция, практическая работа 2 Этапы формирования коллектива; Как быть дружнее? Игры на сплочение коллектива 9 МБУ ДО «ДЮЦ» Игровые упражнения , ЛЭП-бук Фото- отчет ЛЭП-бука, прописи Моделирован Моделирование ие ситуации, ситуации, наблюдение наблюдение Тестирование «Что я знаю о патриотизме» 3 МБУ ДО «ДЮЦ» Беседа, опрос тестир ование Мы-граждане России Беседа с Мини- лекция, игровыми практическая элементами и работа творческим заданием Беседа с Мини- лекция, игровыми практическая элементами и работа творческим заданием 2 Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, жизни и деятельности земляков МБУ ДО «ДЮЦ» Наблюдение Наблюдение, опрос 3 создание видеоролика о героях МБУ ДО современной России, «ДЮЦ» размещение в социальных сетях. Наблюдение Наблюдение, опрос Социально-значимые акции Минидиалоги История возникновения акции Наблюдение, Практическая опрос работа 5 Социально-значимые акции МБУ ДО «ДЮЦ» Наблюдение Наблюдение, опрос 2 Социально-значимые акции МБУ ДО «ДЮЦ» Наблюдение Наблюдение, опрос Государственные символы Моделирован Практическая ие ситуации, работа наблюдение 2 Составление онлайн – теста ко МБУ ДО Дню России «ДЮЦ» Моделирован викторина ие ситуации, наблюдение Беседа с Мини- лекция, игровыми практическая элементами и работа творческим заданием 3 Конкурс рисунков на тему «Моя Родина». Конкурс плакатов на тему «Мы вместе». Моделирован Моделирова ие ситуации, ние ситуаци наблюдение и, наблюден ие 10 МБУ ДО «ДЮЦ» Герои современной России. Моделирован Практическая ие ситуации, работа наблюдение 5 История учреждения звания МБУ ДО Героя Российской Федерации «ДЮЦ» Наблюдение Игровые задания 7 создание видеоролика о героях МБУ ДО Беседа с Мини- лекция, современной России, игровыми практическая «ДЮЦ» размещение в социальных элементами и работа сетях. творческим заданием Памятные даты российской истории (Дни единых действий) видеоролик Моделирован Практическая ие ситуации, работа наблюдение Моделирован Практическая ие ситуации, работа наблюдение Наблюдение Беседа, опрос 5 Акция ко дню Памяти и скорби МБУ ДО «ДЮЦ» 9 Составление онлайн викторин МБУ ДО «ДЮЦ» викторина видеоролик викторина История Великой Отечественной войны Минидиалог и Минилекция, практическая работа Моделирован Практическая ие ситуации, работа наблюдение 4 Онлайн- тестирование «Великая Отечественная война» 8 Видеоролик о героях Великой МБУ ДО Отечественной войны «ДЮЦ» Военно-спортивные игры 11 МБУ ДО «ДЮЦ» Наблюдение Тестовые задания видеоролик викторина Беседа, Практическая сюжетноработа ролевая игра Игровые задания Игровые задания 1 военно–спортивная игра «Зарница» МБУ ДО «ДЮЦ» 2 военно–спортивная игра «Зарница» МБУ ДО «ДЮЦ» Моделирован Моделирова ие ситуации, ние ситуаци наблюдение и, наблюден ие Игровые Игровые упражнения задания Работа с родителями. Летопись семьи в истории Онлайн-викторина МБУ ДО «ДЮЦ» Моделирован викторина ие ситуации, наблюдение 4 Творческая работа «История моей семьи» МБУ ДО «ДЮЦ» Моделирован Моделирова ие ситуации, ние ситуаци наблюдение и, наблюден ие 1 Итоговое тестирование МБУ ДО «ДЮЦ» Тест Моделирован Практическая ие ситуации, работа наблюдение 3 Беседа с Мини- лекция, игровыми практическая элементами и работа творческим заданием Тестирова ние Тестирование 12 Фотоотчет работы Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Материально-технические обеспечение: ноутбук; видеопроектор; демонстрационный экран. VI. Методическое и дидактическое обеспечение программы Методическое обеспечение программы: Приемы и методы организации образовательного процесса. В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, познание, умение, общение, творчество. При этом соблюдаются следующие правила: виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направленными на реализацию личных интересов членов группы; деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей, владеющих умениями её организовать и осуществлять, способствовать улучшению статуса отдельных учеников в группе, помогать закреплению ведущих официальных ролей лидеров, чье влияние благотворности; необходимо учитывать основные черты коллективно деятельности: разделение труда, кооперацию детей, взаимозависимость, сотрудничество детей и взрослых. При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы: воспитывающего характера труда; научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики, установленной размеренности); - связи теории с практикой (практике отводится около 80 % учебного времени); систематичности и последовательности; доступности; сознательности и активности; наглядности; прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех выше перечисленных принципов); Можно выделить ряд общих существенных положений образовательногопроцесса: - обязательное формирование у детей положительной мотивации к творческой деятельности; получение ими новой информации, новых знаний при решении конкретных, практических задач; обогащение чувственным опытом и опытом мыслительной и 13 практической деятельности не только в ходе учебной работы, но и во внеурочное время, в условиях межличностного общения; обретение трудовых умений и навыков без принуждения; занятость каждого ребенка в течение всего занятия. Основной вид занятий – практический. Используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемный; частично-поисковый или эвристический; исследовательский. Педагогические приемы: формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия); организация деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование); стимулирование и коррекция (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.); сотрудничество, позволяющее педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования; свободный выбор, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя направление специализации, педагога, степень сложности задания и т.п. Методы проведения занятий Словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. Практические занятия – это форма учебного занятия, на котором педагог организует детальное рассмотрение отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует умения и навыки их практического применения путем выполнения соответствии поставленных задач. В процессе работы с различной техникой педагог постоянно напоминает учащимся о правилах пользования и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности. Кадровое обеспечение Программу «Путь к успеху плюс» реализует педагог дополнительного образования, прошедший курсы повышения квалификации по профилю программы. 14 Формы аттестации В программе предусмотрен текущий, промежуточный, итоговый контроль. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов Дневник наблюдений, журнал посещаемости, материал тестирования, готовые работы, отзывы детей и родителей. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов Текущий контроль осуществляется в форме педагогического наблюдения, беседы, опроса на занятиях, игровых заданий. Промежуточный контроль проводится в конце каждого разделы программы в виде презентации проектных работ. Итоговый контроль проводится в конце года в форме итогового тестирования (выполнения тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков). Оценочные материалы: Перечень методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов: Предметные: по окончании реализации программы проводится мониторинг результатов реализации программы в форме опроса обучающихся (Приложение 1). Метопредметные: - методика «Какой у нас коллектив». Цель: определить степень удовлетворения своим коллективом. Ход проведения. Обучающимся предлагаются характеристики различных уровней развития коллектива по А.Н.Лутошкину: "Песчаная россыпь", "Мягкая глина", "Мерцающий маяк", "Алый парус", "Горящий факел" (Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М.: "Просвещение", 1986.). Обучающиеся оценивают уровень развития своего коллектива. На основании ответов педагог сможет определить по пятибальной шкале степень удовлетворенности своим объединением, узнать, как оценивают дети его сплоченность, единство. Вместе с тем удается определить тех обучающихся, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных ими. Возможен и другой вариант использования этой методики. Обучающиеся обсуждают, разбившись на группы, следующие вопросы: на каком этапе развития коллектива находится наше детское объединение и почему?; что нам мешает подняться на более высокий уровень развития коллектива?; что поможет стать нам более сплоченным коллективом? Вопросы для обучающихся подбираются в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детского коллектива. 15 В этом случае педагог может получить более развернутую информацию о состоянии взаимоотношений в коллективе, удовлетворенности детей своим коллективом, видении обучающимися перспектив его развития. Мотивация к обучению по направлению программы измеряется в рамках педагогического наблюдения. Личностные: «Оценка уровня общительности» модифицированная методика В.Ф. Ряховского (Приложение 2). «Отечество моё - Россия» (анкета Д.В. Григорьева) (Приложение 3.) 2.1. Методическое обеспечение Особенности организации образовательного процесса: занятия проводятся в очной форме. Выбор форм и методов проведения занятий определяется задачами каждого занятия и корректируется в соответствии с психофизическими особенностями обучающихся. Методы обучения, используемые на занятиях: словесный, наглядный практический; игровой, дискуссионный. Методы воспитания, используемые на занятиях: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация. Формы организации образовательного процесса: групповая. Формы организации учебного занятия: акция, беседа, встреча с интересными людьми защита проектов, игра, конкурс, конференция, круглый стол, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, посиделки, поход, праздник, практическое занятие, тренинг. Педагогические технологии, используемые при реализации программы: технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология дифференцированного обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология. При привлечении к участию в программе старшеклассников используются технологии наставничества. В процессе работы в форме наставничества «ученик-ученик» выбираются пары по желанию самих обучающихся или по усмотрению педагога. Наставник. Активный обучающийся старшей ступени, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель различных конкурсов, лидер группы, принимающий активное участие в жизни образовательной организации. Наставляемый: Вариант 1. Пассивный. Социально или ценностно дезориентированный 16 обучающийся более низкой по отношению к наставнику ступени, демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты или проблемы с поведением, не принимающий участия в жизни группы, отстраненный от коллектива. Вариант 2. Активный. Обучающийся с особыми образовательными потребностями – например, увлеченный определенным предметом, нуждающийся в профессиональной поддержке или ресурсах для обмена мнениями и реализации собственных проектов. Возможные варианты программы. Вариации ролевых моделей внутри формы «ученик – ученик» могут различаться в зависимости от потребностей наставляемого и ресурсов наставника. Основными вариантами могут быть: а) взаимодействие «успевающий – неуспевающий», классический вариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов; б) взаимодействие «лидер – пассивный», психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков; в) взаимодействие «равный – равному», в процессе которого происходит обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый – креативным; г) взаимная поддержка, совместная работа над проектом. Алгоритм учебного занятия 1. Организационный. Задача: подготовка детей к работе на занятии Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания. 2. Проверочный. Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция. Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического) проверка усвоения знаний предыдущего занятия. 3. Подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания). Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям). 4. Основной. Усвоение новых знаний и способов действии. Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений 17 в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей. Первичная проверка понимания Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием. Закрепление знаний и способов действуй Применяют тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно. Обобщение и систематизация знаний. - Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания. 5. Контрольный. Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского). 6. Итоговый. Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали учащиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели. 7. Рефлексивный. Задача: мобилизация детей на самооценку. Оценивается работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы. 8. Информационный. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий. Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий. Дидактические обеспечение: социальные видеоролики по патриотическому воспитанию и гражданской активности; - Сборник методических материалов, обобщающих лучшие практики в патриотическом воспитании. – Пермь, 2019. – 240 с. 18 Список литературы для детей и родителей 1. Беляев В.Н. В гостях у радости. /В.Н. Беляев, Ю.Н.Таран. - Липецк.2017. 2. Воронкова Л.В. Игровые программы: Аттракционы. Шуточные забавы. Сюжетноролевые игры. /Л.В. Воронкова. - М.: Педагогическое общество России.- 2015. 3. Вуд Д. Игра? Ура! 100 шумовых и подвижных скаутских игр. /Дейв Вуд - Курган: ГУ «Центр молодёжных инициатив и программ».- 2011. 4. Гапонова Н.Л. Весёлые каникулы. /Н.Л. Гапонова, Н.Л. Поспелова.Погорельский ДДТ«Солнышко» - Шадринск.- 2005. 5. Дедов А. Конкурсные программы на любой случай. Выпуск 1,2,3. /А. Дедов, С.Краснобаева. -Курган: ГУ «Центр молодёжных инициатив и программ».-2016. 6. Дедов А. Игры на празднике и прогулке. /А. Дедов. - Курган: ГУ «Центр молодёжных инициатив и программ». - 2012. 7. Дедов А. Лучшие конкурсные программы Курганской Лиги учащихся 1991- 2001. /А.Дедов. -Курган: ГУ «Центр молодёжных инициатив и программ».- 2012. 8.Н.В. Мазыкина Н.В., Н.В. Горкина Н.В. «Растим патриотов» Методическое пособие по патриотическому воспитанию. УЦ «Перспектива», Москва, 2011г 9.«Патриоты Отечества» Ежемесячный общероссийский журнал 20082021г.г. Электронные ресурсы: Всероссийский проект «Формула патриотизма»// https://patriot.menobr.ru/ Министерство Просвещения Российской Федерации //https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/ Всероссийская монофункциональная гражданско-патриотическая платформа https://живаяистория-россии/osnovnaya-shkola.html МыВМЕСТЕ.Общероссийская акция взаимопомощи// https://vk.com/dobroinrussia Саратовский региональный патриотический центр// https://vk.com/patriotikasar Федеральный проект по патриотическому воспитанию школьников России// https://vospitai-patriota.ru Федеральный проект «Без срока давности»// https://memory45.su/ Приложение 1 Тест «Что я знаю о патриотизме» 1. Верно ли утверждение «Патриотизм-политический принцип, социальное чувство, содержание которого является любовь, привязанность к Родине ? 2. Когда отмечают День Конституции РФ? 3. Как называется всенародное голосование по самым важным вопросам жизни государства? 4. Какой праздник отмечают 4 ноября ? 5. Назовите основные ценности патриота 6. Верно ли утверждение: «Патриотическое сознание формируется знанием об Отечестве, его истории, культуре, природе, народе и народностях, передающих из поколения в поколение? 7. Как называются правила ,которые устанавливает государство? 8. Как называется документ, в котором записаны права детей? 9. Когда Россия празднует день флага? 10. Назовите основные символы Российского государства 11. Должен ли патриот изучать традиции, обычаи, устное народное творчество своего народа? 12. Как сегодня, по-вашему, мнению, можно проявить патриотизм ? 13. Знаете ли вы свои права и обязанности гражданина государства? 14. Как связаны понятия «патриотизм» и «гражданин»? 20 Приложение 2 «Оценка уровня общительности» модифицированная методика В.Ф. Ряховского Инструкция по применению методики: Обучающимся предлагается ответить на 20 вопросов, поставив в графе «Да» знак(+); в графе «Нет» знак (–). На обдумывание каждого вопроса отводится не более 1 минуты. Вопросы 1. Много ли у Вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь? 2. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-либо из ваших друзей? 3. Есть ли у Вам стремление к установлению новых знакомств с различными людьми? 4. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо занятием, чем с людьми? 5. Легко ли Вы устанавливаете контакт с людьми, которые старше Вас по возрасту? 6. Трудно ли Вам включиться в новые для вас компании? 7. Легко ли Вам устанавливать контакты с незнакомыми людьми? 8. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе? 9. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком? 10. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному? 11. Нравится ли Вам находиться среди людей? 12. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком? 13. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх? 14. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей? 15. Полагаете ли вы, что Вам не представляет особого труда внести оживление вмалознакомую компанию? 16. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей? 17. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию? 18. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенно и спокойно, когда приходится говорить что-то большой группе людей? 19. Верно ли, что у Вас очень много друзей? 20. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми? Обработка результатов. В таблицу проставляются ответы на вопросы, плюс или минус. С помощью дешифратора подсчитать количество совпадающих с дешифратором ответов по каждому разделу методики. Дешифратор. + + - + + - + + - + + - + + - После этого следует определить оценочный коэффициент (К) по 21 формулеК= С/В, где С – количество совпадающих с дешифратором ответов,В – максимальное число ответов на вопросы Пользуясь оценочной шкалой, педагог определяет у учащихся уровеньобщительности. Уровень общительности Низкий Средний Высокий Оценочный коэффициент 0,1-0,56 0,56-0,75 0,76-1,00 Оценка Интерпретация результатов. Низкий уровень общительности, если испытуемый получил оценку 1. Такой обучающийся не стремится к общению, чувствует себя скованно в новой компании, предпочитает проводить время наедине с собой, ограничивает свои знакомства, испытывает трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируется в незнакомой ситуации, неотстаивает свое мнение, тяжело переживает обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах он предпочитает избегать принятия самостоятельных решений. Средний уровень общительности, если испытуемый получил оценку 3. Обучающийся стремится к контактам с людьми, не ограничивает круг своих знакомств, отстаивает свое мнение, планирует свою работу. Он не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, постоянно стремится расширить круг своих знакомств, занимается общественной деятельностью, помогает близким, друзьям, проявляет инициативу в общении, с удовольствием принимает участие ворганизации общественных мероприятий, способен принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью. Высокий уровень общительности – испытуемый, получивший оценки 5. Он активно стремится к организаторской и коммуникативной деятельности, испытывает в ней потребность. Быстро ориентируется в ситуациях, непринужденно ведет себя в новом коллективе. В важном деле или создавшейся сложной ситуации предпочитает принимать самостоятельное решение, отстаиваетсвое мнение и добивается, чтобы оно было принято товарищами. Может внести оживление в незнакомую компанию, любит организовывать различные игры, мероприятия, настойчив в деятельности, которая его привлекает. Сам ищет такие дела, которые удовлетворяли бы его потребности в коммуникативной и организаторской деятельности. 22 Приложение 3. «Отечество моё - Россия» (анкета Д.В. Григорьева) Анкета состоит из восьми основных блоков с суждениями, вопросами и незаконченными предложениями. На каждое из суждений или вопрос предложено несколько альтернативных вариантов ответов. Данная анкета может быть рекомендована к использованию в работе со старшеклассниками для определения уровня сформированности личностных качеств гражданина-патриота. На основании полученных результатов могут быть внесены коррективы в систему воспитательной работы с подрастающим поколением. Данную анкету может проводить педагог, воспитатель. Обработка и интерпретация проводится только социальнопсихологической службой школы (педагог-психолог, социальный работник). Обработка и интерпретация результатов проводится по методу контент-анализа (по частоте встречаемости ответов). Количественный показатель позволяет вычислить процентное соотношение. Рекомендуемое время на проведение 20 минут. Цели анкетирования: – определить содержательную сторону направленности личности, основу отношения старшеклассника к окружающему социуму; – определить актуальность вопросов патриотизма в системе ценностных ориентаций старшеклассников; – определить градацию личностных качеств, входящих в понятие «патриот». Ф. И. _____________________ Возраст ________ Пол ________ Вам необходимо сейчас выполнить следующие задания. Ответьте, пожалуйста, на вопросы или оцените следующие вопросы и задания. I. Считаете ли вы себя патриотом? 1. Да; 2. Нет; 3. Частично; 4. Не знаю. II. Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств? 1. Школа; 2. Родители; 3. Окружающие люди, друзья; 4. СМИ; 5. Органы власти; 6. Другое _____________. III. Как вы для себя определяете понятие «патриот»? _________ IV. А. По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»? 1. Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу; 2. Непримиримость к представителям других наций и народов; 23 3. Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей Родины – России; 4. Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения; 5. Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни; 6. Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире; 7. Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи; 8. Патриотизм – это лишь романтический образ, литературная выдумка; 9. Другое __________________. IV. Б. Если вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чем причина вашего непонимания? 1. Нет желания; 2. Нет возможности; 3. Считаю это не актуальным. V. Перед вами список индивидуально-психологических характеристик и жизненных ценностей человека. 1. Определите для себя те качества, которыми должен обладать патриот (нужное подчеркните). 2. Определите по 10-балльной шкале, насколько эти качества и ценности сформированы у вас. – активная деятельная жизнь __________ – жизненная мудрость __________ – здоровье (физическое и психическое) __________ – интересная работа __________ – красота природы и искусства __________ – любовь (духовная и физическая) __________ – материальное обеспечение жизни __________ – наличие хороших и верных друзей __________ – общественное признание __________ – познание (образование, кругозор) __________ – продуктивная жизнь __________ – развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование) ________ – развлечения __________ – свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) ___ – счастливая семейная жизнь __________ – счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) __________ – творчество (возможность творческой деятельности) ________ – уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий) __________ – аккуратность (чистоплотность) __________ 24 – воспитанность (хорошие манеры) __________ – высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) ___ – жизнерадостность __________ – исполнительность __________ – независимость __________ – непримиримость к недостаткам в себе и других __________ – образованность __________ – ответственность (чувство долга, умение держать слово) _____ – рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) __________ – самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) __________ – смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов ______ – твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) ___ – терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать их ошибки и заблуждения) __________ – широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) __________ – честность (правдивость, искренность) __________ – эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) __________ – чуткость (заботливость) __________. VI. Отметьте, что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего? 1. Умение ценить настоящую дружбу; 2. Готовность помочь другу в трудную минуту; 3. Взаимопонимание; 4. Честность, порядочность, принципиальность; 5. Приятная внешность; 6. Хорошие манеры; 7. Умение модно одеваться; 8. Сила воли; 9. Смелость; 10. Решительность; 11. Интерес, знание литературы, искусство, музыка; 12. Интерес к политике; 13. Наличие фирменных вещей, дисков и т. п.; 14. Наличие денег на всякие расходы; 15. Способности. VII. Из предложенных вариантов ответов выберите тот, который в наибольшей степени выражает вашу точку зрения: 1. Я люблю, когда другие люди меня ценят. 2. Я испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы. 3. Я люблю приятно проводить время с друзьями. VIII. Закончите предложения. 1. Каждый из нас верит… 25 2. Каждый из нас имеет… 3. Каждый из нас готов… 4. Подвиги героев заставили нас задуматься… 5. Защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках, но и… 6. Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то… 7. Быть достойным гражданином своей страны – значит быть… Анализ этого материала может стать хорошей темой для классного часа. Подводя общий итог, можно заметить наибольшую значимость второй части представленной анкеты, так как она позволяет поставить перед учащимися значимые для личностного развития вопросы, создать диалогичную среду, понять глубинные и поверхностные, напускные мысли учащихся, будущих полноправных граждан России, наметить программу развития патриотических чувств. 26