Развивайка

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
При разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
«Развивай-ка»
использовались
материалы
с
сайта
https://saratov.pfdo.ru.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Развивай-ка» направлена на развитие ребёнка через включение его в
разнообразную учебно-познавательную и творческую деятельность. В данной
программе соблюдены принципы постепенности, последовательности,
доступности, целостности, деятельного подхода, возрастного и индивидуального
подхода.
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
«Развивай-ка» имеет социально-гуманитарную направленность.

программа

Актуальность программы обусловлена потребностью детей в
приобретении опыта общения в детском коллективе и получении комплексного
развития личности ребенка.
Отличительные особенности
Данная программа содержит как обязательные занятия, так и организацию
деятельности детей вне занятий, обеспечивающую создание условий для
возникновения у детей ассоциаций, использования полученных ими знаний и
умений в других видах деятельности, что способствует переносу знакомых
средств и способов в новые условия, а значит, их обобщению, в результате чего
и происходит развитие ребенка.
Адресат программы – программа предусмотрена для работы с детьми 5,5
– 7 лет.
Психолого-педагогические
особенности
возрастной
категории
учащихся. В данном возрасте происходят изменения в трех областях:
физической, познавательной и психосоциальной.
Физическая. Продолжается процесс окостенения скелета ребенка. Он более
совершенно владеет различными видами движений. Тело приобретает заметную
устойчивость. Ребенок готов переносить нагрузки, связанные с занятиями в
данном объединении.
Познавательная. Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины,
ориентация на листе бумаги. Преобладает непроизвольная память. Внимание
становится более устойчивым. Ребенок способен к планированию собственной
деятельности, умеет работать по схемам. Ведущее значение приобретает
наглядно-образное мышление. Ребенок достаточно хорошо владеет устной
речью, может высказывать свои мысли и желания, способен к усвоению
иностранного языка. Хорошо развито воображение, которое реализуется в
различных видах деятельности, и, прежде всего, в игре.

Психосоциальная. У ребенка формируется своё отношение к миру, людям
и самому себе. Он обладает чувством собственного достоинства, активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми, способен сопереживать и
радоваться успехам других, проявляет любознательность, склонен наблюдать,
экспериментировать, обладает начальными знаниями о себе, о природном и
социальном мире, в котором живёт.
Объем и срок освоения программы –1 год обучения (36 недель).
Формы обучения – очная, при возникновении форс-мажорных
обстоятельств, по согласованию с родителями, на основании приказа
руководителя ОУ очная форма переходит в заочную (дистанционную).
Особенности организации образовательного процесса – в соответствии
с индивидуальным учебным планом в объединение по интересам, сформированы
в группу учащиеся одного возраста, являющиеся основным составом
объединения; состав группы постоянный.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий –144
часа, 2 раза в неделю по 2 часа. Количество детей в группе не должно превышать
12-15 человек.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Предмет

Режим занятий

Занимательная читалоч-ка

2 р/ в неделю по 1 ч

Развивающие игры
Всего по программе

2 р/ в неделю по 1 ч
4 занятия в
неделю

Количество
часов
72
72
144

Примечание
1 час – 25 минут
10 минут перемена

Педагогическая целесообразность
Предлагаемая нами система выстроена на основе постепенно
усложняющихся задач развития ребёнка, на деятельностном подходе и
интегративных принципах организации освоения содержания, которые
взаимообогащают целостность восприятия содержания различных областей
действительности, не нарушают собственной внутренней логики освоения
каждой из областей. Освоение программного материала способствует
получению знаний об окружающем мире, умению анализировать явления и
предметы, развитию воображения, произвольного внимания,
памяти,
логического мышления, любознательности, самостоятельности, творческой
инициативы,
точности,
аккуратности,
способствует
формированию
доброжелательных, гуманных взаимоотношений между детьми, уважительному
отношению к окружающим, общительности, воспитанию любви к родине,
природе, бережного отношения к ней.
Новизна программы: Программа предполагает общее эстетическое и
интеллектуальное развитие ребенка, его социализацию, формирует мотивацию к
активному познанию окружающего мира.
Новизна программы заключается в следующем:
 применение в процессе реализации программы современных и инновационных
педагогических личностно-ориентированных технологий: игрового обучения;
 включение развивающих методик работы с детьми: пальчиковая гимнастика;
логопедическая зарядка, графические диктанты;
 применение диагностики уровня усвоения программы каждым ребёнком на
основе разработанных критериев и показателей результативности освоения
программы.

Цель и задачи программы
Целью программы является создание условий для включения ребёнка в
разнообразную учебно-познавательную и творческую деятельность.
Задачи обучения:
Предметные (образовательные):
- формирование интереса к процессу получения новых знаний;
- знакомство с целостной картиной мира;
- формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования.
Метапредметные (воспитательные):
- воспитание усидчивости, аккуратности, прилежности, ответственности;
- воспитание трудолюбия, бережного отношения к труду других людей;
- воспитание доброжелательности, гуманных взаимоотношений между
детьми, уважительному отношению к окружающим, общительности;
- воспитание любви к родине, природе, бережного отношения к ней.
Личностные (развивающие):
- развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического
мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;

- развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения,
вариативности мышления;
- развитие общеучебных умений, умения работать в коллективе,
взаимодействовать;
- развитие умения общения со взрослыми и сверстниками.
Содержание программы
Содержание программы
На занятиях, которые мы назвали «Развивающие игры», ставим следующие
задачи: развивать интерес к познанию, опираясь на занимательный и в то же
время содержательный игровой материал; развивать мышление ребёнка, т. е.
познавательно-психические процессы: память, внимание; образное мышление;
логическое мышление (умение сравнивать, доказывать, анализировать,
обобщать); творческие способности, фантазию, воображение.
Основные методы работы – дидактические игры, игровые упражнения,
занимательные и требующие творческого подхода задания, вопросы, которые
ориентируют детей на поиск и самостоятельные открытия, активизация его
пытливого ума.
Формы занятий различны, но упор делается на занятие-путешествие, занятиесказка, игру-соревнование, занятие-исследование, занятие-проект, занятие
эксперимент, интегрированное занятие и т.д. Это повышает активность и
работоспособность детей. В системе занятий используются разные виды
деятельности: проектная, поисковая, конструктивная, изобразительная и др.
В процессе игры на занятиях используются предметы, окружающие ребят:
игрушки из «Киндер-сюрпризов», кубики, пуговицы, пробки, верёвки и т. д. А
также специально подготовленные модели, карточки с заданиями и т. д.
На занятия «Занимательная читалочка» особое значение придаётся знакомству
детей с художественной литературой, с целью приобщения к культурной
жизненной норме, актуализация литературного содержания в разных видах
деятельности. Активные формы его обсуждения приводят детей к более
глубокому осмыслению, что оказывает большое влияние на общее развитие
детей.
Учебный план
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

№
п/п

Название раздела,
темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/
контроля

1.

Весёлые игры и загадки,
работа со счетными

1

1

Индивидуальн

палочками.
2.

Цвет, размер, форма.

ые задания
2

1

1

Игровые
тесты

1

Индивидуальн
ые задания

Весёлые фигуры.
3.

Забавные братья

1

4.

Расположение предметов в
пространстве. Понятия “на,
над, под, ниже, выше, слева,
справа, снаружи, внутри “

2

1

1

Тесты

5.

Ориентирование на листе
бумаги.

2

1

1

Графический
диктант

6.

Прямой и обратный порядок.

1

1

Индивидуальн
ый опрос

1

1

Задания в
контрольной
тетради

Один и много, столько же.
7.

Прямой и обратный порядок.
Пара предметов.

8.

Занимательная тройка.

2

1

1

Индивидуальн
ые задания

2

1

1

Игровые
тесты

3

1

2

Задания в
контрольной
тетради

2

1

1

Игровые
тесты

Шире – уже, ниже – выше.
9.

Весёлые фигуры.
Забавные братья.
Равивающие игры.

10.

Чего на свете по черыре?
«День рожденья» (понятия:
впереди - сзади, за, перед,
между, соседи, последний,
первый, предыдущий).

11.

Забавные братья.
Развивающие игры.

12.

Почему мы любим пятёрку.

2

1

1

Задания в
контрольной
тетради

1

Игровые
тесты

1

Игровые
тесты

1

Игровые
тесты

Красивые углы.
13.

Акробатки.

1

14.

Что общего между радугой и
днями недели?

2

1

Почему в неделе семь дней?
15.

Два кольца без начала и
конца.

1

16.

Одинаково – неодинаково.

2

1

1

Индивидуальн
ые задания

1

1

Игровые
тесты

Примеры и игры на
сравнение.
17.

Акробатки. Понятия.

2

18.

Весёлые фигуры.

1

1

Игровые
тесты

19.

Занимательная десятка.

1

1

Игровые
тесты

20.

Интересные знаки.

2

1

1

Задания в
контрольной
тетради

21.

На один больше или на один
меньше.

2

1

1

Игровые
тесты

1

2

Задания в
контрольной
тетради

1

Игровые
тесты

Весёлые многоугольники.
22.

Задача – это что такое?

3

23.

Весёлые домики.

1

24.

Путешествие точки.

3

1

2

Индивидуальн
ые задания

1

Игровые
тесты

Разнообразие линий.
25.

Весёлые домики.

1

26.

Что есть у солнца?

2

1

1

Задания в
контрольной
тетради

27.

Весёлые домики.

2

1

1

Игровые
тесты

Путешествие лягушонка.
28.

Весёлые домики.

1

1

Игровые
тесты

29.

Забавные нолики.

1

1

Игровые
тесты

30.

Как измерить удава?

2

1

Индивидуальн
ые задания

31.

Весёлые домики.

1

1

Игровые
тесты

2

Индивидуальн
ые задания

1

Игровые
тесты

1

Игровые
тесты

1

Задания в
контрольной
тетради

1

Индивидуальн
ые задания

1

Графический диктант.
32.

Интересные примеры и
задачи

3

33.

Весёлые домики.

1

34.

Весёлые домики.

2

1

1

Графический диктант
35.

Весёлые фигуры.

1

36.

Весёлые домики.

2

1

37.

Приключения фиксиков. Что
такое время и зачем нам
часы?

1

1

Задания в
контрольной
тетради

38.

Весёлые домики.

1

1

Игровые
тесты

39.

Весёлые фигуры.

1

1

Игровые
тесты

40.

Развивающие игры.

3

2

Индивидуальн
ые задания

41.

Строим заборчик из кубиков.

1

1

Индивидуальн
ые задания

42.

Весёлая лесенка.

1

1

Задания в
контрольной
тетради

43.

Развивающие игры.

2

1

Индивидуальн
ые задания

44.

Обобщение и повторение.

1

1

1

1

Задания в
контрольной
тетради

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЧИТАЛОЧКА
№ п/п

Название раздела,
темы

Количество часов
Всего Теория

Практика

Формы
аттестации/контроля

1.

Для чего нужна речь.

1

Устный опрос

2.

Всегда вместе.

1

1

Устный опрос

3.

Чудесный дом.

1

1

Устный опрос

4.

Путешествие в
поющую страну.

5

3

Индивидуальные
задания

5.

Первое слово каждого 1

1

Работа в тетради

1

2

человека?
6.

Для чего нужны
носы?

2

7.

Заяц в русских
сказках.

1

8.

В гостях у сказки.

2

9.

Путешествие в страну 2
знаний.

1

Работа в тетради

1

Викторина

1

1

Индивидуальные
карточки

1

1

Индивидуальные
карточки

1

1

Индивидуальные
карточки

1

10. Путешествие в
волшебный город.

2

11. Удивительные знаки.
Где они ставятся?

1

1

Индивидуальные
задания

12. Буква для имени.

1

1

Индивидуальные
задания

13. Путешествие белочки. 2

1

1

Работа в тетради

14. Космическое
путешествие.

2

1

1

Работа в тетради

15. Проделки ВинниПуха

2

1

1

Работа в тетради

16. Страна Смешария.

2

1

1

Индивидуальные
карточки

17. Морское
путешествие.

2

1

1

Индивидуальные
карточки

18. Удивительная буква.

2

1

1

Индивидуальные
карточки

19. В гости к Зимушкезиме!

2

1

1

Работа в тетради

20. Путешествие в
лабораторию.

2

1

1

Работа в тетради

21. Где живут
волшебники?

2

1

1

Работа в тетради

22. По страницам сказки
«Гуси-лебеди»

2

1

1

Игровой тест

23. Может каждый
грамотей

2

1

1

Индивидуальные
задания

24. «Невидимкамолоток».

2

1

1

Индивидуальные
задания

25. Буква «ты».

2

1

1

Работа в тетради

26. Кто живёт в часах?

2

1

1

Работа в тетради

27. Она как будто жук,

2

1

1

Работа в тетради

Делать слово из
частей!

Узнаёшь её, мой друг?
28. Откуда взялись
шишки?

2

1

1

Работа в тетради

29. Зачем нужны хвосты?

2

1

1

Индивидуальные
карточки

30. «Хитрый» звук.

2

1

1

Индивидуальные
карточки

31. Лесное путешествие.

2

1

1

Индивидуальные
карточки

32. Что общего и чем
отличаются.

4

1

3

Индивидуальные
карточки

33. Путешествие в
Африку.

2

1

1

Работа в тетради

34. Что это – эхо?

2

1

1

Работа в тетради

35. Безголосые
помощники.

3

1

2

Работа в тетради

36. Повторение.

2

37. Обобщение.

1

1

1

Индивидуальные
задания

1

Задания в
контрольной
тетради

Ожидаемые результаты программы:
Предметные:
- у обучающихся сформирован интерес к процессу получения новых знаний;
- обучающиеся познакомились с целостной картиной мира;
- у обучающихся сформированы приемы умственных действий: анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования.
Метапредметные:
- у обучающихся развиты наглядно-образное и словесно-логическое мышления,
умения делать выводы, обосновывать свои суждения;
- у обучающихся развиты память, внимание, творческие способности,
воображение, вариативность мышления;
- у обучающихся развиты общеучебные умения, умения работать в коллективе,
взаимодействовать, умения общения со взрослыми и сверстниками.
Личностные:
- обучающиеся проявляют усидчивость, аккуратность, прилежность,
ответственность, трудолюбие, бережное отношение к труду других людей,
доброжелательность, гуманное взаимоотношение между детьми, уважительное
отношение к окружающим, общительность, любовь к родине, природе, бережное
отношение к ней.

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
Количество детей в группе не должно превышать 12-15 человек.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
№ п/п

Предмет

Режим занятий

Количество часов

Примечание

2.

Занимательная
читалочка
Развивающие игры

3.

Всего по программе

1.

2 р/ в неделю по
1ч
2 р/ в неделю по
1ч
4
занятий в
неделю

72

1 час – 25 минут
10 минут перемена

72
144

1. Календарный учебный график
1. Продолжительность учебного года
Начало учебного года - 01.09.2022
Окончание учебного года – 31.05.2023
Продолжительность учебного года (включая каникулярное время) – 36 недель.
1. Календарь занятий
Начало учебного года
Продолжительность учебного года
Начало учебных занятий
Вводная диагностика
Промежуточная диагностика
Итоговая диагностика
Окончание учебного года по
дополнительным общеобразовательным
общеразвивающим программам
Режим занятий в каникулы
Продолжительность учебных занятий
Осенние каникулы
Зимние каникулы
Весенние каникулы

01 сентября 2022 г.
36 недель
01.09.2022 г.
сентябрь
декабрь-январь
май
31 мая 2023 г.
Кроме праздничных дней учебные
занятия с учащимися ведутся в форме
экскурсий, соревнований, конкурсов и др.
25 мин. - занятие, 10 мин.- перемена
30 октября – 07 ноября 2022 г.
30 декабря – 09 января 2023 г.
21 марта – 27 марта 2023 г.

2. Рабочая программа
Календарно-тематическое планирование
Форма проведения: презентация, видео презентация, просмотр
мультфильма, интерактивные тренажёры, задания и др.
Форма контроля: выполнение заданий на отдельных листах, в тетрадях, в виде
рисунков, поделок и др.
Обратная связь: фотоотчёт

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
№
п/п Месяц

Число

Форма занятия
проведен
ия

1.

сентябрь

2.

3.

4.

5.

6.

октябрь

Тема

Время

Место
проведения

Форма контроля

Очная

Заочная
(дистанц
ионная)

Количест
во часов

Беседа с
игровыми
элемента
ми
Беседа с
игровыми
элемента
ми
Беседа с
игровыми
элемента
ми
Беседа с
игровыми
элемента
ми
Беседа с
игровыми
элемента
ми
Беседа с
игровыми
элемента
ми

Информа
ционноигровая
презентац
ия

1

Игры и загадки, работа со
счетными палочками.

2

Цвет, размер, форма.
Весёлые фигуры.

1

Забавные братья

2

Расположение предметов в
пространстве. Понятия “на,
над, под, ниже, выше, слева,
справа, снаружи, внутри “
Ориентирование на листе
бумаги.

Тесты

Прямой и обратный порядок.
Один и много, столько же.

Индивидуал
ьный опрос

2

1

Очная

Заочна Очная
я
(диста
нцион
ная)

МБУ
ДО
«ДЮЦ»
г.
Петровс
ка, каб
№2

https://
drive.go
ogle.co
m/drive
/folders
/1cMUN
cI6MVD
4rZPudK
4hpGIhF
MQ0BX
pS7?usp
=sharing

Индивидуал
ьные
задания
Игровые
тесты
Индивидуал
ьные
задания

Графически
й диктант

Заочная
(дистан
ционна
я)
Выполн
ение
заданий
в
контрол
ьных
тетрадях

7.

Игровое
тестирова
ние

1

Прямой и обратный порядок.
Пара предметов.

Задания в
контрольной
тетради

8.

Беседа с
игровыми
элемента
ми
Беседа с
игровыми
элемента
ми
Беседа с
игровыми
элемента
ми

2

Занимательная тройка.
Шире – уже, ниже – выше.

Индивидуал
ьные
задания

2

Весёлые фигуры.
Забавные братья.
Равивающие игры.

Игровые
тесты

3

Чего на свете по
черыре?
«День рожденья»
(понятия: впереди сзади, за, перед,
между, соседи,
последний, первый,
предыдущий).

Задания в
контрольной
тетради

Беседа с
игровыми
элемента
ми
Беседа с
игровыми
элемента
ми
Беседа с
игровыми
элемента
ми

2

Забавные братья.
Развивающие игры.

Игровые
тесты

2

Почему мы любим
пятёрку.
Красивые углы.

Задания в
контрольной
тетради

1

Акробатки.

Игровые
тесты

9.

10.

11.

12.

13.

октябрьноябрь

14.

15.

декабрь

16.

17.

18.

19.

20.

21.

декабрь
- январь

Сказкаигра

2

Что общего между
радугой и днями
недели?
Почему в неделе семь
дней?

Игровые
тесты

Беседа с
игровыми
элемента
ми
Игровое
тестирова
ние

1

Два кольца без начала
и конца.

Игровые
тесты

2

Одинаково –
неодинаково. Примеры и игры
на сравнение.

Индивидуал
ьные
задания

Беседа с
игровыми
элемента
ми
Беседа с
игровыми
элемента
ми
Беседа с
игровыми
элемента
ми
Сказкаигра

2

Акробатки. Понятия.

Игровые
тесты

1

Весёлая геометрия.

Игровые
тесты

1

Занимательная десятка

Игровые
тесты

2

Интересные знаки.

Задания в
контрольной
тетради

Беседа с
игровыми
элемента
ми

2

На один больше или на один
меньше.
Весёлые многоугольники.

Игровые
тесты

22.

23.

24.

январь февраль

25.

26.

27.

28.

29.

30.

март

Беседа с
игровыми
элемента
ми
Беседа с
игровыми
элемента
ми
Сказкаигра

3

Задача – это что такое?

Задания в
контрольной
тетради

1

Весёлые домики.

Игровые
тесты

3

Путешествие точки.
Разнообразие линий.

Индивидуал
ьные
задания

Беседа с
игровыми
элемента
ми
Беседа с
игровыми
элемента
ми
Сказкаигра

1

Весёлые домики.

Игровые
тесты

2

Что есть у солнца?

Задания в
контрольной
тетради

2

Весёлые домики.
Путешествие лягушонка.

Игровые
тесты

Беседа с
игровыми
элемента
ми
Беседа с
игровыми
элемента
ми
Сказкаигра

1

Весёлые домики.

Игровые
тесты

1

Забавные нолики.

Игровые
тесты

2

Как измерить удава?

Индивидуал
ьные
задания

31.

32.

33.

34.

35

36.

37.

38.

49.

апрель

Беседа с
игровыми
элемента
ми
Игровое
тестирова
ние

1

Весёлые домики.
Графический диктант.

Игровые
тесты

3

Интересные примеры и задачи

Индивидуал
ьные
задания

Беседа с
игровыми
элемента
ми
Беседа с
игровыми
элемента
ми
Беседа с
игровыми
элемента
ми
Беседа с
игровыми
элемента
ми
Сказкаигра

1

Весёлые домики.

Игровые
тесты

2

Весёлые домики.
Графический диктант

Игровые
тесты

1

Весёлые фигуры.

Задания в
контрольной
тетради

2

Весёлые домики.
Увеличь и уменьши на ...

Индивидуал
ьные
задания

1

Приключения фиксиков. Что
такое время и зачем нам часы?

Задания в
контрольной
тетради

Беседа с
игровыми
элемента
ми
Беседа с
игровыми
элемента
ми

1

Весёлые домики.

Игровые
тесты

1

Весёлые фигуры.

Игровые
тесты

Игровое
тестирова
ние

3

Развивающие игры.

Индивидуал
ьные
задания

Беседа с
игровыми
элемента
ми
Игра

1

Строим заборчик из кубиков.

Индивидуал
ьные
задания

1

Весёлая лесенка.

Задания в
контрольной
тетради

43.

Игровоетестирова
ние

2

Развивающие игры.

Индивидуал
ьные
задания

44.

Играпутешест
вие

1

Обобщение и повторение.

Задания в
контрольной
тетради

40.

май

41.

42.

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЧИТАЛОЧКА
№
п/
п

Число
Месяц

Форма занятия
Время
проведе
ния

1.
сентябрь

Тема

Очная

Заочная
Количес
(дистанци тво
онная)
часов

Беседа с
Информац
игровыми ионноэлементам игровая

1

Для чего нужна речь.

Место
проведения

Форма контроля

Очная

Заочна Очная
я
(диста
нционн
ая)

МБУ
ДО
«ДЮЦ»

https://d
rive.goo
gle.com/

Устный
опрос

Заочная
(дистан
ционная
)
Выполне
ние
заданий

и

презентац
ия

г.
Петровс
ка, каб
№2

в
контроль
ных
тетрадях

drive/fol
ders/1c
MUNcI6
MVD4rZ
PudK4hp
GIhFMQ
0BXpS7?
usp=shar
ing

2.

Сказкаигра

1

Всегда вместе.

Устный
опрос

3.

Беседа с
игровыми
элементам
и
Путешест
вие

1

Чудесный дом.

Устный
опрос

5

Путешествие в поющую
страну.

Индивидуал
ьные
задания

Беседа с
игровыми
элементам
и
Беседа с

1

Первое слово каждого
человека?

Работа в
тетради

2

Для чего нужны носы?

Работа в

4.

5. октябрь

6.

7.
8.

9.

игровыми
элементам
и
Путешест
вие
Беседа с
игровыми
элементам
и
Путешест
вие

тетради

1

Заяц в русских сказках.

Викторина

2

В гостях у сказки.

Индивидуал
ьные
карточки

2

Путешествие в страну знаний.

Индивидуал
ьные

карточки
10. ноябрь

Путешест
вие

2

Путешествие в волшебный
город букв.

Индивидуал
ьные
карточки

11.

Беседа с
игровыми
элементам
и
Беседа с
игровыми
элементам
и
Путешест
вие

1

Удивительные знаки. Где они
ставятся?

Индивидуал
ьные
задания

1

Буква для имени.

Индивидуал
ьные
задания

2

Путешествие белочки.

Работа в
тетради

14.

Путешест
вие

2

Космическое путешествие.

Работа в
тетради

15. декабрь

Беседа с
игровыми
элементам
и
Беседа с
игровыми
элементам
и
Путешест
вие

2

Проделки Винни-Пуха

Работа в
тетради

2

Страна Смешария.

Индивидуал
ьные
карточки

2

Морское путешествие.

Индивидуал
ьные
карточки

12.

13.

16.

17.

Беседа с
игровым
и
элемента
ми
Сказкаигра

2

Удивительная буква.

Индивидуал
ьные
карточки

2

В гости к зимушке-зиме!

Работа в
тетради

20.

Путешест
вие

2

Путешествие в лабораторию.

Работа в
тетради

21.

Беседа с
игровым
и
элемента
ми
Сказкаигра
Беседа с
игровым
и
элемента
ми
Игровое
тестирова

2

Где живут волшебники?

Работа в
тетради

2

По страницам сказки «Гусилебеди»
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!

Игровой тест

2

«Невидимка-молоток».

Индивидуал
ьные
задания

Беседа с
игровым
и
элемента
ми
Сказкаигра

2

Буква «ты».

Работа в
тетради

2

Кто живёт в часах?

Работа в
тетради

Беседа с

2

Она как будто жук,

Работа в

18.

19. январь

22.
23. февраль

24.

2

ние
25.

26.
27. март

Индивидуал
ьные
задания

28.

29.

30.

31. апрель

32.

33.
34. май

35.

игровым
и
элемента
ми
Беседа с
игровым
и
элемента
ми
Беседа с
игровым
и
элемента
ми
Беседа с
игровыми
элемента
ми
Путешест
вие

Узнаёшь её, мой друг?

тетради

2

Откуда взялись шишки?

Работа в
тетради

2

Зачем нужны хвосты?

Индивидуал
ьные
карточки

2

«Хитрый» звук.

Индивидуал
ьные
карточки

2

Лесное путешествие.

Индивидуал
ьные
карточки

Беседа с
игровыми
элемента
ми
Путешест
вие

4

Что общего и чем отличаются.

Индивидуал
ьные
карточки

2

Путешествие в Африку.

Работа в
тетради

Беседа с
игровыми
элемента
ми
Беседа с
игровыми
элемента
ми

2

Что это – эхо?

Работа в
тетради

3

Безголосые помощники.

Работа в
тетради

36.

Игровое
тестирова
ние

2

Повторение.

Индивидуал
ьные
задания

37.

Игровое
тестирова
ние

1

Обобщение.

Задания в
контрольной
тетради

Условия реализации программы.
Техническое обеспечение:
- кабинет с необходимым количеством парт соответствующих росту детей
и пространством для подвижных игр;
- доска (школьная, магнитная);
- компьютер, принтер;
- магнитофон;
- мультимедийный проектор с экраном;
- интерактивная доска;
- мел (белый, цветной);
- магниты;
- наборное полотно;
- трафареты;
- большая линейка, треугольник;
- глобус;
- часы;
- тематические комплекты раздаточных материалов и плакатов;
- библиотечный фонд;
- портреты писателей и поэтов;
- иллюстрации к художественным произведениям;
- школьные принадлежности.
Кадровое обеспечение: занятия проводит педагог дополнительного
образования с высшей квалификационной категорией и опытом работы в
педагогической деятельности 24 года.
Формы проведения занятий, формы аттестации
Основная форма работы с учащимися - занятие (игра; соревнование;
путешествие; сказка; экскурсия; праздник и т. д.)
Продолжительность занятий – 25 минут.
Перемена – 10 минут.
На занятиях дети ведут наблюдения с помощью педагога, родителей,
выполняют простейшие опыты. Проводятся беседы, игры, викторины,
соревнования и др. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием,
конструированием, прослушиванием аудио и видеозаписей. Занятия могут
проводиться не только в кабинете, но и на улице, в парке, музее, библиотеке.

Ход занятия состоит из постоянного многократного чередования следующих
этапов в течение занятия:
1. Актуализация имеющихся у детей знаний. Педагог задаёт проблемный
вопрос и выслушивает ответы детей. На основании хода размышления
педагог оценивает их знания.
2. Совместный поиск знаний. Задавая наводящие вопросы, педагог
корректирует знания детей. При этом новые знания формируются в процессе
беседы, а не даются в готовом виде.
3. Закрепление новых знаний в игре. При работе с детьми на каждом занятии
проводится по две физминутки. Особый интерес у детей вызывают те из них,
которые тематически связаны с содержанием занятия.
В конце занятия подводится итог, на котором дети вместе с педагогом
делятся впечатлением о занятии и вспоминают, что они узнали нового.
1. Диагностика, как одна из форм аттестации.
Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения ДОП)
проводится педагогом, ведущим занятия с учащимися детского объединения
«Развивай-ка».
Мониторинг – это постоянное наблюдение за образовательным процессом в
целях выявления его соответствия желаемому результату.
Мониторинг необходим для получения достоверной информации о ходе и
результатах проводимой образовательной деятельности, проверки соответствия
достигнутых параметров запланированным.
В рамках мониторинга проводится ряд диагностик: входная, текущая и
итоговая.
Цель входной диагностики получить первоначальную информацию о
ребенке, выявить особенности его поведения, черты характера, способности,
интересы и наклонности.
Полученные результаты будут использованы для создания оптимальных
условий для развития и обучения детей, а также для выбора оптимальных
методик обучения.
Основные методы входной диагностики: беседа с ребенком, совместные
игровые упражнения, наблюдения, анкета родителей.
Цель текущей диагностики – получение информации о ходе усвоения
детьми общеобразовательной общеразвивающей программы. Полученные
результаты будут использованы для поддержки положительных и коррекции
отрицательных явлений в практике работы.
Методы текущей диагностики:
- наблюдение за поведением детей в процессе учебной деятельности;
- оценка результатов занятий;
- отзывы родителей.

Цель итоговой диагностики – сопоставление результатов фактического
освоения детьми общеобразовательной общеразвивающей программы с
намеченными и зафиксированными в пояснительной записке.
Оценочные материалы
Предметные:
1 задание. Зрительный анализ, графический навык. Умение передавать форму
неправильной фигуры.
Текст задания
Даны две рамочки. Педагог объясняет: здесь вы будете выполнять задание.
Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах.
Возьмите карандаш. Нарисуйте такую же фигуру в большой рамочке (учитель
обводит указкой большую рамочку)
Оценка выполнения задания:
3 балла - изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами
фигуры в основном сохранены;
2 балла - изображена подобная или равная фигура, но пропорции слегка
изменены, не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий.
Общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами
фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность
соблюдена;
1 балл - существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая
форма фигуры схвачена плохо;
0 баллов - не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-то замкнутая
линия. (В случае, если фигура изображена нетвердой рукой, к баллу ставится
значок"-")
2 задание. Ориентирование на плоскости. Умение пересчитывать.
Текст задания.
Задание будете выполнять в клеточках (на клетчатой бумаге),
(указывается место для выполнения задания).
1. Возьмите красный карандаш. Отсчитайте от черной клеточки вправо две
клеточки и третью закрасьте красным карандашом.
2. Возьмите синий карандаш. От черной клетки отсчитайте влево две клеточки и
третью закрасьте синим карандашом.
3. Возьмите зеленый карандаш. Отсчитайте от черной клеточки вниз четыре
клеточки и пятую закрасьте зеленым карандашом.
4. Возьмите жёлтый карандаш. Отсчитайте от черной клеточки вверх одну
клеточку и вторую закрасьте жёлтым карандашом.
Оценка выполнения задания:
3 балла - все выполнено верно;
2 балла - выполнено, верно, 2-3 пункта задания;
1 балл - выполнен, верно, только 1 пункт задания (допущены ошибки в
направлении,

счете, начале отсчета);
0 баллов - задание не выполнено.
3 задание. Классификация предметов и умение находить признаки, по которым
производится классификация
Цель: Выявление умения классифицировать, умения находить признаки, по
которым произведена классификация.
Текст задания.
Рассмотрите рисунок (указывается рисунок к заданию).
Обведите карандашом животных так: которые
живут в воде - синим; на земле - зеленым; в воздухе -. красным
Оценка выполнения задания:
3 балла - классификация проведена правильно;
2 балла – допущена 1 ошибка;
1 балл - допущены 2 ошибки;
0 баллов - задание не выполнено
4 задание. Согласованность зрительного контроля с движением руки.
Цель: Выявление степени согласованности движения руки со зрительным
контролем.
Текст задания.
Проведите линию посередине дорожки. Постарайся не отрывать карандаш от
бумаги
Оценка выполнения задания:
3 балл - задание выполнено правильно;
1 балл - линия выходит за края дорожки;
0 баллов - линия прерывистая, наличие тремора
(о его наличии говорят дрожащие линии).
5 задание. Точное копирование образца.
Цель: Выявление способности ребёнка точно копировать образец.
Текст задания.
Дорисуйте грибок (бабочку) относительно вертикальной линии
Оценка выполнения задания:
3 балла — задание выполнено правильно: точное копирование образца;
соблюдены пропорции;
2 балла - задание выполнено верно, соблюдены пропорции, но наблюдается
наличие тремора
1 балл - не соблюдены пропорции;
0 баллов - не соблюдены пропорции, отсутствуют некоторые элементы, наличие
тремора.
6 задание. «Рукавички»
Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в
процессе организации и осуществления сотрудничества. Оцениваемые
универсальные учебные действия: коммуникативные действия.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в
классе парами, и анализ результата.
Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному
изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они
составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо
договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара
учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую
руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.
Оценка выполнения задания:
1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет
сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию,
каждый настаивает на своем.
2. Средний уровень: сходство частичное — отдельные признаки (цвет или форма
некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим
узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к
согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы
действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией
принятого замысла.
7 задание. «Назови слова»
Цель: выявление уровня, объема и качества пассивного словаря.
В рамках исследования педагог называет ребенку слово из
соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие
слова, относящиеся к этой же группе.
Группы слов:
1. Птицы.
2. Цветы.
3. Цвет.
4. Форма.
5. Признаки предметов.
6. Инструменты.
7. Действия живых существ.
8. Качества.
Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то
педагог помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит
ребенка продолжить перечисление.
Оценка выполнения задания:
1. Высокий уровень (8-10 баллов) ребенок назвал от 35 до 39 разных слов,
относящихся к различным группам; если ребенок назвал 40 и более разных слов,
относящихся ко всем группам, он получает 10 баллов.
2. Средний уровень (4-7 баллов) ребенок назвал от 25 до 34 разных слов из
различных групп.
3. Низкий уровень (0-3 балла) ребенок за все время назвал от 19 до 24 слов.

8 задание. «Определение активного словарного запаса»
Цель: выявление уровня, объема и качества активного словаря.
Ребенку предлагается любая картинка, на которой изображены люди и
различные предметы (например, такая, которая изображена ниже). Его
просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что
изображено и что происходит на этой картинке. Речь ребенка фиксируется в
специальном протоколе, форма которого приводится в таблице, и затем
анализируется.
Оценка выполнения задания:
1. Высокий уровень (8-10 баллов) 10 баллов ребенок получает в том случае,
если в его речи (рассказе по картинке) встречаются не менее 10 из
перечисленных в протоколе признаков. В 8-9 баллов его речь оценивается тогда,
когда в ней обнаруживается не менее 8-9 разных протокольных признаков.
2. Средний уровень (4-7 баллов) 6-7 баллов за свою речь ребенок зарабатывает
при наличии 6-7 разных признаков. Оценка в 4-5 баллов ему дается за
присутствие в речи 4-5 разных признаков.
3. Низкий уровень (0-3 балла) 2-3 балла — в речи присутствуют 2-3 признака. 0-1
балл — рассказа нет или в нем имеются 1-2 слова, представляющие собой однуединственную часть речи.
Метапредметные:
1. «Узнавание перечеркнутых изображений»
Возрастные ограничения: с 3 до 7 лет
Ребенку предлагают узнать изображенный на листе перечеркнутый предмет и
дать ему название.
Целесообразно не показывать ребенку, с какого изображения необходимо
начинать узнавание, поскольку это позволяет обнаружить особенности стратегии
восприятия.
На листе слева направо расположены:
в верхнем ряду - бабочка, лампа, ландыш;
в нижнем ряду - молоток, балалайка, расческа.
Анализируемые показатели:
- возможность узнавания перечеркнутых изображений;
- возможность адекватного выделения фигуры (устойчивость зрительного образа
предмета);
- стратегия направления обзора (справа налево, слева направо, хаотично или
последовательно).
Уровень сформированности познавательной активности в баллах:
высокий уровень – 3 балла - все задания выполняются правильно,
самостоятельно;
средний уровень – 2 балла - задания выполняются с ошибками, но ошибки
исправляются самостоятельно, либо с минимальной помощью взрослого;
низкий уровень – 1 балл - для выполнения задания требуется активная помощь
со стороны взрослого либо задания не выполняются.

2.«Узнавание недорисованных изображений» Автор: Г.И. Россолимо
Исследуемые функции: уровень развития восприятия, обобщенность
зрительных образов
Возрастные ограничения: с 3 до 7 лет
Необходимые материалы: серия рисунков, в которых не хватает какой-то
существенной детали, секундомер
Ребенку предлагается узнать недорисованные предметы и дать им название.
Предметы расположены на листе в следующем порядке (слева направо):
верхний ряд - ведро, лампочка, клещи;
нижний ряд - чайник, сабля (меч), английская булавка.
При этом учитывается вероятностный характер узнавания.
Анализируемые показатели:
- сохранность зрительного образа объекта;
- возможность образного «дорисовывания» изображения;
- характер ошибок восприятия в зависимости от того, правая или левая часть
изображения не дорисована;
- наличие фрагментарности восприятия;
- анализ ошибок узнавания с точки зрения проекции.
Уровень сформированности познавательной активности в баллах:
высокий уровень – 3 балла - все задания выполняются правильно,
самостоятельно;
средний уровень – 2 балла - задания выполняются с ошибками, но ошибки
исправляются самостоятельно, либо с минимальной помощью взрослого;
низкий уровень – 1 балл - для выполнения задания требуется активная помощь
со стороны взрослого либо задания не выполняются.
3.«Простые невербальные аналогии»
С детьми, не владеющими навыками чтения или не умеющими читать,
возможность установления логических связей и отношений между понятиями
(предметами) осуществляется с помощью анализа выполнения простых
невербальных аналогий.
При этом взрослый объясняет соотношение между предметами в левой части
первого задания.
Далее ребенку предлагается в соответствии с соотношением изображений и
левой части рисунка по аналогии подобрать одно (единственно подходящее по
аналогии с левой частью) изображение из нижней правой части рисунка.
Затем предъявляется задание № 2, совпадающее по своей смысловой структуре с
первым заданием.
На листе 20 аналогичные задания подаются в виде абстрактных изображений,
что более сложно.
Возрастные особенности использования.
Методика используется для детей 4,5 - 6,5-летнего возраста. Выполнение
заданий в полном объеме считается условно нормативным для детей, начиная с
6-ти лет.
Анализируемые показатели:

- возможность удержания инструкции и выполнения задания до конца;
- доступность выполнения заданий по аналогии;
- стратегия выявления ребенком логических связей и отношений между
понятиями;
- оценка характера обучаемости и объема необходимой помощи со стороны
взрослого.
Уровень сформированности познавательной активности в баллах:
высокий уровень – 3 балла - все задания выполняются правильно,
самостоятельно;
средний уровень – 2 балла - задания выполняются с ошибками, но ошибки
исправляются самостоятельно, либо с минимальной помощью взрослого;
низкий уровень – 1 балл - для выполнения задания требуется активная помощь
со стороны взрослого либо задания не выполняются.
Личностные:
 Детский апперцептивный тест» Исследование содержания потребностей,
конфликтов, установок личности (3-7 лет)
 «Эмоциональное отношение к моральным нормам» (3-7 лет)
 «Влияние выразительной стороны иллюстрации на отношение
дошкольника к литературному герою» (3-7 лет)
 «Изучение негативных личностных проявлений» (3-7 лет)
 «Понимание эмоциональных состояний людей, изображённых на
картинке» (3-7 лет)
 «Проявление отзывчивости у детей в семье» (3-7 лет)
 «Социальные эмоции» (3-7 лет)

«Выбор в действии» Изучение и оценка межличностных отношений в
группе (4-7 лет)
 «Выбери нужное лицо» Оценка уровня тревожности (4-7 лет)

«Эмоциональные реакции детей на смешные изображения» (4-7 лет)
 «Изучение самооценки детей в разных видах деятельности» (4-7 лет)
 «Два домика» Коммуникативные особенности (5-7 лет)
 «Влияние художественной литературы на эмоциональный опыт
дошкольников» (5-7 лет)
 «Осознание детьми нравственных норм» (5-7 лет)
 «Осознание мотивационных предпочтений» (5-7 лет)
 «Самооценка и оценка личностных качеств детей группы» (5-7 лет)

«Эмоциональное поведение детей при восприятии литературных
произведений» (5-7 лет)
 Каков ребенок в отношениях с окружающими людьми? Оценка
коммуникативных качеств личности (5-7 лет)

«Несуществующее животное» Диагностика наличия проблем во
взаимоотношениях с окружающим миром (5-7 лет)

«Самооценка и моральное поведение» (6-7 лет)
 «Изучение сформированности образа «Я» и самооценки» (6-7 лет)
 «Какой я?» Определение самооценки ребёнка (6-7 лет)



«Лесенка» Определение самооценки ребёнка (6-7 лет)

2. Организационная и массовая работа.
В данной программе осуществляется массовая работа, рассчитанная на участие
детей и родителей. Проводятся совместные праздники, основным принципом
при их проведении является непосредственное участие детей. При проведении
праздников создаётся положительно-эмоциональный фон. Это означает не
только доброжелательное и приветливое отношение к детям, но также и то, что
при проведении конкурсов, игр не заостряется внимание на сравнении
результатов, у каждого отмечаются свои достижения.
Работа с родителями.
Многие родители понимают: от того, как ребёнок будет себя чувствовать,
поднимаясь по лестнице знаний, зависит вся его дальнейшая жизнь в коллективе,
и надо помочь ему самоутвердиться в самом начале трудового пути. Серьёзные
грамотные родители, бабушки и дедушки желают вместе со своим ребёнком
ощутить радость общения, преодолевая трудности овладения знаниями. Только
посещение занятий в детском объединении недостаточно для ознакомления
детей с природными явлениями, с явлениями общественной жизни. Поэтому
большое значение придаётся продолжению этой работы с родителями, которые
становятся не сторонними наблюдателями, а полноценными участниками этого
процесса, что впоследствии снимает многие трудности в общении родителей с
детьми.
Таким образом, детское объединение предусматривает гармоничное сочетание
различных занятий, объединённых единой нитью универсального развития. Это
даёт возможность развивать в ребёнке как логическое, так и абстрактное
мышление. Многие занятия интегрированы. Помимо основных сведений об
окружающем мире, ребёнок получает и эстетическое его восприятие на занятиях,
а также при проведении праздников. Кроме того, на занятиях предусмотрено
знакомство ребёнка с элементарными культурными формами общения. Занятия
проводятся в игровой увлекательной форме с привлечением литературного
материала, наглядных и игровых пособий, рисунков, подвижных игр и т. д.
3. Методическое обеспечение дополнительной
общеразвивающей программы.

общеобразовательной

Насколько быстро и хорошо ребенок приспособится к новой обстановке,
насколько успешно будет усваивать знания, развивать свои способности и
строить новые отношения, зависит от правильной организации учебновоспитательного процесса. Для успешного включения детей в новый вид
деятельности используются задания, которые в игровой форме помогут ребенку
развить зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, воображение,

логическое мышление, мелкую моторику и координацию движения руки,
сформируют достаточный запас знаний об окружающем мире.
В основу программы положено сочетание различных видов деятельности, что
позволяет ребенку реализовать себя в новых для него условиях. Изучение всего
материала программы происходит в игровой форме, включены различные
занимательные упражнения, все знания дети получают в процессе игры. В игре
проще усваиваются знания, умения, навыки. Игровая ситуация легче привлекает
внимание ребенка, и он лучше запоминает материал.
В занятия включены разные виды игр: дидактические, игры-соревнования,
ситуативные, подвижные. В играх формируются мыслительные операции:
фонематический анализ и синтез, представление, абстрагирование, сравнение.
Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит
сложных и непонятных заданий. Ориентируясь на возрастные особенности
детей-дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых
ситуаций, способствующих реализации задач на общение. Важную роль играет
развитие умения внешне выражать свои внутренние эмоции, правильно
понимать
эмоциональное
состояние
собеседника,
проявляя
свои
индивидуальные способности, при этом у ребёнка развивается умение адекватно
оценивать деятельность, направленную на анализ собственного поведения и
поступков сверстников.
Для отслеживания результативности освоения программы, в течение года
проводится диагностика в соответствии с изучаемым материалом. Весь учебный
процесс оснащен наглядным и раздаточным материалом. В работе с детьми
используются различные формы занятий, методы и приёмы обучения.
Особенности организации образовательного процесса – очно, дистанционно.
Методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частично - поисковый, исследовательский
проблемный; игровой, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение,
упражнение, стимулирование, мотивация и др.);
Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая и
групповая
Формы организации учебного занятия - беседа, выставка, игра, конкурс,
лабораторное занятие, мастер-класс, наблюдение, открытое занятие, праздник,
практическое занятие, презентация, соревнование, творческая мастерская,
экскурсия, эксперимент, и др.
Педагогические технологии - технология индивидуализации обучения,
технология группового обучения, технология блочно- модульного обучения,

технология дифференцированного обучения, технология развивающего
обучения, технология проблемного обучения, технология дистанционного
обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной
деятельности, технология игровой деятельности,
коммуникативная
технология обучения, технология коллективной творческой деятельности,
здоровьесберегающая технология, и др.
Дидактические материалы – раздаточные материалы, задания, упражнения,
образцы изделий и т.п.
4. Список литературы для педагогов.
1. Беженова М. А. Весёлая математика. – Д.: Сталкер, 2000.
2. Белкина В. Е. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль: Академия
развития, 1998.
3. Белобрыкина О. А. Речь и общение. – Ярославль: Академия развития, 1998.
4. Богословская З. М. Развивающие игры для детей младшего школьного
возраста. – М.: Просвещение, 1991.
5. Волина В. В. Праздник числа. – М.: Знание, 1993.
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.:
Просвещение, 1991.
7. Гаврина С. Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать.
– Ярославль: академия развития, 1997.
8. Дидактические игры – занятия в ДОУ. Практическое пособие для
воспитателей и методистов ДОУ/Е.Н. Панова. – Воронеж: 2007.
9. Журнал для родителей и педагогов. Игра и дети. / Под ред. Горбачёва Е. –
М. 2006.
10. Зайцева О. В. Встретим праздник весело. – Ярославль: Академия развития,
1997.
11. Кудрявцева Е.А, Гулидова Т.В. Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования в вопросах и ответах:
информационно-методическое сопровождение специалистов дошкольного
образования. – Волгоград: Учитель, 2015.
12. Москаленко В.В. Занятия со старшими дошкольниками: формирование
графических навыков и временных представлений. – Волгоград: Учитель,
2009.
13. Новиковская О.А. Пальчиковая азбука. – М.: Астрель; СПб.: Сова;
Владимир: ВКТ; 2009.
14. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. – Ярославль: Академия развития,
1997.
15. Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет. – М.: ОЛМА
Медиа Групп, 2007.
16. Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет. – М.: ОЛМА
Медиа Групп, 2007.

17. Развиваем логическое мышление. Для детей 6 – 7 лет. Козырева Л. М. –
Ярославль: Академия развития, 2005.
18. Развиваем руку: рисуем и раскрашиваем. Для детей 4 – 5 лет. Козырева Л.
М. – Ярославль: Академия развития, 2002Речевые уроки / Т. А.
Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 1995.
19. Степанова О.А. Развитие игровой деятельности ребёнка: Обзор программ
дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
20. Учимся считать до 20.
Для детей 6 – 7 лет.
Соколова Е. И. –
Ярославль: Академия развития, 2002.
21. Черемошкина Л. В. Развитие внимания детей. – Ярославль: Академия
развития, 1997.
22. Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей. – Ярославль: Академия
развития, 1996.
23. Черенкова Е.Ф. Учим читать малышей. Мои друзья от А до Я. – М.: 2008.
24.Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. – М.:
Просвещение ВЛАДОС, 1995.
Список литературы для детей.
1. Гаврина С. Е. Тетрадь с заданиями для развития детей. Рисуем по
клеточкам. Часть 1, 2.
2. Бортникова Е.Ф. Развиваем навыки письма (для детей 4-6 лет): тетрадь.
Часть1-2. – Ектеринбург: ООО «Издательский дом «Литур-опт», 2012.
3. Бортникова Е.Ф. Мои печатные прописи (для детей 4-6 лет). –
Ектеринбург: ООО «Издательский дом «Литур», 2017.
4. Солнечные ступени. Серия «Папка дошкольника» («Логика», «Посмотри и
запомни», «Ориентировка в пространстве», «Цвет, форма, величина»,
«Знакомство с клеточками», «Думаем, считаем, решаем» (4-6 лет).
5. Солнечные ступени. Серия «Рабочие тетради дошкольника» («Знакомство
с окружающим миром», «Предметы», «Природа», «Подготовка к письму»
(5-6лет).
Дистанционные образовательные ресурсы
https://drive.google.com/drive/folders/1cMUNcI6MVD4rZPudK4hpGIhFMQ0
BXpS7?usp=sharing


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».