Раздел 1 «Комплекс основных характеристик программы». Пояснительная записка Нормативно-правовое обеспечение программы. Программа разработана в соответствии со следующими документами: Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273); Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержденный приказомМинпросвещения России от 09.11.2018г № 196; Приказом «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования в Саратовской области» от 21.05.2019 г. №1077. Общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный правовед» относится к социально-гуманитарной направленности. Актуальность программы. В современном мире особенно важно воспитывать законопослушных и юридически грамотных граждан, формируя положительное отношение к нравственным ценностям и негативное отношение к правонарушениям и преступлениям. Ответственность за свои поступки,формирование основ правильного выбора является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Таким образом, изучение права является важнейшим компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализацииподростков. Новизна программы состоит в том, что она не является частью школьной программы по обществознанию, предусматривает углубленное изучение различных отраслей права, что поможет учащимся при подготовке к ГИА по обществознанию, а так же для поступления в гуманитарные вузы. Отличительные особенности программы: Программа содержит учебный материал, актуальный и полезный не только для развития учебной мотивации и выбора профиля обучения, но и для повседневной жизни, расширения кругозора учащихся. Основной формой организации образовательного процесса являются теоретические и практические занятия, проведение профориентационных, профилактических акций и встреч с представителями государственных органов. Программа направлена на профилактику преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних. Педагогическая целесообразность программы. Знание норм права способствует подготовке обучающегося к жизни в обществе в реальных условиях. Знание законов поможет им скорее и конструктивнее адаптироваться к требованиям социума. Происходит накопление правовых знаний, вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к действующему праву. Активное применение ситуаций правовой ориентации (в играх, тренингах, упражнениях) способствует не только проверке, но и закреплению полученных правовых знаний. Адресат программы, возрастные особенности. Данная программа предназначена для подростков 13-17 лет, интересующихся гуманитарными дисциплинами. Психолого-педагогические особенности возрастной категории учащихся: Особенность подросткового возраста в том, что внешне он взрослеет, а по внутренним особенностям и возможностям остается ребенком, которому необходима ласка, внимание, игры и т.п. Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является личностное общение, в ходе которого происходит полноценное развитие личности подростка. Формируются взгляды, принципы, идеалы, жизненные цели, усваиваются правила поведения. И главная положительная черта этой деятельности заключается в моделировании реальных общественных отношений, что способствует потребности подростка войти в активную жизнь общества. Вхождение подростка в активную общественную или социальную жизнь общества сопровождается обильным потоком информации, жизненные впечатления становятся разнообразнее, темп жизни ускоряется, а образованиестановится более сложным. Познавательные процессы в подростковом возрасте достигают высокого уровня. Закономерности развития мышления определяют в значительной мере особенности функционирования и развития других психических процессов. Объем и срок освоения программы –1 год обучения (36 недель) Формы обучения – очная. При возникновении форс-мажорных обстоятельств, по согласованию с родителями, на основании приказа руководителя ОУ форма обучения переходит взаочную (дистанционную). Основная форма работы с учащимися – занятие в аудитории (семинар, лекция, круглый стол, правовые викторины, деловые и ролевые игры), а так же дистанционное обучение (во время отмены занятий и других форсмажорныхобстоятельств на основании согласия родителей). Режим и продолжительность занятий: Продолжительность занятий – 40минут. Перемена – 10минут. Программа рассчитана 108 часов. Занятия проходят 1 раз в неделю по 3 часа. Программа рассчитана на 1 год обучения. Особенности набора детей. Набор в детское объединение – свободный. Пожеланию учащегося. Количество детей в группе от 12 человек и не должно превышать 15 человек. Работая в группах: учащиеся учатся размышлять, задавать вопросы, делать собственные выводы, критически воспринимать разнообразную информацию, самостоятельно искать решение проблемы, получают навык устного выступления, умение оценить свою работу и работу своих «коллег». Дистанционное обучение (во время отмены занятий и других форсмажорных обстоятельств на основании согласия родителей): при подобной форме изучения материала огромную роль играет самообразование. С другой же стороны, дистанционное обучение требует организованности и собранности. Учащиеся более подробно знакомятся с пройденными темами, закрепляют их, решая тесты, изучая презентации, видеоматериалы, лекции педагога. Основная форма организации образовательного процесса – очные групповые занятие в аудитории. При введении дистанционного модуля – индивидуально-групповые занятия на дистанционной образовательной платформе. Основные формы и методы проведения занятий: лекция, ролевая игра, квест, викторина, тестирование. Занятия проводятся как в активной форме, так и винтерактивной форме. В работе с учащимися используются приемы импульс- плаката (перед изучением определенного модуля), отсроченной загадки(кроссворды, логические задания), демонстрация непонимания, а как прием проведения рефлексии – «рефлексивная мишень». В каникулярное время возможна индивидуальная работа с учащимися, консультации по пройденным темам, профориентационные экскурсии. Интерес к деятельности резко возрастает, если учащиеся включены в игру. В игре ребёнок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры – сделать серьёзный напряжённый труд интересным для учащихся. На занятиях используются практические задания, которые позволяют заметно оживить беседу, преодолеть или ослабить влияние формального изложения материала, рассмотреть положение закона на конкретном примере с тем, чтобы раскрыть его актуальность и стимул. Цель образовательной общеразвивающей программы: способствовать формированию интереса у учащихся к предметам правового цикла, создание условий для формирования правовой культуры и элементарных представлений об обществе в целом. Задачи: Развивающие: привить индивиду осознанного стремления к правомерному поведению; развивать умения и навыки публичных выступлений, творческиеспособности учащихся; способствовать созданию благоприятных условий для выработки молодым человеком собственной жизненной позиции. Воспитательные: пробудить интерес к профессиям юридической направленности; способствовать развитию у подростков социальной активности, желанияучаствовать в преобразованиях окружающей жизни; содействие социализации личности учащихся. Образовательные (обучающие): - сформировать у учащихся теоретические знания и практические умения в области прав человека, правовых дисциплин, а так же интерес к их изучению . изучить основы теории государства и права, Конституционного, Трудового, Административного, Уголовного и Семейного права. Содержание программы: Содержание курса «Юный правовед» по правовому просвещению несовершеннолетних включает в себя изучение теории государства и права, Конституционного права РФ, а также таких отраслей права, знакомство с которыми наиболее важно для учащихся, вступающих в самостоятельную жизнь: это трудовое, брачно-семейное, административное и уголовное законодательства. Именно на их содержании следует раскрывать смысл и значение конституционных принципов и положений. Для успешной реализации учебного плана возможно осуществление образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе с использованием только дистанционных образовательных технологий. Учебный план Программа детского объединения рассчитана на 108 часов в год. Наименование тема раздела, Количество часов Теория 1. 2. 3. 4. занятие. Вводный инструктаж по ТБ и ППБ. Входная диагностика 1 (знание законов, оценка гражданскопатриотических качеств личности) . Что такое право? Зачем 1 нам знать свои права? Акция (конкурспроект) «Я ребенок. У 0 меня есть права и обязанности» Основы семейного права 1 Практика Вводное 2 3 анкетирование 2 3 опрос 3 3 2 2 3 5. Право на жизнь и имя 6. Моя семья. Роль семьи в моей жизни. Права и 3 обязанности членов семьи. Символы Российского 3 государства Я – гражданин и патриот 3 своей страны 3 7. 8. 9. Всего Формы аттестации/конт роля 1 3 6 творческая работа (рисунки) тестирование беседа, правовая игра викторина 3 6 опрос 3 6 тестирование Право на образование. 1 Школа – отдельное государство 2 3 составление «законов класса» 3 3 6 творческиеработы (рисунки, рефераты, эссе) 1 2 3 1 2 3 10. Мы - за здоровый образ жизни 11. Гражданство РФ 12. Что я знаю о коррупции? опрос опрос 13. Конституция – основной 1 закон страны 14. 1 У дружбы нет национальности круглый стол 2 3 2 3 «Склонно 0 сти к отклоняющемуся поведению» 3 3 тестирование 1 2 3 творческиеработы (рисунки, рефераты, эссе) 2 3 правовая игра 2 3 тестирование 2 3 опрос 2 3 2 3 опрос 2 3 проектная работа 2 3 викторина 2 3 2 3 2 3 2 3 опрос 2 3 тестирование творческие работы (рисунки, рефераты, эссе) 15. Диагностика 16. Обязанность служить в армии 17. Виды юридической 1 ответственности 18. Виды административных 1 наказаний 19. Администр 1 ативная ответственн ость несовершеннолетних 20. Виды уголовных 1 наказаний 21. Уголовная 1 ответственность несовершеннолетних a. 22. Право на труд. 1 Моя будущая профессия 23. Как вести себя в 1 общественных местах? 24. Дорожные знаки 1 25. Велосипед: друг или враг? 1 26. Квест «Дорожные 1 ловушки» 27. Кинолекторий «Дорога 1 не место для игр» 28. Оказание первой 1 медицинскойпомощи тестирование тестирование тестирование викторина 29. Творческая 0 3 3 30. Огонь: друг или враг? 1 2 3 31. «Правила летом не забывай» 1 2 3 0 3 32 76 маст ерская «Правила Творческая работа: рисунки, стихи, синквейны и др. дорожные знать каждому положено» и законы 32. «Я – юный правовед» Итого: беседа обобщающее занятие 3 итоговое тестирование 108 Содержание учебного плана Тема: «Вводное занятие. Вводный инструктаж по ТБ и ППБ. Входная диагностика. Теория: знакомство с курсом «Юный правовед». Вводный инструктаж. Практика: тестирование на знание законов, оценка гражданско- патриотических качеств личности. Ожидаемый результат: учащиеся запоминают правила поведения на занятиях, а в дальнейшем применяют полученную информацию по технике безопасности. Формы контроля: Мониторинг ЗУН: педагогическое наблюдение, опросы, творческая работа. 1. Тема: «Что такое право? Зачем нам знать свои права?». Теория: знакомство с Декларацией прав человека. Практика: изучение и работа со статьями Декларации прав человека. Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: опрос. 2. 3. Тема «Я ребенок. У меня есть права и обязанности». Практика: творческое задание. Рисуем свои права. Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: творческая мастерская. 4. Тема «Основы семейного права» Теория: знакомство семейным правом. Понятие «семья», «член семьи», «права членов семей». Практика: кинолекторий, тестирование. Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: тест. 5. Тема: «Право на жизнь и имя» Теория: знакомство с правом на имя. Что входит в это право. Практика: правовая игра «Право на имя». Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: беседа. 6. Тема: «Моя семья» Теория: знакомство с правом на семью, заботу со стороны родных. Права и обязанности членов семьи. Практика: викторина «Права родителей и детей». Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: викторина. 7. Тема: «Символы Российского государства» Теория: знакомство с основными символами РФ: флаг, герб, гимн. Практика: кинолекторий. Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: опрос. 8. Тема: «Я – гражданин и патриот своей страны» Теория: изучение понятий гражданин, патриот. Изучение символов своей страны, своей малой Родины. Практика: Тестирование Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: опрос. 9. Тема: «Школа – отдельное государство» Теория: изучение Устава школы. Прав и обязанностей школьника. Практика: составление индивидуальных «законов класса», а затем Свода «законов класса». Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: творческая работа. 10. Теория: «Мы - за здоровый образ жизни» Теория: знакомство с правом на бесплатную медицинскую помощь, на здоровую окружающую среду. Вредные привычки. Ответственность несовершеннолетних за употребление алкогольных напитков, за курение и др. Практика: творческие работы: рисунки, эссе, рефераты. Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: творческая работа. 11. Тема: «Гражданство РФ» Теория: изучение понятия «гражданство», основания приобретения и прекращения гражданства. Практика: закрепление основных понятий темы. Работа со страницами основного документа гражданина - паспорта. Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: опрос. 12. Тема: «Что я знаю о коррупции?» Теория: значение и происхождение слова «коррупция» Практика: викторина, кинолекторий. Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: опрос. 13. Тема: «Конституция – основной закон страны» Теория: изучение основного закона страны. Практика: работа с Конституцией. Круглый стол. Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: круглый стол. 14. Тема: «У дружбы нет национальности» Теория: знакомство с нациями и национальностями, с понятием «толерантности», «холокост». Практика: кинолекторий. Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: творческая работа. 15. Тема: диагностика «Склонность к отклоняющемуся поведению» Практика: тестирование Ожидаемый результат отсутствует склонность к отклоняющемуся поведению. Формы контроля: тест. 16. Тема: «Обязанность служить в армии» Теория: знакомство с воинской обязанностью. Кто они такие «Защитники Родины?» Практика: творческие работы: рисунки, стихи, посвященные защитникам Родины. Акция «Защитникам посвящается». Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме.Формы контроля: творческая работа. 17. Тема: «Виды юридической ответственности» Теория: изучение понятия «ответственность», видов ответственности: административная, уголовная, гражданская, дисциплинарная. Ответственность несовершеннолетних. Практика: правовая игра, посещение ОМВД г. Петровска, беседа с представителем ОМВД. Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: игра. 18. Тема: «Виды административных наказаний» Теория: знакомство с основными видами административных наказаний Практика: тестирование Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: тест. 19. Тема: «Административная ответственность несовершеннолетних» Теория: особенности привлечения подростков к административной ответственности. Практика: практические задачи Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: опрос. 20. Тема: «Виды уголовных наказаний» Теория: знакомство с основными видами уголовных наказаний Практика: тестирование. Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: тест. 21. Тема: «Уголовная ответственность несовершеннолетних» Теория: особенности привлечения подростков к уголовной ответственности Практика: практические задачи, тестирование. Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: опрос. 22. Тема «Право на труд. Моя будущая профессия» Теория: Знакомство с правом на труд, с различными профессиями и видами деятельности. Труд несовершеннолетних. Практика: проектная работа «Моя будущая профессия». Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: творческая работа. 23. Тема «Как вести себя в общественных местах?» Теория: изучение правил поведения в общественных Ответственность за нарушение правил. Практика: викторина, ролевая игра: решение проблемной ситуации. местах. Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: викторина. 24. Тема: «Дорожные знаки» Теория: закрепление основных видов дорожных знаков, росмотр обучающих видеоматериалов. Практика: тестирование Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: тест. 25. Тема: «Велосипед: друг или враг?» Теория: изучение ПДД. Особенности управления велосипедом, скутером, мопедом. Практика: тестирование по ПДД, посещение ГИБДД или беседа с представителями ГИБДД. Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: тест. 26. Тема: Квест «Дорожные ловушки» Теория: знакомство с «дорожными ловушками» Практика: решение практических задач Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: викторина. 27. Тема: кинолекторий «Дорога не место для игр» Практика: просмотр документальных видео по теме безопасности на дорогах Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: опрос. 28. Тема: «Оказание первой медицинской помощи» Теория: знакомство с «медицинской аптечкой», с видами ран, кровотечений т и т.п. Практика: Практическая работа. Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: тест. 29. Тема: Творческая мастерская «Правила дорожные знать каждому положено» Практика: творческие работы по теме : рисунки, стихи, эссе, плакаты. Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: творческая работа. 30. Тема: «Огонь: друг или враг?» Теория: повторение и изучение основных правил пожарной безопасности. Ответственность за несоблюдение правил. Практика: работа с «уголками пожарной безопасности»; посещение ПЧ-52. Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: опрос. 31. Тема: «Правила и законы летом не забывай» Теория: изучение основных правил поведения во время летних каникул. Практика: повторение изученного материала Составление вопросов по курсу учащимися друг для друга. Ожидаемый результат учащиеся ориентируются по данной теме. Формы контроля: опрос. 32.Тема: «Я - юный правовед». Практика: итоговое тестирование Ожидаемый результат учащиеся усвоили курс программы. Формы контроля: тест. Ожидаемые результаты: Личностными результатами, формируемыми при изучении являются: мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; стремление к правомерному поведению; смогут применять юридические знания в конкретных жизненныхситуациях; смогут не бояться публичных выступлений, разовьют творческиеспособности. Метапредметные результаты изучения права проявляются: развитие у подростков социальной активности, желания участвовать впреобразованиях окружающей жизни; в умении сознательно организовывать свою познавательнуюдеятельность; в умении объяснять явления и процессы правовой действительности; в способности анализировать реальные правовые ситуации, выбиратьадекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых правовых норм; в умении выполнять познавательные и практические задания, в томчисле проектной деятельности. Предметными результатами освоения данного курса являются: интерес к изучению правовых дисциплин; относительно целостное представление о праве, об отраслях права; понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека; знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций права; умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения. Раздел 2: «Комплекс организационно-педагогических условий» 1. Количество учебных недель – 36 2. Продолжительность каникул – с 30 декабря по 8 января 2025 года 3. Начало реализации программы: первая неделя сентября 2024; конецреализации: третья неделя мая 2025 года КАЛЕНДАРНЫЙ-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Месяц число план. 1гр./2 гр. сентябрь Мес Время Форма Ко яц чис проведе н ия заняти я ло занятия лво ча с ов Очная 3 факт . Место проведен ия Форма контроля 1гр. /2 гр. (входная диагностика, пнкетирован и е) сентябрь Очная 3 сентябрь (презентация ) Очная 3 (творческая мастерская) сентябрь Тема занятия Очная (лекция, презентаци 3 Вводное занятие. Вводный инструктаж по ТБ и ППБ. Входная диагностика (знание законов, оценка гражданскопатриотических качеств личности) . Что такое право? Зачем нам знать свои права? МБУ ДО «ДЮЦ»» анкетиро вание МБУ ДО опрос «ДЮЦ»» Акция (конкурс- МБУ ДО проект) «Я «ДЮЦ»» ребенок. У меня есть права и обязанности» МБУ ДО Основы семейного «ДЮЦ»» права рисунки тестиров ание я) октябрь Очная Право на жизнь и имя (делова я игра) октябрь Очная 6 (викторина) ноябрь Очная (викторин 6 а) ноябрь Очная МБУ ДО «ДЮЦ»» 3 6 (беседа МБУ ДО Моя семья. Права и «ДЮЦ»» обязанности членов семьи. Символы МБУ ДО Российского «ДЮЦ»» государства Я – гражданин и патриот своей страны МБУ ДО «ДЮЦ»» опрос опрос опрос тестиров ание ) ноябрь Очная 3 (практическ ая работа, беседа) декабрь Очная (беседа, творческа я работа) Школа отдельное государство – 3 Мы - за здоровый образ жизни МБУ ДО «ДЮЦ»» МБУ ДО «ДЮЦ» составле ние «з ак он ов кл ас са » твор ческ ие рабо ты (рис унк и, реф ерат ы, эссе ) декабрь Очная МБУ ДО «ДЮЦ»» 3 Гражданство РФ (лекция опрос ) декабрь Очная 3 декабрь (беседа, кинолектори й Очная 3 презентация , практическа я работа) Очная 3 (беседа, творческа я работа) январь Очная У дружбы нет национальности 3 (тестировани е) январь Очная (беседа, творческа я работа) о Конституция – основной закон страны (круглый стол, январь Что я знаю коррупции? Диагностика «Склонности котклоняющемуся поведению» 3 Обязанность служить в армии МБУ ДО «ДЮЦ»» опрос МБУ ДО «ДЮЦ»» опрос МБУ ДО твор «ДЮЦ»» ческ ие рабо ты (рис унки , рефе раты , эссе ) МБУ ДО «ДЮЦ» тестиров ание МБУ ДО твор «ДЮЦ»» ческ ие рабо ты (рис унки , рефе раты , эссе ) январь Очная февраль (делова я игра) февраль Очная 3 3 (практическа я работа) февраль Очная 3 (лекция, презентаци Виды юридической ответственност и Виды административн ых наказаний Административна я ответственность несовершеннолет них МБУ ДО «ДЮЦ» МБУ ДО «ДЮЦ» МБУ ДО «ДЮЦ» опрос тестиров ание опрос я) февраль Очная 3 уголовны хнаказаний (практическа я работа) февраль Очная март (презентация 3 , беседа) март Очная 3 Очная (беседа) Уголовная ответственность несовершеннолет них Право труд. будущая професси я (беседа, презентаци я) март Виды 3 на Моя Как вести себя в общественных местах? МБУ ДО «ДЮЦ» тестиров ание МБУ ДО «ДЮЦ»» опрос МБУ ДО «ДЮЦ» МБУ ДО «ДЮЦ» про ект ная раб ота викторин а март Очная (практическа я работа) март Очная (практическа я работа) МБУ ДО «ДЮЦ» 3 Дорожные знаки тестиров ание МБУ ДО «ДЮЦ» 3 Велосипед: тестиров ание дру г или враг? апрель Очная апрель (квест, кинолектори й ) Очная Дорожны е ловушки 3 (кинолектор и й) апрель апрель Очная (практическа я работа) 3 Очная 3 (творческая работа) МБУ ДО «ДЮЦ»/ Г ИБДД 3 Кинолекторий «Дорога не место для игр» Оказание первой медицинской помощи МБУ ДО «ДЮЦ» МБУ ДО «ДЮЦ» Творческа я мастерская «Правила дорожные знат ькаждому положено» МБУ ДО «ДЮЦ» викторин а опрос тестиров ание Творчес кая работа: рисунки, стихи, синквей ны идр. май очная/ неаудиторна я 3 Огонь: друг или враг? Очная 3 «Правила изаконы летом незабывай» МБУ ДО «ДЮЦ» 3 Итоговое занятие «Я юный МБУ ДО Итоговое «ДЮЦ» занятие (беседа ) май Очная (практ беседа 52 (презентация , экскурсия) май МБУ ДО «ДЮЦ »ПЧ- обобщ ающее заняти е правовед» ическа я работа) Условия реализации программы Участниками программы являются учащиеся 13-17 лет. Объём учебной нагрузки для учащихся –108 часов в год. Занятия проходят 1 раз по 3 часа в неделю. Количество детей в группе от 12 до 15человек. В каникулярное время – проведение встреч с представителями ОМВД, прокуратуры, суда, ПЧ-52, УИС и др. и экскурсий в ОМВД, ПЧ-52, УИС и др. (по согласованию). Материально техническое обеспечение: Реализация программы требует наличия учебного кабинета. Оборудование кабинета и рабочих мест кабинета: рабочее место педагога, комплект учебно- методической литературы. Технические средства обучения: ПК, колонки, микрофон, проектор. Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие: (при отмене занятий и другими форс-мажорными обстоятельствами): Каналы связи, Компьютерное оборудование, Периферийное оборудование, Программное обеспечение. К технологическим задачам относятся: содержательное наполнение программного продукта (оболочки) для проведения дистанционного обучения с использованием ДОТ. Компьютерное оборудование и программное обеспечение Могут использоваться практически любые современные компьютеры с установленной операционной системой. Необходимым минимальным условием является наличие интернет-браузера и подключения к Интернету. Обеспечение обучающихся компьютерной техникой при организации обучения по модели с использованием элементов ДОТ в домашних условиях осуществляется за счет средств родителей. Информационно-методические и дидактические материалы: – аудио-, видео-, фото-, интернет источники. При дистанционном обучении. Все необходимые дидактические и методические материалы, видео лекции, презентации размещаются на странице https://drive.google.com/drive/folders/1GR9tO3Z5lEdGjL5rIIIZNA3 YXi2_wibN, а так же дополнительные материалы можно получить на информационно-правовом портале «Гарант», «Консультант». Кадровое обеспечение. Реализация программы должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Программа может реализовываться педагогом дополнительного образования, имеющим высшее юридическое образование. Программа реализуется на основе сетевых форм взаимодействия. Внешнее взаимодействие – с правоохранительными органами, УИС, прокуратурой. Внешнее взаимодействие реализуется в каникулярное время: проведение профориентационных экскурсий по согласованию с указанными ведомствами. Данная программа разработана и составлена на основе имеющихся программ и методических пособий, рекомендованных Министерством просвещения РФ, Министерством образования Саратовской области. Форма аттестации В начале учебных занятий педагогом проводится вводная диагностика определения начального уровня знаний обучающихся в форме анкетирования, опроса. Текущий контроль (проверка знаний в конце каждого занятия посредством опроса). Тематический контроль (проверка знаний и умений в конце определённого блока в виде теста или деловая игра по теме). Итоговый (итоговое тестирование) . Итоговая аттестация проходит в виде теста. Учащиеся решают тест по пройденному курсу, который представляет собой набор вопросов с множественным выбором, с вопросами на соответствие, а так же логические задания с кратким ответом. Максимальная оценка –5 баллов. По результатам наблюдений педагога каждого ребенка условно можно отнести к тому или иному уровню владения материалом программы . Низкий уровень Обучающийся: пассивен, демонстрирует слабую заинтересованность изучаемым материалом; - не стремится применить на практике приобретенные знания, умения и навыки; - не владеет терминологией, не может объяснить ее значение; - не умеет организовать свою деятельность с наименьшими затратами времени, сил и средств; - не анализирует заданную проблемную ситуацию. Средний уровень Высокий уровень Обучающийся: - активен, демонстрирует достаточную заинтересованность изучаемым материалом; может применить на практике приобретенные знания, умения и навыки; - владеет терминологией, частично может объяснить ее значение; - умение организовывать свою работу с наименьшими затратами времени, сил и средств требует совершенствования; - допускает ошибки при анализе проблемных ситуаций, выстраивании алгоритма действий по их решению, неуверенно аргументирует свой выбор, объясняет полученный результат. Обучающийся: активен, демонстрирует высокую заинтересованность изучаемым материалом; показывает широкие возможности применения на практике приобретенных знаний, умений и навыков; - уверенно владеет терминологией, знает и объясняет ее значение; - умеет организовать свою работу с наименьшими затратами времени, сил и средств; - анализирует проблемные ситуации, умеет выстроить алгоритм действий по их решению, аргументирует свой выбор, объясняет полученный результат. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: материал итогового тестирования, Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: защита творческой работы. Оценочные материалы Предметом оценки служат результаты обучения. Технология оценки –пятибалльная. Спецификация оценочных средств: -тестирование; - итоговая творческая работа. На итоговой аттестации учащимся предлагается пройти тестирование: вопросы теста включают в себя вопросы с единичным правильным ответом, с множественным выбором, а так же логические задания с кратким ответом. Критерии оценивания ответов на итоговый тест: Владение знанием на теоретическом уровне предполагает: • знание определений основных понятий курса, их существенных признаков, умение привести правильные примеры для конкретизации отдельных признаков понятия, употребление понятий в правильном контексте; • понимание содержания правовых норм, умение назвать общее и различное между определенными правовыми нормами, привести примеры правовых норм, раскрыть роль различных правовых норм в системе регуляции общественныхотношений; • умение логически стройно излагать соответствующие факты, идеи, делать выводы. «5» баллов выставляется при условии, если учащийся правильно ответил на 85-100% вопросов, привел собственные примеры, правильно раскрывающие те или иные положения, сделал обоснованный вывод. «4» балла выставляется при условии, если ответил правильно на 75-84% вопрос, и допустил незначительные неточности, не искажающие суть понятий, теоретических положений, правовых и моральных норм. «3» балла выставляется при условии, если учащийся смог с первой или дополнительной попытки ответить на 60-74% вопросов. «2» балла выставляется при условии, если учащийся с 2х предложенных попыток правильно ответил менее чем на 60 % вопросов. Учащиеся, набравшие от 3 до 5 баллов – получают зачет по итоговой аттестации, Учащиеся, набравшие 2 балла – незачет по результатам итоговой аттестации. Оценочные материалы по диагностике предметных, метапредметных иличностных результатов Ожидаемые результаты Предме Формы контроля тные Знание базовых понятий по разделам Итоговое тестирование в программы и причинно-следственных дистанционной оболочке. связей Методика «Ты гражданином быть обязан». Анкета «Патриот». Метапр едметн ые Познавательные УУД: «Готовность работать с способность к обобщению, информацией и анализу информации информационными источниками» Е.В. Коротаева. Коммуникативные УУД: - уровень Методика «Какой Я?» развития эмоционально-волевого (модификация методики компонентов коммуникативной О.С.Богдановой). компетентности Методика коммуникативной установки В.В. Бойко. «Тест на выявление готовности к обучению в интерактивном режиме» Е.В. Коротаева Регулятивные УУД: - навыки понимания условий задания, умение Краткий ориентировочный тест действовать по алгоритму, правильно В.Н. Бузин, Э.Ф. Вандерлик воспроизводить, творчески (КОТ). преобразовывать; самостоятельное определение успешности в обучении, освоении новых видов обучения Личнос тные Уровень мотивации учения и Методика эмоционального отношения к учению; - социализированности уровень социализированности личности (М.И. Рожкова). учащихся «Самооценка лидерства» (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М). Методические материалы: особенности организации образовательного процесса – занятия проходят очно (при форс-мажорных обстоятельств на основании согласия родителей возможна дистанционная форма). методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительноиллюстративный, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный. - методы воспитания: воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.; формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая ; формы организации учебного занятия:на занятиях применяются различные формы обучения с использованием различных методов, приемов и средств: лекции, беседы, ролевые игры, дискуссии. Формы и методы работы с обучающимися, используемые при реализации программы: лекция (с сопровождением компьютерной презентации), практическая работа, деловая, имитационная игра, интерактивный тренинг, тест, решение творческих заданий и проблемных ситуаций. Методы организации образовательного процесса: - научности; - доступности (обучающимся); - результативности; - эффективности. Педагогические технологии: - здоровьесберегающие (направлены на максимальное укрепление здоровьяобучающихся); - личностно-ориентированные (в центре внимания, которых – неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях); - игровые; - технологии коллективной творческой деятельности (предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию); - коммуникативные (обучение на основе общения. Участники обучения - педагог - ученик. Отношения между ними основаны на сотрудничестве и равноправии). алгоритм учебного занятия: Ход занятия состоит из постоянного многократного чередованияследующих этапов в течение занятия: 1. Актуализация имеющихся у детей знаний. 2. Совместный поиск знаний. Закрепление новых знаний. 3. При работе с учащимися на каждом занятии проводится по двефизминутки. 4. В конце занятия подводится итог, на котором дети вместе с педагогомделятся впечатлением о занятии и вспоминают, что они узнали нового. дидактические материалы: - методическая и учебная литература, справочный материал; - наглядные материалы: таблицы, схемы, иллюстрации, фотоматериалы, презентации; - раздаточные материалы: тексты практических заданий, тесты, анкеты. - видео, аудио пособия. Литература, используемая педагогом Основная: 1. Абрамов В. И. Учебно-методические проблемы правового образования в современной российской школе // "Черные дыры" в Российском Законодательстве. - 2008. - N 2. 2. Зимина Н. В. Воспитание правовой культуры школьников через организацию внеклассной деятельности по предмету // Учитель в школе. - 2010. - N 6. 3. Зырянов М. Ю. Правовое образование школьников // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - 2009. - Т. 15, N 3, Ч. 2. 4. Рассолова Е. А. Правовое воспитание старшеклассников // Вестник Университета Российской Академии Образования. - 2007. - N 1. 5. Терентьева Е. В. Модели правового образования и воспитания в школе // Право в школе. - 2010. - N 3. 6. Барщевский М.Ю. Большая юридическая энциклопедия.- М.: АСТ Москва, 2010. Дополнительная: 7. Корсаков К. В. Проблемы методики процесса правового обучения и воспитания // Российский юридический журнал. - 2010. - N 3 (май-июнь). 8. Певцова Е. А. О некоторых аспектах формирования правовогосознания и правового воспитания школьной молодежи в трансформирующемся обществе // Основы государства и права. – 2005. - N 1. 9. Черемисина А. А. Реализация правового образования и воспитания старшеклассников на основе компетентностного подхода // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 5. 10. Черемисина А. А. Становление и развитие правового образования и воспитания учащихся // Педагогическое образование и наука. - 2008. - N 10. 11. Матузов Н.И. Общая концепция и основные приоритеты российской правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2000. N 1. 12. Матузов Н.И. Актуальные проблемы российской правовой политики //Государство и право. 2000. N 4. 13. Девиантное поведение подростков. Профилактика и реабилитация, защита прав несовершеннолетних.- М., 1999. 14. Защита прав ребенка в РФ: Сб. нормативных документов. – СПб., 2000. 15. Методика проведения занятий с подростками по профилактике различных видов зависимости. – М., 2002. 16. Пчелинцева Л. М. Семейное право России. Учебник для вузов. — М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М, 1999. 17. Бахрах Д. Н. Административное право России: Учебник для вузов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2002. Литература, рекомендуемая учащимся: 1. Певцова Е. А. Правовая культура и правовое воспитание в России нарубеже XX-XXI веков / Е. А. Певцова. – М.: Новый учебник , 2003. 2. Юридическая энциклопедия / под ред. В.И. Болотного - М.: Юрист, 2005. 3. Правоведение, Балашов А.И., Рудаков Г.П., 2013. 4. Социальные основания права, Мальцев Г.В., 2011. 5. Теория государства и права, Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Мамычев А.Ю., 2014. 6. Трудовое право: учебник и практикум для прикладного бакалавриата /З. Н. Зарипова, В. А. Шавин. — М. : Издательство Юрайт, 2015. 7. Сырых, В. М. Теория государства и права : учебник / В. М. Сырых .— 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Юстицинформ, 2012 . 8. Теория государства и права. Учебник. Издание 3-е, расширенное Т 29 и дополненное. Под ред. М. Н. Марченко. — М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 2000. 9. Теория государства и права - Курс лекций - Под ред Матузова Н.И., Малько А.В. - 2 - е издание – 2001. 10. Аверьянова Т. В., Белкин Р. С., Корухов Ю. Г., Российская Е. Р. Криминалистика. Учебник для вузов. Под ред. Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, профессора Р. С. Белкина. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. 11. Ветров Н.И Уголовное право учебник для ВУЗов/ Н.И.Ветров.-М.Юриспруденция 2007г . 12. Лазарев В.В. Конституционное право. Учебник для ВУЗов./В.В. Лазарев М. 2004 г. 13. Кашанина Т.В. Основы права 10-11 класс./ Т.В. Кашанина А.В. Кашанин Вита - Пресс,2007г. 14. Никитин А.Ф. Школьный юридический словарь/ А.Ф. НикитинДрофа.2007г.