Данное положение о деятельности педагога-психолога в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Детско-юношеский центр г. Петровска Саратовской области» составлено на основе «Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ», утвержденного Приказа Министерства образования Российской Федерации от 22.10.1999г. № 636, Инструктивного письма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 24.12.2001г. № 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»: Профстандарт 01.002 педагог-психолог (психолог в сфере образования)». В Положении определяются: - цели и задачи деятельности педагогов-психологов, основные направления деятельности; - особенности организации деятельности; - права и обязанности педагогов-психологов; 1. Общие положения. 1.1. Педагог-психолог является сотрудником Учреждения, подчиняется установленному в МБУ ДО «ДЮЦ» г. Петровска режиму работы, находится в ведении директора учреждения. Педагог-психолог является членом педагогического коллектива, принимает участие в работе педагогического совета, выполняют правила внутреннего распорядка и общие требования к дисциплине труда. 1.2. Педагоги-психологи осуществляет свою деятельность в соответствии с концепцией развития и образовательными программами учреждения. Деятельность педагога-психолога должна быть направлена на решение задач, поставленных перед педагогическим коллективом по обучению, воспитанию и развитию обучающихся. 1.3. Работа педагога-психолога включает в себя первичную психологическую помощь всем участникам образовательного процесса. Формы организации, методы и средства выбираются в соответствии со спецификой основных направлений деятельности. Планирование работы строится на основании социального запроса администрации, педагогов, родителей (законных представителей) и обучающихся учреждения. 1.4. В своей деятельности педагог-психолог руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации». 1.5. Деятельность педагога-психолога осуществляется в тесном контакте с родителями (законными представителями) обучающихся. Проведение индивидуальной коррекционной и диагностической работы без согласия родителей не допускается. 2. Цели и задачи, направления работы педагога-психолога 2.1. Целью работы педагога-психолога является содействие в укреплении психофизического здоровья обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. 2.2. Деятельность педагога-психолога направлена на решение конкретных проблем, с которыми к ним обращаются обучающиеся, их родители или педагогические работники учреждения. 2.3. Задачи: - анализ психологического климата в образовательном учреждении, выявление основных проблем и определение причин из возникновения, путей и средств их разрешения; - содействие в гармонизации социально-психологического климата в учреждении, созданию условий для полноценного труда и сохранению психологического здоровья педагогов, сотрудников, членов администрации учреждения; - содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самовоспитанию, саморазвитию, самоопределению; - обеспечение индивидуального подхода к обучающимся с учетом их способностей и физиологического развития; - профилактика и помощь в преодолении отклонений в интеллектуальном и личностном развитии обучающихся; - содействие в профессиональной ориентации обучающихся; - содействие в профессиональной ориентации обучающихся; - оказание помощи детям, подросткам, педагогам и родителям в конфликтных и проблемных ситуациях; 3. Направления деятельности педагога-психолога 3.1. Работа педагога-психолога осуществляется по следующим направлениям: - психологическая профилактика; - психологическое просвещение; - психодиагностика; - развивающая и коррекционная работа; - консультативная работа; 3.2. Психологическая профилактика предусматривает деятельность по: - контролю за соблюдением психогигиенических условий общения и развития детей в образовательном учреждении, обеспечением гармоничного, психического развития и формирования личности несовершеннолетних на каждом возрастном этапе; - обеспечению условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждению возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей и подростком в процессе непрерывной социализации; - участие в родительских собраниях с целью повышения уровня осведомленности в вопросах воспитания детей; - проведение занятий по сплочению детского коллектива, профилактике моббинга и буллинга; - проведение занятий по профилактике деструктивного поведения среди обучающихся. 3.3. Психологическое просвещение предусматривает деятельность по: - повышению психологической культуры населения; - формированию потребности в психологических знаниях и их практическом у применению, желания использовать психологические знания в работе с ребенком или в интересах собственного, личностного и профессионального роста у педагогов и родителей; 3.4. Психологическая диагностика предусматривает деятельность по: - мониторингу адаптации обучающихся в детском коллективе; - выявлению возможностей, интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного и профессионального самоопределения; - определению причин нарушений в обучении, поведении и развитии несовершеннолетних; 3.5. Развивающая и психокоррекционная работа предусматривает деятельность по: - активному взаимодействию психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающему психическое развитие и становление личности детей и подростков, реализацию возрастных и индивидуальных возможностей развития несовершеннолетних; - реализации комплекса индивидуально-ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в физическом, психическом, нравственном развитии несовершеннолетних. 3.6. Психологическое консультирование предусматривает деятельность по: - консультированию обучающихся по широкому кругу вопросов связанных с развитием, личностным и профессиональным самоопределением, взаимоотношениями со взрослыми и сверстниками; - консультированию администрации образовательного учреждения по вопросам управления педагогическим коллективом, администрации и педагогов – по вопросам развития, обучения, воспитания и образования детей и подростков; - консультированию родителей (законных представителей) и членов семей несовершеннолетних по вопросам воспитания и обучения. 4. Организация работы педагога-психолога 4.1. Педагог-психолог осуществляет психологическое сопровождение обучающихся на протяжении всего периода обучения, а также их родителей и педагогов. 4.2. Первичная психологическая помощь участникам образовательного процесса оказывается педагогом-психологом или группой специалистов учреждения с его участием. Состав группы специалистов определяется администрацией в соответствии со сложившейся ситуацией. Дальнейшая коррекционная работа планируется и проводится с согласия родителей или законных представителей обучающегося. 4.3. Специализированная помощь участникам образовательного процесса, а также содействие в профессиональной деятельности педагога-психолога оказывается учреждениями, предназначенными для углубленной специализированной помощи детям, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании. 4.4. Основными формами работы являются: беседы, индивидуальные и групповые консультации, анкетирование, тестирование тренинги. 5. Обязанности педагога-психолога Педагог-психолог обязан: 5.1. Руководствоваться соответствующими нормативными документами РФ, настоящим Положением и другими документами, регламентирующими деятельность педагога-психолога. 5.2. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции; 5.3. Знать новейшие достижения психологической науки, применять современные научно обоснованные методы диагностики, развивающей, психокоррекционной работы; психопрофилактической работы; 5.4. Использовать в своей работе только психологические методы. Не применять методов, требующих медицинских квалификаций (гипноза, медитативных техник, фармакологических средств). 5.5. Препятствовать проведению диагностической, психокоррекционной и других видов работы лицам, не обладающим соответствующей профессиональной подготовкой; 5.6. В решении всех вопросов исходить только из интересов ребенка, его полноценного развития; 5.6. Хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической или коррекционной работы, если ознакомление с ними может нанести ущерб ребенку или его окружающим. 5.7. Оказывать необходимую помощь администрации и педагогическому коллективу в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психологического развития детей, индивидуального подхода к ребенку, оказывать необходимую и возможную помощь детям в решении их индивидуальных проблем; 5.8. Работать в тесном контакте с администрацией и педагогическим коллективом учреждения; 5.9. Деятельность педагога-психолога отражается в ряде документов: - план работы на год, утвержденный директором учреждения; - журнал консультаций педагога-психолога; - журнал учета индивидуальных и групповых форм работы; - рабочая программа педагога-психолога по работе с группами; - отчет по мониторингу по результатам проведенного диагностического исследования; - аналитический отчет о проделанной работе за год; 6. Права педагога-психолога Педагог-психолог имеет право: 6.1. Определять приоритетные направления работы с учетом конкретных условия учебно-воспитательного учреждения; 6.2. Формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередном проведении различных видов работ; 6.3. Знакомиться с документацией образовательного учреждения; 6.4. Ставить вопрос перед руководством о профессиональном несоответствии педагога, в случаях если его профессиональная деятельность наносит ущерб психическому здоровью ребенка или в целом группе обучающихся. 7. Ответственность педагога-психолога 7.1. Педагог-психолог несет персональную ответственность: за выбор диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций; - за оформление и сохранность документации в установленном порядке; - за сохранения конфиденциальной информации в интересах ребенка. 8. Заключительные положения 8.1. После принятия новой редакции Положения предыдущая редакция утрачивает силу. 8.2. Настоящее Положение вступает в силу с момента издания приказа руководителя и действует до принятия нового Положения.