I. Комплекс основных характеристик программы 1. Пояснительная записка Программа Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» (далее Программа) разработана на основании нормативно – правовых документов: - Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012); - Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р); - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2018 г. № 196); - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; - Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»); - Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр г. Петровска Саратовской области». . 2. Понятия, используемые в программе: Юнармия Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение (ВВПОД), созданное в январе и зарегистрировано 29 июля 2016 года. Юнармеец - член детско-юношеского военно-патриотического движения «Юнармия». Отряд юнармейцев – это детско-юношеское общественное объединение, созданное с целью развития и поддержки инициативы в изучении истории отечественного воинского искусства, вооружения и воинского костюма, подготовки обучающихся к службе в рядах вооруженных сил, являющееся структурным подразделением Всероссийского детско-юношеского военнопатриотического общественного движения «Юнармия». Обучающий модуль - это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, включающая в себя познавательный и профессиональные аспекты усвоение которых должно бать завершено соответствующей формой контроля знаний. Умений и навыков, сформированных в результате овладения обучаемыми данным модулем.. Организационный модуль - автономная организационно-методическая структура учебной дисциплины, которая включает в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала, методическое руководство и систему контроля Совет юнармейцев - высший руководящий орган отряда юнармейцев 3.Содержание программы Программа является модульной, имеет социально-педагогической направленность. Деятельность по программе обеспечивает и сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию в рамках образовательного пространства города патриотического сознания подрастающего поколения, чувства верности своей малой родине и Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Подготовки подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах, поднятия престижа Российской Армии, а также патриотического воспитания старшеклассников и морально-психологическую и правовую подготовку юношей к военной службе, а также на получение первоначальных знаний и практических навыков допризывной подготовки. Актуальность программы заключается в том, что она направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания подростков и является одной из основ их духовно-нравственного развития. Работа по данной программе проводится в соответствии с утверждённым постановлением правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422, федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», федерального закона «О Днях воинской славы (победных днях) России», Общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации. Программа «Юнармеец», прежде всего, перестраивает сознание подростка, формируя у него необходимые установки на предстоящую службу. Настоящая программа дополнительного образования детей «Юнармеец» разработана для обучающихся 12 – 17 лет. Направлена на подготовку подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах, выполнению конституционного долга по защите Отечества, на общую физическую подготовку. Военно-патриотическое воспитание программы направлено на формирование у молодежи духовно-нравственных принципов и гражданской ответственности, любви и преданности своему Отечеству, готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству. Физкультурно-оздоровительная работа программы направлена на развитие и совершенствование у молодёжи физических качеств – выносливости, силы, быстроты и ловкости. Учащиеся овладевают навыками преодоления различных препятствий, стрельбы из пневматического оружия. Программа состоит из модулей: 1. Обучающий. Состоит из 7 разделов: основы знаний «Юнармейца», физическая подготовка, огневая подготовка, строевая подготовка, исторические и боевые традиции Отечества, основы безопасности жизнедеятельности, медицинская подготовка. 2. Организационный. В рамках модуля проводятся заседания Совета юнармейцев, совместная подготовка мероприятий Цель и задачи. Цель: совершенствование гражданского и патриотического воспитания подростков и повышение престижа службы в Российских Вооруженных Силах. Задачи: Обучающие: - изучение истории страны и военно-исторического наследия Отечества, развитие краеведения, расширение знаний об истории и выдающихся людях «малой» Родины; - укрепление физической закалки и физической выносливости. Развивающие: - развитие в молодежной среде ответственности, принципов коллективизма, системы нравственных установок личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей; - Воспитательные: - воспитание у молодежи высокой гражданско-социальной активности, патриотизма, приверженности идеям интернационализма, противодействия идеологии экстремизма; - формирование положительной мотивации у молодых людей к прохождению военной службы и подготовке юношей к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации; - Категория обучающихся. Участниками образовательного процесса подростки в возрасте от 12 до 16 лет. объединения «Юнармия» являются Реализация обучающего модуля Формы и режим занятий. Основной формой являются практические занятия. Теоретические занятия проводятся самостоятельно и в комплексе с практическими занятиями (например, в виде беседы, рассказа в течение 10-12 мин на занятии). При проведении теоретических занятий положения теории подкрепляются примерами из практики, схемами, таблицами, рисунками и другими наглядными пособиями, видеофильмами. Практические занятия: учебно-тренировочные, тренировочные, и соревновательные, индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые. При реализации данной программы основываюсь на базовые знания обучающихся, полученные на уроках ОБЖ и физической культуры. Реализация данной программы позволяет подготовить подростков к военной службе в соответствии с требованиями Федеральных законов «Об образовании» и «О воинской обязанности и военной службе». Учебный план модуля № п\п Название разделов и тем 1. Раздел 1. Основы знаний «Юнармейца». Знакомство с деятельностью кружка «Юнармеец». Техника безопасности на занятиях по физической, стрелковой, строевой подготовке. Раздел 2. Физическая подготовка. Определение уровня физических качеств: сила, скоростная сила, выносливость, ловкость, силовая выносливость посредством сдачи тестов физической подготовленности. Изучение техники движений со снарядами и на тренажерах, оценка величины отягощения. Круговая тренировка общефизической направленности. Круговая тренировка на развитие силы. Круговая тренировка на развитие скоростной выносливости. Круговая тренировка повышенной интенсивности. Раздел 3. Огневая подготовка. Материальная часть автомата Калашникова. Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата. Последовательность неполной разборка и сборки АКМ-74. Меры безопасности при обращении с автоматом и патронами. Знакомство с правилами прицеливания и стрельбы из пневматической винтовки. Раздел 4. Строевая подготовка. Строевая стойка. Повороты на месте. Строевой шаг. Повороты направо-налево в движении. Поворот кругом в движении. Строевые приемы в движении в отделении. Раздел 5. Исторические и боевые традиции Отечества. Государственная и военная символика. Дни воинской славы России. Основные битвы ВОВ, города – герои ВОВ. 1.1 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 3. 3.1 3.2 3.3 4. 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 5. 5.1 5.2 5.3 Количество часов Формы теория практика контро ля 2 2 всего 2 2 46 1 10 10 45 10 1 9 6 6 6 6 6 6 8 8 40 10 30 8 2 6 14 3 11 20 5 15 26 5 6 5 6 7 1 1 25 4 6 5 6 7 12 2 2 4 12 2 2 4 Символы воинской чести. 2 2 Вооруженные Силы Российской 2 2 Федерации. 5.6 История, символы ВС РФ. 2 2 Раздел 6. Основы безопасности 6. 10 7 3 жизнедеятельности. 6.1 Безопасность и защита человека в ЧС 4 4 6.2 ЧС локального характера в природе и 3 3 безопасность. 6.3 Гражданская оборона. 5 1 4 7. Раздел 7. Медицинская подготовка 8 2 6 7.1 Первая медицинская помощь при 7 1 6 различных видах травм. 7.2 Итоговое занятие 1 1 153 44 118 Итого: Распределение часов работы с отрядами юнармейцев количество количество часов количество часов в итого отрядов в неделю год 6 4 153 918 5.4 5.5 Распределение часов работы организатора для подготовки к занятиям количество рабочих количество часов количество часов в количест дней в день неделю во часов в год 6 1,7 10 378 По окончании реализации модуля, обучающиеся должны знать: Технику безопасности на занятиях по физической, стрелковой, строевой подготовке; Материальную часть автомата Калашникова; Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата Калашникова; Специфику физической подготовки; Последовательность неполной разборка и сборки АКМ-74; Меры безопасности при обращении с автоматом и патронами; Правила прицеливания и стрельбы из пневматической винтовки; Государственную и военную символику; Дни воинской славы России; Структуру Вооруженных Сил Российской Федерации; Историю, символы ВС РФ, символы воинской чести; Правила оказания первой медицинской помощи при различных видах травм; Правила безопасного поведения у водоемов, при пожаре, в природных экстремальных ситуациях; Опасные природные факторы и защиту от их влияния; Современные средства поражения; Мероприятия ГО по защите населения; Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи; Приборы радиационной и химической разведки и правила пользования ими. Должны уметь: Выполнять неполную разборку и сборку АКМ-74; Правильно прицеливаться и прицельно вести стрельбу по мишени; Выполнять строевые приемы на месте и в движении по одному и в отделении согласно Строевому уставу Вооруженных Сил Российской Федерации; Выполнять перевязку при различных видах травм, останавливать кровотечение различными способами, накладывать шины при различных переломах; Одевать противогаз и костюм химической защиты; Применять различные туристические узлы, в зависимости от ситуаций; Применять различные способы преодоления естественных препятствий в пешем и лыжном походах; Ориентироваться на местности с помощью карты и компаса. Формы подведения итогов: - тестирование общей и специальной физической подготовленности; - участие в районных соревнованиях «Школа безопасности»; - участие в районных соревнованиях «Добры молодцы»; - «Вахта памяти»; - Смотр песни и строя; - Районный туристический слет. Реорганизация организационного модуля № 1. Мероприятия Срок исполнения Ответственны й исполнитель Организационные мероприятия на первое полугодие 2020-2021 уч.года Утверждение плана работы детскоюношеского общественного военно1.1 патриотического движения ЮНАРМИЯ (далее ЮНАРМИЯ) на 2020- 2021 уч. год 1.2 Рекламные акции «Патриот». Создание молодежного Совета 1.3 ЮНАРМЕЙЦЫ Создание плана взаимодействия 1.4 ЮНАРМИИ с ОУ Петровского района сентябрь 2020 г. Администрация МБУ ДО «ДЮЦ» г. Петровска сентябрь 2020 г. Федотов А.И. педагог – организатор, совместно с РДШ. сентябрь 2020 г. Федотов А.И. педагог организатор сентябрь 2020г. Федотов А.И. педагог организатор октябрь 2020 г. 1.5 Об организации работы с ветеранами Великой Отечественной войны Конкурс «Ратные страницы истории Отечества» Соревнования по военно-прикладным 1.6 видам спорта (снаряжение магазина АК74). ДОСААФ октябрь 2020 г. Участие ЮНАРМЕЙЦЕВ в молодежных 1.7 акциях «За здоровый образ жизни» с 01.09.2020 по 31.12.2020г. Викторина, посвященная 101-летию со дня рождения создателя российского автоматического оружия М.Т. 1.8 Калашникова Соревнования по военно-прикладным видам спорта (разборка и сборка АК-74). ДОСААФ. Смотр – конкурс строя и песни юнармейских отрядов 6 - 7 классов ОУ 1.9 г. Петровска «Статен и строен – уважения достоин». ФОК. Заседание Молодежного Совета по итогам работы в 2020 года. Разработка 1.10 плана мероприятий ЮНАРМИИ на 2021 год. Презентация деятельности ЮНАРМИИ 1.11 за 2020 год. ДОСААФ. Предоставление информации о работе ЮНАРМИИ в социальных сетях и на 1.12 официальном сайте МБУ ДО «ДЮЦ» г.Петровска ноябрь 2020 г. декабрь 2020 г. Федотов А.И. педагог организатор Федотов А.И. педагог – организатор Федотов А.И. педагогорганизатор Федотов А.И. педагог организатор Федотов А.И. педагог организатор декабрь 2020г. Федотов А.И. педагог организатор декабрь 2020г. Федотов А.И. педагог организатор Федотов А.И. весь период 2020педагог 2021 уч. года организатор 2. Организационные мероприятия на второе полугодие 2020-2021 уч.года 2.1 Акция «Быть здоровым – это модно» 2.2 Конкурс «Если ты остался один на один с пострадавшим...» ДОСААФ январь 2021 г. ЮНАРМЕЙЦЫ отделений январь 2021 г. Федотов А.И. педагог - организатор Стрелковые соревнования, посвященные 2.3 Дню защитника Отечества. ДОСААФ 2.4 Акция «Весенняя неделя добра» Участие в Конкурсе агитбригад среди детских и молодежных организаций 2.5 «Визитная карточка» (реклама своей организации). СОШ, ООШ 2.6 Конкурс «Знатоки ПДД». ДОСААФ февраль 2021 г. Федотов А.И. педагог организатор февраль-март 2021 г. ЮНАРМЕЙЦЫ отделений совместно с членами МС и РДШ март 2021 г. ЮНАРМЕЙЦЫ отделений март 2021 г. Федотов А.И. педагогорганизатор апрель 2021 г. ЮНАРМЕЙЦЫ отделений совместно с членами МС апрель 2021 г. Федотов А.И. педагогорганизатор Смотр – конкурс строя и песни юнармейских отрядов 6-7 классов ОУ 2.9 г. Петровска «Статен и строен уважения достоин», посвященный 76летию Победы в ВОВ. ФОК. май 2021 г. Федотов А.И. педагог организатор Участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы: - акция по благоустройству памятников, 2.10 обелисков, воинских захоронений и мемориалов «Памяти павших будем достойны». май 2021 г. 2.7 Участие в муниципальном смотре строя и песни. ФОК Конкурс «Ратные страницы истории 2.8 Отечества» Соревнования по огневой подготовке «Юный снайпер». ДОСААФ 2.11 Акция «Георгиевская ленточка» май 2021г. Федотов А.И. педагог организатор Федотов А.И. педагог организатор Отчет о деятельности ЮНАРМИИ, 2.12 подведение итогов работы за 2020-2021 учебный год. Акция «Зажги свечу памяти», 2.13 посвященная «Дню памяти и скорби» на базе ДОЛ им.А. Гайдара Квест-игра «Будущее России», 2.14 посвященная Дню молодёжи на базе ДОЛ им. А. Гайдара Юнармейские соревнования по летнему 2.15 многоборью на базе ДОЛ им. А. Гайдара. май 2021г. Федотов А.И. педагог организатор июнь 2021 г. ЮНАРМЕЙЦЫ отделений совместно с членами МС, детскими и молодежными общественными организациями июнь 2021 г. Федотов А.И. педагог – организатор, совместно с Петровским станичным казачьим обществом Саратовской области июль 2021 г. Федотов А.И. педагог организатор, школьные координаторы Планируемые результаты Предметные: - расширенные знания истории страны и военно-исторического наследия Отечества; - расширены знания об истории и выдающихся людях «малой» Родины; - физическая закалка и выносливость. Личностные: - развита ответственность, принцип коллективизма, системы нравственных установок личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей; - Метапредметные - воспитана высокая гражданско-социальная активность, патриотизм, приверженность идеям интернационализма, противодействие идеологии экстремизма; - сформирована положительная мотивация у молодых людей к прохождению военной службы и подготовке юношей к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации; МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. Учебно - практическое оборудование: Для обучения предоставлен кабинет в ДОСААФ России Петровского муниципального района Саратовской области («Комната «ЮНАРМЕЙЦА»). Кабинет снабжен учебниками, методическими материалами. Технические средства обучения. «Комната ЮНАРМЕЙЦА» на базе ДОСААФ России Петровского муниципального района Саратовской области снабжена: компьютером; мультимедиа проектором; противогазами; дидактическими материалами; тестами; дозиметрическими приборами. Оборудование (на базе ДОСААФ России Петровского муниципального района Саратовской области): - Аптечка первой медицинской помощи, шины, резиновый жгут, бинты. - Макеты АКМ. - Пневматическое оружие. - Стрелковый тир. - Биатлонная установка. - Учебные гранаты. - Учебный манекен для проведения сердечно-легочной реанимации. - Персональный компьютер. - Мультимедийный проектор, настенный экран. - Экранно - звуковые пособия видеофильмы по темам программы. Литература для педагога 1. Журнал «Вестник Молодежной политики», №11, 2005 год. 2. Перов А.П., Воробьев М.С. «Организация и содержание работы оборонноспортивного лагеря для молодёжи», Учебно-методическое пособие, Тюмень УЦ «Аванпост» 2000 год. 3. А.Т Смирнов, В.А. Васнев «Основы военной службы», Учебное пособие, М. «Дрофа» 2004 год. 4. Безопасность жизнедеятельности: Сборник нормативных документов по подготовке учащийся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций. М., АСТ, 1998 год. 5. На службе Отечеству. Об истории Российского государства и его вооруженных силах, традициях, морально-психологических и правовых основах военной службы: Книга для чтения по общественно-государственной подготовке солдат (матросов), сержантов (старшин) ВС РФ/ Под ред. В.А Золотарёва, В.В. Марущенко. 3-е изд. М.: Русь-РКБ, 1999. 6. Наставление по стрелковому делу. М.: Воениздат, 1985. Наставление по физической подготовке. М.: Воениздат, 1987. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. М.: Воениздат, 2004. 9. В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий «Прикладная физическая подготовка. 10-11 классы» Москва «Владос пресс»2003 г. 10. Ю.В. Козлова, В.В. Ярошенко «Туристический клуб школьников» Пособие для учителя. Москва Творческий центр «Сфера» 2004 г. 11. Журнал ОБЖ: Основы безопасности жизни. 1998 – 2001. №1 – 12. 7. 8. Литература для детей. 1. Ю.К. Сорокин «Атлетическая подготовка допризывника», М. «Советский спорт»1990г. 2. Основы медицинских знаний учащихся: Учебник для средних учебных заведений / Под ред. М.Н. Гоголева. М. Просвещение 1991. 3. Смирнов А.Т., Васне В.А., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: Учебник. М. Просвещение, 2002. 4. Куприн А.М. «Занимательная картография» Книга для учащихся 6-8 классов средней школы. М. 1989г. 5. Фесенко Б.И. «Книга молодого ориентировщика» М. 1997г.