Раздел №1 «Комплекс основных характеристик адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» 1.1 Пояснительная записка Программа «Развитие» относится к социально - гуманитарной направленности. Она позволит стимулировать психическое, психологическое и умственное развитие учащихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения), будет способствовать формированию творческих способностей, расширению кругозора школьников с ОВЗ и коррекции имеющихся отклонений в интеллектуальном и речевом развитии. Ценностным ориентиром программы является её личностноориентированная направленность и учёт индивидуальных, возрастных и психологических особенностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями). При разработке программы «Развитие» использовались материалы авторской программы «Адек АРТ» М.С. Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству; авторская программа «Волшебный мир оригами» В.Д.Ковалёва и авторская программа «Оригами и геометрия» Е.А.Кузовковой, а также Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)(разработанные Минобрнауки России совместно с ГОАУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование» 2015 года и Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 года № ВК – 641/09. Актуальность программы обусловлена потребностями и интересами учащихся. Дополнительное образование дает ребенку большие возможности адаптации в окружающем мире, так как предлагает разнообразные виды деятельности. Все дети, в том числе имеющие проблемы со здоровьем способны к какому-либо (и не одному) виду творчества. Для детей с ограниченными возможностями это важно особо. Необходимо помочь таким детям открыть и развить свои потенциальные возможности и способности. Ведь радость творчества, открытие в себе способностей создавать прекрасное помогает этим детям легче переносить проблемы и трудности, помогает жить с радостным настроением. А также крайне важно то, что дети смогут увидеть, что их деятельность может быть востребованной. Актуальность программы состоит как раз в том, что можно охватить детей, имеющих порой крайне ограниченные возможности по состоянию здоровья, 2 помочь проявить этим детям свои способности, дать определенный настрой, уверенность в себе, помочь адаптироваться в социуме. Практическая значимость. Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка с ОВЗ (интеллектуальное нарушение), повышение интереса к творческой и практической деятельности, что позволит ребёнку быть мыслящим, самостоятельным, вырабатывать свои решения, а значит, в будущем более успешно социализироваться в обществе. Программа содержит четыре модуля, который каждый направлен именно на развитие умственного, психологического и психического состояния ребёнка путём использования своих приёмов и методов обучения. Модуль «Живое слово» призван научить детей с нарушением интеллекта правильному, беглому, осознанному, выразительному и эмоциональному чтению, а именно декламации, умению выступать на публике, участвовать в театральных постановках. Модуль «Веселая кисточка» предполагает формирование у школьников с ОВЗ (интеллектуальное нарушение) ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику реально открыть для себя волшебный мир искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. Модуль «СТО» (студия творческого оригами) - это занятия оригами, которые являются одной из форм пропедевтики изучения геометрии. Они позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, действовать в соответствии с простейшими алгоритмами, работать со схемами, распознавать простейшие геометрические фигуры. Позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Модуль «В мире английской грамматики» призван дать представление детям с интеллектуальным нарушением о многоязычии окружающего их мира, воспитывать толерантное отношение к людям, приобщить детей к культуре народа другой страны и помочь глубже понять свою собственную культуру. Новизна программы : - использование инновационных приёмов работы с детьми, имеющими интеллектуальное нарушение; - опора на коррекционные принципы обучения (принцип нагляднопредметного обучения, принцип занимательности и игры, принцип здоровьесберегающего обучения); направленность программы на стимулирование умственного, психологического и психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальное нарушение). 3 Отличительными особенностями данной программы можно назвать следующие аспекты образовательной деятельности: 1.Обучение детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями), имеющих разную степень отклонений в развитии. 2. Интегрированные занятия, позволяющие объединить направления образовательной деятельности с другими педагогами. 3.Доступность содержания и освоения программного материала детьми с ограниченными возможностями здоровья разного возраста. 4.Использование здоровьесберегающих элементов на занятиях. Адресат программы Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие» рассчитана на обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения) в возрасте 9-12 лет, желающих освоить дополнительные умения и навыки в различных областях науки и искусства и нуждающихся в коррекции умственного и психического развития. Особенностью таких детей является то, что они меньше, чем их нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании. Восприятие характеризуется замедленным темпом – требуется больше времени, чтобы воспринять картинку, текст. Восприятие недостаточно дифференцировано. Характерна узость объема восприятия. Мыслительные процессы тугоподвижны и инертны. Абстрактное мышление не развивается вообще, дети остаются на уровне конкретных понятий. Мышлению детей с нарушением интеллекта свойственна некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу; они часто не замечают своих ошибок. Такие дети лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки. Труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных детей, формируется произвольное запоминание. Воображение отличается фрагментарностью, неточностью, схематичностью из-за бедности жизненного опыта, несовершенства мыслительных операций. Недостаточное восприятие и понимание речи окружающих связано с медленно развивающимися условными связями в области речеслухового анализатора (долго не различают звуки речи, не дифференцируют слова окружающих). Т.к. развитие речевой моторики, так же как и общей, замедленно, запаздывает развитие артикуляционных движений. Внимание характеризуется малой устойчивостью, трудностями распределения, замедленной переключаемостью. В основном недоразвито произвольное внимание, хотя страдает и непроизвольное. Это связано с тем, что умственно отсталые дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолеть, а, как правило, бросают работу. Эмоции недоразвиты: нет оттенков переживаний. Эмоции неустойчивы (состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех – слезами). Переживания неглубокие, поверхностные. Для эмоций, так же как и для мышления, характерна инертность и недостаточная переключаемость. 4 Волевая сфера характеризуется слабостью собственных намерений, побуждений, большой внушаемостью. В работе умственно отсталые предпочитают легкий путь, не требующий волевых усилий. В деятельности часто наблюдается подражание, импульсивные поступки, неумение подавлять непосредственные влечения. Отсутствует самостоятельность, целеустремленность, инициативность. Из-за непосильности требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство. У детей не сформированы навыки учебной деятельности. Недоразвита целенаправленная деятельность, имеются трудности самостоятельного планирования собственной деятельности. Мотивация характеризуется неустойчивостью, скудостью, ситуативностью. Дети с интеллектуальным нарушением приступают к работе без предшествующей ориентировки в ней, не руководствуются конечной целью; в результате в ходе работы часто уходят от правильно начатого выполнения действий. Интересы, потребности и мотивы поведения примитивны. Но сегодня, благодаря своевременной грамотной организации воспитательного процесса стало возможным начать коррекционнопедагогическое воздействие на более ранних сроках, вследствие чего многие аномалии в развитии детей подвержены коррекции, а в ряде случаев можно предупредить и их возникновение. Именно на это и направлена наша программа, рассчитанная на детей с интеллектуальным нарушением 9 – 12 лет. Наполняемость групп - 12 - 15 человек. Объем и срок освоения программы Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие» рассчитана на 1 год обучения с общим количеством учебных часов – 144. Условия набора учащихся: для обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Развитие» принимаются без отбора учащиеся с ОВЗ (интеллектуальное нарушение), проявляющие интерес к данным видам деятельности. Формы обучения. Форма обучения – очная. В случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, по согласованию с родителями, на основании приказа руководителя ОУ форма обучения переходит в заочную (дистанционную. Особенности организации образовательного процесса. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Применяются групповые формы работы, позволяющие ребятам проявлять активность, наиболее полно реализовывать свои умения и навыки: - проектная деятельность (мини-проекты) как вид групповой работы на приобретение знаний, умений и навыков; - игры, способствующие поднятию творческой активности, коррекции звукопроизношения, чтения, устной речи; В организации работы по данному направлению особое внимание уделяется индивидуальным формам работы: мини-проекты, синквейны. 5 Программа составлена с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения), рассчитана на один год обучения, включая каникулярное время, на детей в возрасте 9-12 лет, желающих заниматься по данной программе. Режим занятий. Программа рассчитана на 144 часа. Занятия проводятся 4 раза в неделю по 1 часу. Формы и режим занятий выбираются с учётом возрастных особенностей учащихся, поэтому в программе используются разнообразные формы (творческие мастерские, игры, конкурсы, выставки собственных иллюстраций к прочитанным текстам и собственных поделок, читательский дневник, альбом художника) и методы (беседа, устный опрос, наблюдение, тренинги). Особое внимание при проведении мониторинга образовательных результатов уделено творческой мастерской, так как представление мини-проектов имеют большое воспитательное значение для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями). Творческие мастерские - это не только отчет о приобретенных навыках, но и процесс саморазвития, это тот творческий процесс, который необходим каждому ребенку, а особенно детям с особыми образовательными потребностями. Детям необходимо видеть результат своего труда, чтобы оценить себя самого, сравнить с самим собой вчерашним, приобрести уверенность для продвижения вперед. 1.2 Цель и задачи программы Цель программы: стимулирование умственного и психического развития детей с интеллектуальным нарушением, развитие коммуникативных навыков, формирование положительной мотивации для индивидуального развития ребенка на основе применения игровых методов, приемов и форм, развитие мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в обществе, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в окружающей их действительности. Задачи программы: Обучающие задачи: - научить детей логически мыслить; - научить детей читать выразительно, эмоционально и правильно, а также активизировать устную речь учащихся с ОВЗ; - познакомить их с миром зарубежных сверстников, с некоторыми обычаями страны изучаемого языка, с детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором на английском языке, с доступными учащимся произведениями детской художественной литературы на английском языке; -познакомить с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности. Развивающие задачи: - развить внимание, мышление, память, воображение, а также познавательные способности; 6 -улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера; -развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное; - развить стремления к самообразованию, для дальнейшей адаптации в обществе. Воспитательные задачи: - формировать коммуникативные навыки и навыки межличностного сотрудничества в каждом обучающемся; - воспитать умственные и волевые усилия, концентрации внимания, логичности; - формировать нравственные качества личности и культуры поведения в обществе. 1.3. Планируемые результаты Личностные: - осознание себя как члена семьи, общества и государства; - развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях; - формирование эстетики чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии, формирование умения называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению. Метапредметные результаты: познавательные: - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; - овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - использование средств информационных технологий для решения различных учебнотворческих задач в процессе выполнение творческих проектов, моделированию и т. д.; - сравнивать, сопоставлять объекты на основе заданных алгоритмов; работать по заданному алгоритму; - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями; регулятивные: 7 - понимание цели своих действий; - составление простых планов с помощью учителя; - проявление познавательной и творческой инициативы; - оценка правильности выполнения действий; - адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей; коммуникативные: - составление текстов в устной и письменной формах; - умение слушать собеседника и вести диалог; - умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные : - понимание и правильное использование терминов; - читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; - познакомить школьников с реалиями страны изучаемого языка, а именно Великобритании; - расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества; - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях. 8 1.4. Содержание программы Учебный план программы Количество часов № п/п Наименование раздела, темы Всего Теория 5 1 3 1 2 0 1 1 1 1 7 1 1 1 1 0 1 0 3 1 1 1 0 1 0 1 4 0 0 0 мониторинг ЗУН: педагогическое наблюдение, декламация художественного текста творческая работа (составление синквейна) творческая работа (составление синквейна) 1 0 1 1 0 1 1 0 1 конкурс на лучшего рассказчика сказки, на лучшего иллюстратора эпизода к сказке. конкурс на лучшего рассказчика сказки, на лучшего иллюстратора эпизода к сказке. конкурс на лучшего скороговорщика. 1 0 1 часов I модуль. «Живое слово» 1-5 «Здравствуй, книга!» 1.1. Знакомство с курсом. Правила составления читательского дневника. 1.2.Декламация – вид художественного чтения. 1.3. Декламация – вид художественного чтения. 1.4. Синквейн – текст, состоящий из пяти строк. 1.5. Синквейн – текст, состоящий из пяти строк 6-12 Устное народное творчество. 2.1. Устное народное творчество. 2.2. Виды УНТ. 2.3. Правила декламации русских народных сказок. 2.4. «Сказка-ложь, да в ней намек..» (Декламация сказки «Зимовье зверей») 2.5. «Сказка-ложь, да в ней намек..» (Декламация сказки «Зимовье зверей») 2.6. Малые жанры фольклора (загадки, пословицы, скороговорки и другое) 2.7. «Сказка-ложь, да в ней намек..» (Декламация сказки «Зимовье зверей») Формы аттестации/ контроля Практик а мониторинг ЗУН: педагогическое наблюдение, практический контроль, наблюдение. практическая работа "Жанры УНТ" конкурс на лучшего декламатора фрагмента сказки конкурс на лучшего рассказчика сказки, на лучшего иллюстратора эпизода к сказке. 1317 1825 2633 «Расскажу вам сказку…» 3.1. Авторские сказки. Декламация фрагмента. 5 1 1 1 4 0 3.2. В.Гаршин «Лягушка-путешественница». Выразительное чтение 3.3. В.Гаршин «Лягушка-путешественница". Декламация отрывка. 3.4. В.Гаршин «Лягушка-путешественница». Декламация отрывка. 3.5. В.Гаршин «Лягушка-путешественница». Поучительный смысл сказки. Страна детства. 4.1. Русские писатели и поэты о детях. 4.2. Л.Пантелеев «Честное слово» - рассказ о верности маленького мальчика данному слову. Выразительное чтение. 4.3. Л.Пантелеев «Честное слово». Декламация диалогов. 4.4. Л.Пантелеев «Честное слово» . Декламация отрывков. 4.5. Л.Пантелеев «Честное слово» . Декламация отрывков. 4.6. Художественное чтение поэтических текстов о детстве. 4.7. Художественное чтение поэтических текстов о детстве. 4.8. Художественное чтение поэтических текстов о детстве. Мир русской басни Путешествие в мир басни. Ларец басен И.Крылова ( «Квартет») 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 8 1 1 1 1 0 7 0 1 педагогическое наблюдение, опросы. творческая работа (мини-проект) , конкурс пересказов. 1 0 1 конкурс декламаторов 1 0 1 конкурс декламаторов 1 0 1 конкурс декламаторов 1 0 1 конкурс на лучшего чтеца поэтического текста 1 0 1 конкурс на лучшего чтеца поэтического текста 1 0 1 конкурс на лучшего чтеца поэтического текста 8 1 1 1 1 0 7 0 1 мониторинг ЗУН: инсценировка басни. мониторинг ЗУН: педагогическое наблюдение, опросы. самостоятельные работы репродуктивного характера, творческая работа, пересказ, тест. самостоятельные работы репродуктивного характера, творческая работа, пересказ, тест. самостоятельные работы репродуктивного характера, творческая работа, пересказ, тест. самостоятельные работы репродуктивного характера, творческая работа, пересказ, тест. 10 3436 Ларец басен И.Крылова. Декламация басни "Квартет". Ларец басен И.Крылова. Декламация басни "Квартет". Ларец басен И.Крылова. Декламация басни "Квартет". Ларец басен И.Крылова. Декламация басни "Лебедь, рак и щука". Ларец басен И.Крылова. Декламация басни "Лебедь, рак и щука". Ларец басен И.Крылова. Декламация басни "Лебедь, рак и щука". Праздник «Ярмарка талантов» 6.1. «Подходи честной народ, ярмарка к себе зовёт…» 1 0 1 мониторинг ЗУН: инсценировка басни, кроссворд. 1 0 1 мониторинг ЗУН: инсценировка басни, кроссворд. 1 0 1 мониторинг ЗУН: инсценировка басни, кроссворд. 1 0 1 мониторинг ЗУН: инсценировка басни, кроссворд. 1 0 1 мониторинг ЗУН: инсценировка басни, кроссворд. 1 0 1 мониторинг ЗУН: инсценировка басни, кроссворд. 3 1 0 0 3 1 6.1. «Подходи честной народ, ярмарка к себе зовёт…» 1 0 1 6.1. «Подходи честной народ, ярмарка к себе зовёт…» 1 0 1 1 0 1 Знать технику безопасности при работе с различными материалами. 2 1 1 Знать этапы выполнения техники граттаж. II модуль. «Весёлая кисточка» Вводное занятие “Как стать художником? 37 3839 “Город мастеров” - работа в технике граттаж. мониторинг ЗУН: разгадывание кроссворда, творческая работа, выразительное чтение, инсценировки, читательский дневник, декламация художественных текстов. мониторинг ЗУН: разгадывание кроссворда, творческая работа, выразительное чтение, инсценировки, читательский дневник, декламация художественных текстов. мониторинг ЗУН: разгадывание кроссворда, творческая работа, выразительное чтение, инсценировки, читательский дневник, декламация художественных текстов. Уметь выполнять индивидуальный рисунок , соблюдая 11 правила при работе в данной технике. 4041 “Чудо – матрёшки” - роспись матрёшки Полхов – Майданской росписью. 2 4243 “Монотипия пейзажная” – нетрадиционная техника рисования. 2 1 1 Знать этапы построения матрёшки. Уметь выполнять роспись матрёшки Полхов – Майданской росписью. 1 1 Знать этапы рисования пейзажа. Понятия отпечатка и оттиска. Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции. Уметь выполнять пейзаж на половинке листа и оттиск на другой половине. 4445 Приём рисования “по - сырому” или равномерно-окрашенному. 2 1 1 Знать понятие техники “по - сырому”, этапы использования приёма для закрашивания листа сплошным слоем краски. Уметь выполнять упражнения по тренировке техники рисования, этапы выполнения рисования неба и земли. 4647 Использование карандашей в рисовании цветов. 2 1 1 Знать виды акварельных карандашей. Правила нанесения акварельных карандашей, их смешение. Свойства акварельных карандашей. Уметь применять способы тонировки при рисовании цветов. 48 Художественный приём “заливка”. Рисование неба. 1 0,5 0,5 Знать понятие техники “заливка”, способы нанесения линий, движение кисти при рисовании неба. 4950 5152 Рисование по - сырому. Пейзаж. 2 1 1 Уметь выполнять пейзаж по влажному листу альбома. Многослойная живопись на тему: “Африка”. 2 1 1 Знать понятие многослойной живописи, этапы 12 выполнения техники. Уметь выполнять быстрое наложение слоёв друг на друга после полного высыхания. 5355 5657 Кляксография обычная. Рисование природы. 3 1 2 Знать понятие техники рисования “Кляксография обычная”,способы рисования кляксами. Кляксография трубочкой. 2 0 2 5859 Техника рисования “Свеча + акварель”. 2 1 1 Уметь выполнять нанесение свечой рисунка и покрытие его акварелью средствами выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. 6061 Рисование пальчиками (творческая работа). 2 1 1 Уметь разрабатывать идеи творческой работы 6263 Техника рисования “Пуантилизм” 2 1 1 Знать понятие техники рисования “Пуантилизм”. Уметь выполнять работу в данной технике. 6465 Линейная и воздушная перспектива. Рисование улицы, просёлочной дороги. Пейзаж. 2 1 1 Знать понятие линейной и воздушной перспективы, правила линейной и воздушной перспективы, использования точки схода при рисовании. Уметь выполнять рисование птиц, облаков средствами выразительности: пятном. средствами выразительности: пятном, точкой, короткой линией. Уметь рисовать улицу с учётом правил перспективы. 6668 Узор и орнамент. Роспись посуды хохломской росписью. 3 1 2 Знакомить с Хохломской росписью. Знать основы росписи, её элементы. Уметь выполнять рисование элементов росписи (ягод, листьев, травки и т.д.), рисование сосуда и его роспись. 69- Стилизация. Приёмы стилизации образов и 2 1 1 Знать понятие стилизация, графика, выразительные 13 70 предметов 7172 Составление коллективного панно техникой “рваная бумага”. средства графики. Уметь выполнять приемы стилизации в образах и предметах. 2 1 1 Знать понятие коллаж, аппликация. Уметь составлять фрагменты панно и гармонично сочетать элементы при составлении законченной работы. III модуль. «Английская грамматика» 7376 7780 8184 8589 Вводное занятие. Знакомство. Я и моя семья. 4 1 3 Ролевая игра Животные. Мои питомцы 4 1 3 Песенка:«Как говорят животные!» Игрушки. Хобби. Что я умею и не умею делать. 4 1 3 Песенка «Умею-не умею!» Цветной мир вокруг меня. Мой дом. Моя квартира.. 5 1 4 Игра: «Угадай цвет!» 9094 9599 100103 104108 Дни недели. Времена года. Одежда 5 1 4 Игра :»Модный приговор» Школа. Школьные принадлежности. Мой любимый предмет. Еда. Моя любимая еда. 5 1 4 Кроссворд: «Школьные предметы» 4 1 3 Беседа: «Полезная и вредная еда» Итоговое занятие. Составление коллажа 5 1 4 Коллаж 1 1 0 Мониторинг ЗУН 1 1 0 IVмодуль. «СТО» (студия творческого оригами) 109 Вводное занятие. «Сказка о Птичке Оригами и Умелых Ручках». 110 Оригами и геометрия. Упражнения, игры и опыты с бумагой. Практический контроль Наблюдение 14 111 Весёлая геометрия. Знакомство с модульным оригами (Квадрат, прямоугольник - основная фигура оригами) Соединение модулей в одно целое. 1 0,5 0,5 Вопросник по условным знакам и истории оригами, наблюдение; ураж-нения на складывание квадрата, « вогнутой» и «выпуклой» складок. 112 Базовая форма «Треугольник», «Двойной треугольник». Техника складывания. 1 0,5 0,5 113 Базовая форма «Квадрат», «Двойной квадрат». Техника складывания. 1 0,5 0,5 114 Простые базовые фигуры оригами. Техника складывания «Открытое сердце». 1 0 1 Беседа, наблюдение, упражнения на умение складывать основные базовые формы, самоанализ, конкурс на лучшую форму. Беседа, наблюдение, упражнения на умение складывать основные базовые формы, самоанализ, конкурс на лучшую форму. Творческое задание на владение техникой 115 Простые базовые фигуры оригами. Техника складывания «Голубь». 1 0 1 Творческое задание на владение техникой 116 Базовая форма «Книга», «Дверь». Техника складывания. 1 0,5 0,5 117 Базовая форма «Птица», «Лягушка». Техника складывания. 1 0,5 0,5 118 Простые базовые фигуры оригами. Техника складывания «Журавль- счастья». 1 0 1 Беседа, наблюдение, упражнения на умение складывать основные базовые формы, самоанализ, конкурс на лучшую форму. Беседа, наблюдение, упражнения на умение складывать основные базовые формы, самоанализ, конкурс на лучшую форму. Творческое задание на владение техникой 119 Простые базовые фигуры оригами. Техника складывания «Бабочка». 1 0 1 Творческое задание на владение техникой 120 Базовая форма «Воздушный змей», «Блин-чик», «Лодочка». Техника складывания. 1 0,5 0,5 Беседа, наблюдение, упражнения на умение складывать основные базовые формы, самоанализ, конкурс на лучшую форму. 15 121 Простые базовые фигуры оригами. Техника складывания «Яркое солнышко». 1 0 1 Творческое задание на владение техникой 122 Простые базовые фигуры оригами. Техника складывания «Яхта», «Параход». 1 0 1 Творческое задание на владение техникой 123 Базовая форма «Катамаран». Техника складывания. 1 0,5 0,5 124 Простые базовые фигуры оригами. Техника складывания «Кубик-настроения». 1 0 1 Беседа, наблюдение, упражнения на умение складывать основные базовые формы, самоанализ, конкурс на лучшую форму. Творческое задание на владение техникой 125 Кусудама. «Колокольчик». Готовим модули. 1 0,5 0,5 Творческое задание на владение техникой 126 Сбор фигуры «Колокольчик» по схеме. 1 0 1 127 Цветок «Космея». Готовим модули. 1 0,5 0,5 Наблюдение за ходом самостоятельного выполнения работы Творческое задание на владение техникой 128 Сбор фигуры «Космея» по схеме. 1 0 1 129 «Северный олень». Готовим модули. 1 0,5 0,5 130 Сбор фигуры «Северный олень» по схеме. 1 0 1 131 Кусудама «Коробочка с секретом». Готовим модули. 1 0,5 0,5 132 Сбор фигуры «Коробочка с секретом». 1 0 1 133 Кусудама. «Шар ». Готовим модули. 1 0,5 0,5 134 Сбор фигуры «Шар» по схеме. 1 0 1 135 Кусудама. «Куб». Готовим модули. 1 0,5 0,5 Наблюдение за ходом самостоятельного выполнения работы Творческое задание на владение техникой Наблюдение за ходом самостоятельного выполнения работы Творческое задание на владение техникой Наблюдение за ходом самостоятельного выполнения работы Творческое задание на владение техникой Наблюдение за ходом самостоятельного выполнения работы Творческое задание на владение техникой 16 Наблюдение за ходом самостоятельного выполнения работы Творческое задание на владение техникой 136 Сбор фигуры «Куб» по схеме. 1 0 1 137 Кусудама. «Звезда». Готовим модули. 1 0,5 0,5 138 Сбор фигуры «Звезда» по схеме. 1 0 1 139 Объёмная кусудама. «Шары счастья». Готовим модули. 1 0,5 0,5 140 Сбор фигуры «Шары счастья»по схеме. 1 0 1 141 Кусудама трасформер. Готовим модули. 1 0,5 0,5 142 Сбор фигуры по схеме. 1 0 1 143 Обобщающее занятие: подведение итогов работы за год 1 0 1 Наблюдение за ходом самостоятельного выполнения работы Подготовка работ к выставке. 144 Проведение игрового часа «Волшебная страна Оригами». Заключительная выставка. 1 0 1 Игровые соревнования. Итоговая выставка работ. Итого 144 42,5 101,5 Наблюдение за ходом самостоятельного выполнения работы Творческое задание на владение техникой Наблюдение за ходом самостоятельного выполнения работы Творческое задание на владение техникой 17 Содержание учебного плана I модуль. «Живое слово» Раздел 1. «Здравствуй, книга!» – 5 часов Теория – 3 часа Ознакомление учащихся с курсом, основными формами и методами работы (синквейн, читательский дневник, мини-проект, инсценировка). Знакомство с художественной декламацией. Практика – 2 часа Учащиеся оформляют обложку читательского дневника, самостоятельно составляют синквейн. Ожидаемый результат: учащиеся запоминают правила составления синквейна, особенности ведения читательского дневника, особенности инсценировок эпизодов из художественного текста. Формы контроля: мониторинг ЗУН: педагогическое наблюдение, опросы, творческая работа (составление синквейна) Раздел 2. Устное народное творчество – 7 часов Теория – 3 часа Знакомство с устным народным творчеством, рассказ об основных видах фольклора (загадка, пословица, сказка, считалка, скороговорка, потешка), составление «солнышка УНТ». Практика – 4 часа. Выразительное, эмоциональное чтение сказок, потешек, разгадывание загадок, чтение и объяснение смысла пословиц, разучивание скороговорок. Декламирование фрагмента сказки. Ожидаемый результат: учащиеся знают основные виды УНТ, стараются выразительно читать, декламировать фрагменты текста, могут объяснить смысл пословицы, умеют проговаривать скороговорки Формы контроля: практический контроль. Наблюдение. Конкурс на лучшего скороговорщика. Раздел 3. «Расскажу вам сказку…» – 5 часов Теория – 1 час Знакомство с авторскими сказками. Практика – 4 часа Чтение сказки, декламирование фрагмента, иллюстрирование понравившегося эпизода, составление синквейна «сказка». Ожидаемый результат: осмысленное чтение, умение проиллюстрировать прочитанное, умение составлять синквейн. Формы контроля: мониторинг ЗУН: педагогическое наблюдение, опросы, самостоятельные работы репродуктивного характера, творческая работа. Раздел 4. Страна детства - 8 часов Теория – 1 час Знакомство писателями, которые писали о детях (Б.Житков, А.Пантелеев. К.Паустовский, В. Медведев и другие) Практика – 7 часов Чтение художественного текста, пересказ, составление плана, иллюстрирование эпизода. Декламирование поэтических текстов о детстве. Ожидаемый результат: осмысленное чтение, умение проиллюстрировать прочитанное, пересказ, умение составлять план. Формы контроля: творческая работа (мини-проект) , конкурс пересказов. Раздел 5. Мир русской басни - 8 часов Теория - 1 час Знакомство со строением басни. Мораль басни. Практика – 7 часов Декламация басен, инсценировка басен. Ожидаемый результат: учащиеся знают особенности чтения басен, умеют инсценировать. Формы контроля: мониторинг ЗУН: инсценировка басни. Раздел 6. Ярмарка талантов – 3 часа Практика – 3 часа. Презентация читательских дневников, представление мини-проектов, творческие литературные конкурсы и игры, декламация художественных текстов. Ожидаемый результат: осознанное и выразительное чтение текстов разных литературных жанров, умение представить продукт своей деятельности. Формы контроля: мониторинг ЗУН: разгадывание кроссворда, творческая работа. II модуль. «Весёлая кисточка» 1.Вводное занятие “Как стать художником?” (1ч.) ТЕОРИЯ: Организация рабочего места. Рассказ учителя о целях и задачах работы. Техника безопасности при работе. Планирование работы кружка. 2. “Город мастеров” - работа в технике граттаж (2 ч.). ТЕОРИЯ: Этапы выполнения техники. ПРАКТИКА: Освоение техники выполнения, выполнение индивидуального рисунка. 19 Способ работы проходит несколько этапов: нанесение сырого желтка на лист (2-3 слоя); покрытие поверхности желтка чёрной краской; выцарапывание рисунка зубочисткой. 3. “Чудо – матрёшки” - роспись матрёшки Полхов – Майданской росписью.(2ч.) ТЕОРИЯ: Знакомство с Полхов – Майданской росписью. Рассматривание образцов матрёшек. ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи (цветов, травки и т. д.). Роспись матрёшки. Выставка работ. 4. “Монотипия пейзажная” - нетрадиционная техника рисования (2ч.). ТЕОРИЯ: Правила рисование пейзажа. Понятия отпечатка и оттиска. ПРАКТИКА: Выполнение пейзажа на половинке листа и оттиск на другой половине. Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции. Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка. 5. Приём рисования “по- сырому” или равномерно окрашенному (2ч.). ТЕОРИЯ: Понятие техники “по-сырому”. Использования приёма для закрашивания листа сплошным слоем краски. ПРАКТИКА: Упражнения по тренировке техники рисования, этапы выполнения работы. Рисование неба и земли. 6. Использование карандашей в рисовании цветов (2ч.). ТЕОРИЯ: Виды акварельных карандашей. Правила нанесения акварельных карандашей, их смешение. Свойства акварельных карандашей. ПРАКТИКА: Способы тонировки. Этапы рисования цветов акварельными карандашами. Рисование цветов. 7. Художественный приём “заливка”. Рисование неба (1ч.). ТЕОРИЯ: Понятие “заливка”. Использование заливки для изображения неба, воды, гор. ПРАКТИКА: Подготовка краски, способы нанесения линий, движение кисти, рисование неба. 8. Рисование по - сырому. Пейзаж (2ч.). ПРАКТИКА: Рисование пейзажа по влажному листу альбома. Лист предварительно смачивается полностью водой, а затем наносится рисунок. Главное, не дать листу высохнуть! 9. Многослойная живопись на тему “Африка” (2ч.). ТЕОРИЯ: Понятие многослойной живописи. Этапы выполнения техники. ПРАКТИКА: Тренировка в быстром наложении слоёв друг на друга после полного высыхания. Рисование горного пейзажа, где горные хребты встают один за другим. 10. Нетрадиционная техника рисования “Кляксография обычная” (3ч.). ТЕОРИЯ: Способы рисования кляксами. ПРАКТИКА: Рисование птиц, облаков. Средство выразительности: пятно. 20 Материалы: бумага, тушь или жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. 11. Нетрадиционная техника рисования “Кляксография трубочкой” (2ч.). ПРАКТИКА: Самостоятельный выбор рисунка. Средство выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка. 12. Техника рисования “Свеча + акварель” (2ч.). ПРАКТИКА: Нанесение свечой рисунка и покрытие его акварелью. Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. 13. Рисование пальчиками (творческая работа). (2ч.). ПРАКТИКА: Разработка идеи, творческое выполнение работы. Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия. Материалы: мисочка с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. 14. Техника рисования “Пуантилизм” (2ч.) ТЕОРИЯ: Понятие “Пуантилизм” ПРАКТИКА: Рисование изображения в технике “Пуантилизм” 15. Линейная и воздушная перспектива. Рисование улицы, просёлочной дороги. Пейзаж. (2ч.). ТЕОРИЯ: Понятие линейной и воздушной перспективы. Правила линейной и воздушной перспективы. Использование точки схода при рисовании. ПРАКТИКА: Рисование улицы с учётом правил перспективы. 16. Узор и орнамент. Роспись посуды Хохломской росписью (3ч.). ТЕОРИЯ: Знакомство с Хохломской росписью. Основы росписи, её элементы. ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи (ягод, листьев, травки и т. д.). Рисование сосуда и его роспись. 17. Стилизация. Приёмы стилизации образов и предметов. (2ч.) ТЕОРИЯ: Понятие “стилизация”. Рассмотрение на примерах понятия стилизации. ПРАКТИКА: Приёмы стилизации образов и предметов. Создание собственных стилизованных предметов. Городецкая роспись. Роспись тарелочки, разделочной доски. ТЕОРИЯ: Знакомство с Городецкой росписью. Элементы городецкой росписи. Этапы выполнения цветов и листьев. ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи. Роспись тарелочки, разделочной доски. 18. Составление коллективного панно техникой “рваная бумага”. (2ч.) ПРАКТИКА: Творческий подход к коллективному составлению панно. Средства выразительности: фактура, объём. Материалы: салфетки или цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, кисть, плотная бумага либо цветной картон для основы. 21 III модуль. «Английская грамматика» Тема 1. Вводное занятие. Знакомство. Инструктаж о правилах поведения на занятиях и технике безопасности. Знакомство педагога с учениками и учеников с педагогом. Теория-1 ч. Практика-3ч. Фразы приветствия, знакомства и прощания: Hi, Hello, What is your name? , Му name is . . . , GoodЬуе. Я и моя семья. Рассказ о себе. Возраст. Состав семьи. Фразы: ат 7, have got а mother/father, Her/his пате is... Тема 2. Животные. Введение новой лексики: домашние и дикие животные. Теория-1 ч. Практика- 3ч. Презентация —-Funny Animals. Просмотр видео и прослушивание песенки «Как говорят животные. Мои питомцы. Рассказ о питомце. Фразы: have got а... It is big (small/funny/ lazy) Составление коллажа: Му pet. Тема 3. Игрушки. Введение новой лексики: названия игрушек. Хобби. Теория-1 ч. Практика- 3ч. Введение новой лексики по теме. Фразы: like.. / don't like Составление мини-диалогов по теме с использованием вопросов: Do уои like...? Анкетирование учащихся по теме. Что я умею и не умею делать. Вспоминаем действия: тип, јumр, swim, play. Фразы: сап тип / can't swim. Просмотр видео и прослушивание песенки о том, что я умею и не умею делать. Игра <