1 Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы» Пояснительная записка При разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Калейдоскоп» использовались материалы с сайта https://saratov.pfdo.ru Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Калейдоскоп» направлена на развитие ребёнка через включение его в разнообразную учебно-познавательную и творческую деятельность. В данной программе соблюдены принципы постепенности, последовательности, доступности, целостности, деятельного подхода, возрастного и индивидуального подхода. Программа предназначена для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Направленность программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая «Калейдоскоп» имеет социально-гуманитарную направленность. программа Актуальность программы обусловлена потребностью детей в приобретении опыта общения в детском коллективе и получении комплексного развития личности ребенка. Отличительные особенности Данная программа содержит как обязательные занятия, так и организацию деятельности детей вне занятий, обеспечивающую создание условий для возникновения у детей ассоциаций, использования полученных ими знаний и умений в других видах деятельности, что способствует переносу знакомых средств и способов в новые условия, а значит, их обобщению, в результате чего и происходит развитие ребенка. Адресат программы – программа предусмотрена для работы с детьми 5,5 – 7 лет. Психолого-педагогические особенности возрастной категории учащихся В данном возрасте происходят изменения в трех областях: физической, познавательной и психосоциальной. Физическая. Продолжается процесс окостенения скелета ребенка. Он более совершенно владеет различными видами движений. Тело приобретает заметную устойчивость. Ребенок готов переносить нагрузки, связанные с занятиями в данном объединении. Познавательная. Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, ориентация на листе бумаги. Преобладает непроизвольная память. Внимание становится более устойчивым. Ребенок способен к планированию собственной 2 деятельности, умеет работать по схемам. Ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, способен к усвоению иностранного языка. Хорошо развито воображение, которое реализуется в различных видах деятельности, и, прежде всего, в игре. Психосоциальная. У ребенка формируется своё отношение к миру, людям и самому себе. Он обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, способен сопереживать и радоваться успехам других, проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором живёт. Объем и срок освоения программы –1 год обучения (36 недель). Формы обучения – очная, при возникновении форс-мажорных обстоятельств, по согласованию с родителями, на основании приказа руководителя ОУ очная форма переходит в заочную (дистанционную). Особенности организации образовательного процесса – в соответствии с индивидуальным учебным планом в объединение по интересам, сформированы в группу учащиеся одного возраста, являющиеся основным составом объединения; состав группы постоянный. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий № п/п Предмет Режим Количество Примечание занятий часов 1. Занимательная 3 р/ в неделю 108 1 час – 25 минут читалочка по 1 ч 10 минут перемена 2. Развивающие игры 2 р/ в неделю 72 по 1 ч 3. Почемучкин урок 1 р/ в неделю 36 по 1 ч 4. Шустрые пальчики 2 р/ в неделю 72 по 1 ч 2 р/ в неделю 72 5. Умелые ручки по 1 ч 6. Всего по программе 10 занятий в 360 неделю Педагогическая целесообразность Предлагаемая нами система выстроена на основе постепенно усложняющихся задач развития ребёнка, на деятельностном подходе и интегративных принципах организации освоения содержания, которые 3 взаимообогащают целостность восприятия содержания различных областей действительности, не нарушают собственной внутренней логики освоения каждой из областей. Освоение программного материала способствует получению знаний об окружающем мире, умению анализировать явления и предметы, развитию воображения, произвольного внимания, памяти, логического мышления, любознательности, самостоятельности, творческой инициативы, точности, аккуратности, способствует формированию доброжелательных, гуманных взаимоотношений между детьми, уважительному отношению к окружающим, общительности, воспитанию любви к родине, природе, бережного отношения к ней. Новизна программы Программа предполагает общее эстетическое и интеллектуальное развитие ребенка, его социализацию, формирует мотивацию к активному познанию окружающего мира. Новизна программы заключается в следующем: применение в процессе реализации программы современных и инновационных педагогических личностно-ориентированных технологий: игрового обучения; включение развивающих методик работы с детьми: пальчиковая гимнастика; логопедическая зарядка, графические диктанты; применение диагностики уровня усвоения программы каждым ребёнком на основе разработанных критериев и показателей результативности освоения программы. Целью программы является создание условий для включения ребёнка в разнообразную учебно-познавательную и творческую деятельность. Задачи обучения: Обучающие: - формирование интереса к процессу получения новых знаний; - знакомство с целостной картиной мира; - формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования. Развивающие: - развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения; - развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления; 4 - развитие общеучебных умений, умения работать в коллективе, взаимодействовать; - развитие умения общения со взрослыми и сверстниками. Воспитывающие: - воспитание усидчивости, аккуратности, прилежности, ответственности; - воспитание трудолюбия, бережного отношения к труду других людей; - воспитание доброжелательности, гуманных взаимоотношений между детьми, уважительному отношению к окружающим, общительности; - воспитание любви к родине, природе, бережного отношения к ней. Содержание программы На занятиях, которые мы назвали «Развивающие игры», ставим следующие задачи: развивать интерес к познанию, опираясь на занимательный и в то же время содержательный игровой материал; развивать мышление ребёнка, т. е. познавательно-психические процессы: память, внимание; образное мышление; логическое мышление (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать); творческие способности, фантазию, воображение. Основные методы работы – дидактические игры, игровые упражнения, занимательные и требующие творческого подхода задания, вопросы, которые ориентируют детей на поиск и самостоятельные открытия, активизация его пытливого ума. Формы занятий различны, но упор делается на занятие-путешествие, занятие-сказка, игру-соревнование, занятие-исследование, занятие-проект, занятие эксперимент, интегрированное занятие и т.д. Это повышает активность и работоспособность детей. В системе занятий используются разные виды деятельности: проектная, поисковая, конструктивная, изобразительная и др. В процессе игры на занятиях используются предметы, окружающие ребят: игрушки из «Киндер-сюрпризов», кубики, пуговицы, пробки, верёвки и т. д. А также специально подготовленные модели, карточки с заданиями и т. д. На занятия «Занимательная читалочка» особое значение придаётся знакомству детей с художественной литературой, с целью приобщения к культурной жизненной норме, актуализация литературного содержания в разных видах деятельности. Активные формы его обсуждения приводят детей к более глубокому осмыслению, что оказывает большое влияние на общее развитие детей. Основная задача занятия «Почемучкин урок» - познание окружающего мира, знакомство детей с предметами, людьми и отношениями в окружающем мире, учить их бережно и пытливо относиться к тому, что находится вокруг. С помощью педагога дети учатся получать сведения об окружающем мире, использовать собственный опыт, эксперименты, делать выводы, согласовывать своё поведение с остановкой, принимать решение по ситуации. Вся программа построена с позиции ребёнка, узнающего мир. Она позволяет показать взаимосвязь ребёнка со всей окружающей его действительностью, помогает ребёнку воспринимать образ окружающего мира 5 как общего дома (для ребёнка, для всех людей, для всего живого), делать занятия открытием, постижением мира не только умом, но и душой, сердцем. Велико образовательное и воспитательное значение занятий «Шустрые пальчики» и «Умелые ручки». Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребёнка с рождения. Содержание занятий построено в соответствии с принципом внутренней интеграции видов детской изобразительной деятельности. Рисование, лепка, аппликация и другие способы выступают для ребёнка не как разрозненные виды занятий, а как увлекательная творческая деятельность, в которой единое образное начало реализуется разными изобразительно-выразительными средствами. Основной специфической задачей художественного воспитания детей является развитие способности к созданию сюжета в разных видах изобразительной деятельности. Особое внимание уделяется развитию у детей способности к композиции с использованием разных художественных средств, к передаче своего эмоционального отношения. Конструирование представлено как универсальная способность к построению новых разных целостностей, формирование обобщённых способов деятельности, которые позволяют ребёнку на их основе строить разные образы с использованием разных материалов, выражать своё собственное видение. Учебный план РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ № п/п Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Формы аттестации/ контроля Практика Игры и загадки, работа со счетными палочками. Цвет, размер, форма. Весёлые фигуры. 1 3 Забавные братья 1 4 Расположение предметов в пространстве. Понятия “на, над, под, ниже, выше, слева, справа, снаружи, внутри “ Ориентирование на листе бумаги. 2 1 1 2 1 1 Прямой и обратный порядок. Один и много, столько же. Прямой и обратный порядок. Пара предметов. 1 1 1 1 Занимательная тройка. Шире – уже, ниже – выше. 2 1. 2. 5 6 7 8 1 2 1 1 1 1 6 1 Индивидуальн ые задания Игровые тесты Индивидуальн ые задания Тесты Графический диктант Индивидуальн ый опрос Задания в контрольной тетради Индивидуальн ые задания Весёлые фигуры. Забавные братья. Равивающие игры. Чего на свете по черыре? «День рожденья» (понятия: впереди - сзади, за, перед, между, соседи, последний, первый, предыдущий). Забавные братья. Развивающие игры. Почему мы любим пятёрку. Красивые углы. 2 1 1 Игровые тесты 3 1 2 Задания в контрольной тетради 2 1 1 Игровые тесты 2 1 1 13 Акробатки. 1 1 Задания в контрольной тетради Игровые тесты 14 Что общего между радугой и днями 2 недели? Почему в неделе семь дней? Два кольца без начала и конца. 1 1 1 Игровые тесты 1 Игровые тесты 2 1 1 17 Одинаково – неодинаково. Примеры и игры на сравнение. Акробатки. Понятия. 2 1 1 Индивидуальн ые задания Игровые тесты 18 Весёлые фигуры 1 1 Игровые тесты 19 Забавная десятка. 1 1 Игровые тесты 20 Интересные знаки. 2 1 1 21 2 1 1 22 На один больше или на один меньше. Весёлые многоугольники. Задача – это что такое? Задания в контрольной тетради Игровые тесты 3 1 2 23 Весёлые домики. 1 24 3 25 Путешествие точки. Разнообразие линий. Весёлые домики. 26 Что есть у солнца? 2 1 1 27 2 1 1 28 Весёлые домики. Путешествие лягушонка. Весёлые домики. Задания в контрольной тетради Игровые тесты 1 1 Игровые тесты 29 Весёлые нолики. 1 1 Игровые тесты 9 10 11 12 15 16 1 1 1 2 1 7 Задания в контрольной тетради Игровые тесты Индивидуальн ые задания Игровые тесты 30 Как измерить удава? 2 31 1 32 Весёлые домики. Графический диктант. Развивающие игры. 33 Весёлые домики. 1 34 Весёлые домики. Графический диктант Весёлые фигуры 2 Весёлые домики. Увеличь и уменьши на ... Приключения фиксиков. Что такое время и зачем нам часы? 2 1 1 38 Весёлые домики. 1 39 Весёлые фигуры 1 40 Развивающие игры. 3 41 Строим заборчик из кубиков. 1 1 42 Весёлая лесенка. 1 1 43 Развивающие игры. 2 44 Обобщение и повторение. 1 35 36 37 1 1 1 3 1 1 Индивидуальн ые задания Игровые тесты 1 Игровые тесты 1 1 Задания в контрольной тетради Индивидуальн ые задания Задания в контрольной тетради Игровые тесты 1 Игровые тесты 2 Индивидуальн ые задания Индивидуальн ые задания Задания в контрольной тетради Индивидуальн ые задания Задания в контрольной тетради 2 1 1 1 1 1 1 Индивидуальн ые задания Игровые тесты 1 1 ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЧИТАЛОЧКА № п/п Название раздела, темы Количество часов Всего Теория 1 Формы аттестации/контроля Практика 1 Для чего нужна речь. 1 2 Осеннее настроение. 1 1 Наблюдение. 3 4 5 6 Всегда вместе. Чудесный дом. Наши игры и игрушки. Путешествие в поющую страну. Рассказы В. Драгунского. 1 1 1 5 1 1 1 2 1 1 Устный опрос Устный опрос Наблюдение. Индивидуальные задания Наблюдение. 7 8 Устный опрос 3 1 11 Русская народная сказка «Зимовье зверей» Первое слово каждого человека? “ Почему”. Рассказ В. Осеевой. Для чего нужны носы? 12 8 9 10 1 1 1 1 2 1 Заяц в русских сказках. 1 1 13 В гостях у сказки. 2 1 14 “Город чудный, город древний“. Путешествие в страну знаний. 1 1 2 1 Сказка М. Гаршина «Ляушкапутешественница». Путешествие в волшебный город. Лиса в русских народных сказках. Удивительные знаки. Где они ставятся? 1 1 2 1 1 1 20 15 16 Опрос. 1 Работа в тетради Опрос. 1 Работа в тетради Викторина 1 Индивидуальные карточки Наблюдение. 1 Индивидуальные карточки Опрос. 1 Индивидуальные карточки Опрос. 1 1 Индивидуальные задания Буква для имени. 1 1 Индивидуальные задания 21 Лесные истории. 1 1 22 23 24 25 2 1 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 Работа в тетради Опрос. 28 Путешествие белочки. Сказы Бажова. Космическое путешествие. Сказка В. Одоевского “Мороз Иванович “. Проделки Винни-Пуха Рассказ Снегирева “Верблюжья варежка”. Страна Смешария. 2 1 1 29 Новогодняя сказка. 1 1 Индивидуальные карточки Наблюдение. 30 31 Морское путешествие. «Ёлка наряжается – праздник приближается». Удивительная буква. 2 1 1 1 1 Индивидуальные Наблюдение. 2 1 1 С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». В гости к зимушке-зиме! «Кто хвалится, тот с горы 1 1 Индивидуальные карточки Опрос. 2 1 1 1 1 Работа в тетради Опрос. 17 18 19 26 27 32 33 34 35 9 Опрос. 1 Работа в тетради Викторина. Работа в тетради Опрос. 36 37 38 свалится». Путешествие в лабораторию. Зимние фантазии. Где живут волшебники? 2 1 1 2 1 1 1 Работа в тетради 1 Викторина Работа в тетради Опрос. 39 А. Суконцев «Как ёжик шубу менял». 1 1 40 По страницам сказки «Гусилебеди» 2 1 41 Ю. Казаков «Жадный Чиж и кот «Васька». 1 1 42 Может каждый грамотей Делать слово из частей! 2 1 43 Рассказы об армии. 1 1 44 «Невидимка-молоток». 2 1 45 Г. Снегирёв «Про пингвинов». 1 1 46 Буква «ты». 2 1 47 К. Паустовский «Стальное колечко». 1 1 48 49 50 Кто живёт в часах? «Живая шляпа». Она как будто жук, Узнаёшь её, мой друг? 2 1 2 1 1 1 51 «Лесные домишки» 1 1 52 Откуда взялись шишки? 2 1 53 1 1 54 С. Сахарнов «Кто живёт в бескрайнем океане?» Зачем нужны хвосты? 2 1 1 55 56 «Хлеб – всему голова». «Хитрый» звук. 1 2 1 1 1 57 58 Сказка «Храбрый мальчик» Лесное путешествие. 1 2 1 1 1 59 60 «Часы с кукушкой». Что общего и чем отличаются. В. Катаев «Цветик – семицветик». 1 4 1 2 2 1 1 61 10 1 Игровой тест Опрос. 1 Индивидуальные задания Опрос. 1 Индивидуальные задания Опрос 1 Работа в тетради Опрос. 1 1 Работа в тетради Викторина. Работа в тетради Викторина. 1 Работа в тетради Опрос. Индивидуальные карточки Наблюдение. Индивидуальные карточки Опрос. Индивидуальные карточки Опрос. Индивидуальные карточки Опрос. М. Зощенко «Великие путешественники». Путешествие в Африку. 1 1 2 1 «Каждая птица своё гнездо защищает». Что это – эхо? Рассказ Б. Алмазова «Горбушка». Безголосые помощники. “Серая звездочка “ Б. Заходер. Н. Абрамцева «Сказка о старой вазе». Повторение. 1 1 2 1 1 1 1 Работа в тетради Опрос. 3 1 1 1 2 Работа в тетради Опрос. 1 1 2 1 1 72 «Языком не спеши, а делами 1 не смеши». Обобщение. 1 73 Скоро лето! 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 1 Опрос. 1 Работа в тетради Опрос. Опрос. 1 Индивидуальные задания Опрос. 1 Задания в контрольной тетради Викторина 1 ПОЧЕМУЧКИН УРОК № п/п Количеств часов Название раздела, темы Мы – вместе. Знакомство. Мой портфель. Времена года. Наряд осени. Дары осени. «Что такое хорошо и что такое плохо». Моя любимая игрушка. Поведение в общественных местах. Домашние животные. Дикие животные. Птицы. Дикие животные Африки, Австралии и Америки. Обитатели морских глубин. Времена года. Зима. Вода. Лед. Снег. Всего 1 Теория Формы аттестации/контроля Практика 1 Наблюдение 1 1 1 1 Соревнование Опрос. 1 1 1 1 Соревнование Опрос. 1 1 1 1 Опрос. Тест-игра 1 1 1 1 1 1 1 1 Тест-игра Тест-игра Тест-игра Тест-игра 1 1 Тест-игра 1 1 1 1 Опрос. Практическая работа 11 Там, где всегда зима. Дед Мороз и Санта Клаус. В здоровом теле здоровый дух. Откуда берутся болезни. Правила поведения во время болезни. Одежда. Обувь. Головные уборы. Музыкальные инструменты. Посуда. Транспорт (наземный, водный, воздушный, подземный). Специальный транспорт. Основы права. Времена года. Весна. Вид с птичьего полета. Карта. Круговорот воды в природе. Профессии людей. Далекий и близкий космос. Птицы прилетели. Грибы и ягоды. Цветы. Деревья. Насекомые. Рыбы. Я – будущий ученик. Подведение итогов. 1 1 1 1 Опрос. Наблюдение 1 1 Опрос. 1 1 Тест-игра 1 1 Тест-игра 1 2 1 1 Тест-игра Тест-игра 1 1 Тест-игра Опрос. Практическая работа. 1 1 Наблюдение. 1 1 1 Тест-игра Опрос. 1 1 1 1 1 1 1 1 Опрос. Тест-игра Тест-игра Тест-игра Тест-игра Тест-игра Соревнование Тест-игра 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ШУСТРЫЕ ПАЛЬЧИКИ № п\п 1. 2. Название раздела, темы Пунктирная линия. Раскрашивание. Работа в печатной тетради: «Сказочные герои: петушок, белочка». Пунктирная линия. Раскрашивание. Слабый и сильный нажим. Работа в печатной тетради: «Снеговик», «Футболист». Количество часов Всего Теория 2 1 Практика 1 Практическая работа 2 1 Практическая работа 1 12 Формы аттестации/контроля Пунктирная линия. Раскрашивание. Работа в печатной тетради: «Домик». Пунктирная линия. Штриховка. Выкладывание узоров по контору тонкой нитью. Раскрашивание. Сказочные герои «Парусник». Пунктирная линия. Работа в печатной тетради Раскрашивание. Раскрашивание. Штриховка. Работа в печатной тетради «Разноцветные зонтики». Весёлое раскрашивание. 1 8. 9. 3. 4. 5. 6. 7. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 1 Практическая работа 3 1 2 Практическая работа 4 1 3 Практическая работа 1 1 Практическая работа 2 2 Практическая работа Круг. Работа в печатной тетради. 2 2 Практическая работа Овал. Работа в печатной тетради. Задания на развитие мелкой моторики: «Летний пейзаж». «Найди и раскрась предмет». «Улитка». Работа в печатной тетради. Обведи по контуру «Осень». Косая штриховка. Обведи по контуру «Игрушки». Штриховка наклонными линиями. Обведи по контуру «Паровоз». Штриховка прямыми линиями. «Предмет - форма». Обведи по контуру «Чайная пара». «Нарисуй узор». Обведи по контуру «Ракеты». Лабиринты. Закрепление. Обведи по контуру. «Семья. Дом» Прямая наклонная линия. Наклонные линии разных 2 2 Практическая работа 1 1 Практическая работа 2 2 Практическая работа 1 1 Практическая работа 1 1 Практическая работа 2 2 Практическая работа 2 2 Практическая работа 1 1 Практическая работа 1 Практическая работа 1 1 Практическая работа 1 1 Практическая работа 2 1 13 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. размеров. «На что похоже настроение?» Наклонные линии разных размеров. «Флажки». «Осень. Листья. Деревья». Наклонные линии с закруглением внизу разных размеров. «Семья. Профессии. Письмо наклонной линии с одним закруглением внизу». Дорисуй по образцу. Письмо заглавных и строчных прямых линий с закруглением внизу и вверху. Лесное путешествие. «Обведи элементы, не отрывая карандаша». «Осенний лес». «Осень. Птицы. Овал». 1 Практическая работа 1 Практическая работа 1 1 Практическая работа 1 1 Практическая работа 1 1 Практическая работа 2 Практическая работа 1 2 3 1 1 Волнистые и наклонные линии. «Обведи по контуру». «Обведи элементы, не отрывая карандаша». Наклонная линия с закруглением внизу влево. «Осень. Овощи. Фрукты. Письмо элемента полуовала». Удлинённые линии с петлёй внизу и вверху. «Сделай предметы одинаковыми». «Предметы одежды». 1 1 Практическая работа 1 1 Практическая работа 2 Практическая работа 1 Практическая работа 3 1 2 Практическая работа «Животные жарких стран. Элемент петля». «Обведи элементы, не отрывая карандаша» Волнистые линии. «Рыбки в море», «Аквариумы». Обведи и дорисуй. 2 1 1 Практическая работа 2 2 Практическая работа 5 5 Практическая работа Удлинённые линии с петлёй внизу. Удлинённые линии с петлёй вверху. «Ваза для цветов». Написание букв С, с. 2 1 Практическая работа 1 Практическая работа 3 1 1 1 2 14 36. 37. Задания на развитие мелкой моторики. «Дорисуй». Обобщение и повторение. 6 2 1 6 Практическая работа 1 Практическая работа УМЕЛЫЕ РУЧКИ № п/п Название раздела, темы Количество часов Практика 1 Выставка работ 1 1 Выставка работ 1 1 Выставка работ Аппликация «Лес». 1 1 Выставка работ Рисование с помощью комбинированной линейки. Штампинг. Листья. 1 1 Выставка работ 1 1 Выставка работ Рисование на свободную тему. Рисование нитью. «Бабочка». Аппликация +. «Осеннее дерево» (техника «рваная» мозаика»). «Мухомор» Лепка «Улитка». Лепка. «Осенняя корзина». «Как украшает себя человек?» «Овощи и фрукты» Рисование на свободную тему. Рисование «Ветка рябины». 1 1 Выставка работ 1 1 Выставка работ 1 1 Выставка работ 1 1 1 1 1 1 1 1 Выставка работ Выставка работ Выставка работ Выставка работ 1 1 1 1 Выставка работ Выставка работ 1 1 Выставка работ Подарок для мамы. 1 1 Выставка работ Рисование ватными палочками «Ветка ели». Рисование с помощью ладошки. «Флаг России» 1 1 Выставка работ 1 1 Выставка работ 1 1 Выставка работ «Разноцветные жуки» 1 1 Выставка работ «Разноцветный коврик» 1 1 Выставка работ Рисование на свободную тему. 1 1 Выставка работ Что нужно иметь для рисования? Рисование акварелью. «Солнце». Цветоведение. «Радуга – дуга». Лепка. «Гусеница». Всего 2 Теория 1 Формы аттестации/контроля 15 Рисование зубной пастой. 1 1 Выставка работ Аппликация + «Снеговики». Рисование «Ёлочка». Мастерская Деда Мороза (изготовление новогодних игрушек и украшений). Рисование «Яблоки на снегу». Оригами «Цветные карандаши». «Зимняя рукавичка». Учимся рисовать «Белка». Зимнее окно. Домик зимы. Зимний пейзаж. Рисование на свободную тему. Рисование «Задорный клоун». Поздравительная открытка «Валентинка». Подарок для папы. Рисование губкой «Зайчик». Символ года. Военная техника. «Удивительное животное» Рисование на свободную тему. Подарок к 8 Марта. Рисование «Ветка мимозы». Рисование ладошками «Ёжик». Аппликация в технике «рваная мозаика» «Цветной коврик». «Карандаш» Матрёшки. Любимые игрушки. Рисование на свободную тему. «В далёком космосе». Рисование веточки вербы. Рисование в технике «по мокрому» «Паводок». Лепка «Фиалки». Птички. Зайчик. Натюрморт. Рисование на свободную 1 1 5 1 1 4 Выставка работ Выставка работ Выставка работ 1 1 Выставка работ 1 1 Выставка работ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Выставка работ Выставка работ Выставка работ Выставка работ Выставка работ Выставка работ 1 1 Выставка работ 1 1 Выставка работ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Выставка работ Выставка работ Выставка работ Выставка работ Выставка работ Выставка работ 1 1 1 1 1 1 Выставка работ Выставка работ Выставка работ 1 1 Выставка работ 1 1 1 1 1 1 1 1 Выставка работ Выставка работ Выставка работ Выставка работ 1 1 1 1 1 1 Выставка работ Выставка работ Выставка работ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Выставка работ Выставка работ Выставка работ Выставка работ Выставка работ 1 16 67. тему. Рисование вилкой. «Одуванчики». «Разноцветные зонтики». Рисование в технике «по мокрому» «Праздничный салют». Рисование акварелью «Воздушные шары». Бабочка. Весенний луг. «Здравствуй, лето!» Рисование мелками. 1 1 Выставка работ 1 1 1 1 Выставка работ Выставка работ 1 1 Выставка работ 1 1 1 1 1 1 1 1 Выставка работ Выставка работ Выставка работ Выставка работ Ожидаемые результаты программы: Предметный: - у обучающихся сформирован интерес к процессу получения новых знаний; - обучающиеся познакомились с целостной картиной мира; - у обучающихся сформированы приемы умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования. Метапредметные: - у обучающихся развиты наглядно-образное и словесно-логическое мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения; - у обучающихся развиты память, внимание, творческие способности, воображение, вариативность мышления; - у обучающихся развиты общеучебные умения, умения работать в коллективе, взаимодействовать, умения общения со взрослыми и сверстниками. Воспитательные: - обучающиеся проявляют усидчивость, аккуратность, прилежность, ответственность, трудолюбие, бережное отношение к труду других людей, доброжелательность, гуманное взаимоотношение между детьми, уважительное отношение к окружающим, общительность, любовь к родине, природе, бережное отношение к ней. Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» Календарный учебный график Количество детей в группе не должно превышать 12-15 человек. Продолжительность учебного года Начало учебного года - 01.09.2021 Окончание учебного года – 31.05.2022 Продолжительность учебного года (включая каникулярное время) – 36 недель. 17 Календарь занятий Начало учебного года Продолжительность учебного года Начало учебных занятий Вводная диагностика Промежуточная диагностика Итоговая диагностика Окончание учебного года по дополнительным общеобразовательным программам Режим занятий в каникулы Продолжительность учебных занятий Осенние каникулы Зимние каникулы Весенние каникулы 01 сентября 2021 г. 1 модуль-36 недель, 2 модуль-4 недели 01.09.2021 г. сентябрь декабрь-январь май-июнь 1 модуль-31 мая 2022 г. 2 модуль-30 июня 2022 г. Кроме праздничных дней учебные занятия с учащимися ведутся в форме экскурсий, соревнований, конкурсов и др. 25 мин. - занятие, 10 мин.- перемена 30 октября – 07 ноября 2021 г. 30 декабря – 09 января 2022 г. 21 марта – 27 марта 2022 г. 1. Рабочая программа Календарно-тематическое планирование Форма проведения: презентация, видео презентация, просмотр мультфильма, интерактивные тренажёры, задания и др. Форма контроля: выполнение заданий на отдельных листах, в тетрадях, в виде рисунков, поделок и др. Обратная связь: фотоотчёт 18 РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ № п/п 1. Число Месяц сентябрь 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. октябрь Форма занятия Время проведения Тема Место проведения Форма контроля Количест во часов Очная Заочная (дистанци онная) Беседа с игровыми элементам и Беседа с игровыми элементам и Беседа с игровыми элементам и Беседа с игровыми элементам и Беседа с игровыми элементам и Беседа с игровыми элементам и Игровое тестирован ие Беседа с игровыми элементам Информац 1 ионноигровая презентаци я 2 Очная Игры и загадки, работа со счетными палочками. Цвет, размер, форма. Весёлые фигуры. 1 Забавные братья 2 Расположение предметов в пространстве. Понятия “на, над, под, ниже, выше, слева, справа, снаружи, внутри “ Ориентирование на листе бумаги. 2 МБУ ДО «ДЮЦ» г. Петровск а, каб № 2 Заочна я (дистан ционна я) https:// drive.go ogle.co m/drive /folders /1cMUN cI6MVD 4rZPudK 4hpGIhF MQ0BX pS7?usp =sharing Очная Заочная (дистанц ионная) Индивидуаль ные задания Выполне ние заданий в контроль ных тетрадях Игровые тесты Индивидуаль ные задания Тесты Графический диктант 1 Прямой и обратный порядок. Один и много, столько же. Индивидуаль ный опрос 1 Прямой и обратный порядок. Пара предметов. 2 Занимательная тройка. Шире – уже, ниже – выше. Задания в контрольной тетради Индивидуаль ные задания 19 9. 10. октябрь ноябрь 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. декабрь и Беседа с игровыми элементам и Беседа с игровыми элементам и 2 Весёлые фигуры. Забавные братья. Равивающие игры. Игровые тесты 3 Чего на свете по черыре? «День рожденья» (понятия: впереди сзади, за, перед, между, соседи, последний, первый, предыдущий). Задания в контрольной тетради Беседа с игровыми элементам и Беседа с игровыми элементам и Беседа с игровыми элементам и Сказкаигра 2 Забавные братья. Развивающие игры. Игровые тесты 2 Почему мы любим пятёрку. Красивые углы. Задания в контрольной тетради 1 Акробатки. Игровые тесты 2 Игровые тесты Беседа с игровыми элементам и Игровое тестирован ие 1 Что общего между радугой и днями недели? Почему в неделе семь дней? Два кольца без начала и конца. 2 Одинаково – неодинаково. Примеры и игры на сравнение. Индивидуаль ные задания Беседа с 2 Акробатки. Понятия. Игровые 20 Игровые тесты 18. 19. 20. декабрь январь 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. январь февраль игровыми элементам и Беседа с игровыми элементам и Беседа с игровыми элементам и Сказкаигра Беседа с игровыми элементам и Беседа с игровыми элементам и Беседа с игровыми элементам и Сказкаигра Беседа с игровыми элементам и Беседа с игровыми элементам и Сказкаигра Беседа с игровыми тесты 1 Весёлые фигуры. Игровые тесты 1 Забавная десятка. Игровые тесты 2 Интересные знаки. 2 На один больше или на один меньше. Весёлые многоугольники. Задания в контрольной тетради Игровые тесты 3 Задача – это что такое? Задания в контрольной тетради 1 Весёлые домики. Игровые тесты 3 1 Путешествие точки. Разнообразие линий. Весёлые домики. Индивидуаль ные задания Игровые тесты 2 Что есть у солнца? Задания в контрольной тетради 2 Весёлые домики. Путешествие лягушонка. Весёлые домики. Игровые тесты Игровые тесты 1 21 29. март 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. апрель элементам и Беседа с игровыми элементам и Сказкаигра Беседа с игровыми элементам и Игровое тестирован ие Беседа с игровыми элементам и Беседа с игровыми элементам и Беседа с игровыми элементам и Беседа с игровыми элементам и Сказкаигра Беседа с игровыми элементам и Беседа с игровыми 1 Весёлые нолики. Игровые тесты 2 Как измерить удава? 1 Весёлые домики. Графический диктант. Индивидуаль ные задания Игровые тесты 3 Развивающие игры. Индивидуаль ные задания 1 Весёлые домики. Игровые тесты 2 Весёлые домики. Графический диктант Игровые тесты 1 Весёлая геометрия. Задания в контрольной тетради 2 Весёлые домики. Увеличь и уменьши на ... Индивидуаль ные задания 1 Приключения фиксиков. Что такое время и зачем нам часы? 1 Весёлые домики. Задания в контрольной тетради Игровые тесты 1 Весёлые фигуры. 22 Игровые тесты 40. элементам и Игровое тестирован ие Беседа с игровыми элементам и Игра май 41. 42. Игровоетестирован ие Играпутешеств ие 43. 44. 3 Развивающие игры. Индивидуаль ные задания 1 Строим заборчик из кубиков. Индивидуаль ные задания 1 Весёлая лесенка. 2 Развивающие игры. Задания в контрольной тетради Индивидуаль ные задания 1 Обобщение и повторение. Задания в контрольной тетради ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЧИТАЛОЧКА № п/ п Число Месяц Сентябр ь Форма занятия Время проведе ния Очная Заочная (дистанци онная) Беседа с игровыми элементам и Информац ионноигровая презентац ия Тема Количес тво часов 1 Для чего нужна речь. 23 Место проведения Форма контроля Очная Заочная (дистан цион.) Очная Заочная (дистанц ионная) МБУ ДО «ДЮЦ» г. Петровс ка, каб №2 https://d rive.goo gle.com/ drive/fol ders/1c MUNcI6 MVD4rZ PudK4hp Устный опрос Выполне ние заданий в контроль ных тетрадях Октябрь Беседа с игровыми элементам и 1 Осеннее настроение. Сказкаигра 1 Всегда вместе. Устный опрос Беседа с игровыми элементам и Беседа с игровыми элементам и 1 Чудесный дом. Устный опрос 1 Наши игры и игрушки. Наблюдени е Путешест вие 5 Путешествие в поющую страну. Индивидуал ьные задания Беседа с игровыми элементам и 1 Рассказы В. Драгунского Наблюдени е Беседа с игровыми элементам и 1 Русская народная сказка «Зимовье зверей». Опрос Беседа с игровыми элементам 1 Первое слово каждого человека? Работа в тетради 24 GIhFMQ 0BXpS7? usp=shar ing Наблюдени е и октябрь - ноябрь Беседа с игровыми элементам и 1 “ Почему”. Рассказ В. Осеевой. Опрос Беседа с игровыми элементам и Путешест вие Беседа с игровыми элементам и Путешест вие 2 Для чего нужны носы? Работа в тетради 1 Заяц в русских сказках. Викторина 2 В гостях у сказки. Индивидуал ьные карточки 1 “Город чудный, город древний“. Наблюдени е Путешест вие 2 Путешествие в страну знаний. Беседа с игровыми элементам и 1 Сказка М. Гаршина «Ляушкапутешественница». Индивидуал ьные карточки Путешест вие 2 Путешествие в волшебный город букв. Индивидуал ьные карточки Беседа с игровыми 1 Лиса в русских народных Опрос 25 Опрос элементам и ноябрь декабрь сказках Беседа с игровыми элементам и Беседа с игровыми элементам и Беседа с игровыми элементам и 1 Удивительные знаки. Где они ставятся? Индивидуал ьные задания 1 Буква для имени. Индивидуал ьные задания 1 Лесные истории. Опрос Путешест вие 2 Путешествие белочки. Работа в тетради Беседа с игровыми элементам и 1 Сказы Бажова Викторина Путешест вие 2 Космическое путешествие. Работа в тетради Беседа с игровыми элементам и 1 Сказка В. Одоевского “Мороз Иванович “. Опрос Беседа с игровыми элементам 2 Проделки Винни-Пуха Работа в тетради 26 и Беседа с игровыми элементам и 1 Рассказ Снегирева “Верблюжья варежка”. Опрос Беседа с игровыми элементам и Беседа с игровыми элементам и 2 Страна Смешария. Индивидуал ьные карточки 1 Новогодняя сказка. Наблюдени е Путешест вие 2 Морское путешествие. Беседа с игровым и элемента ми 1 «Ёлка наряжается – праздник приближается» Индивидуал ьные карточки Беседа с игровым и элемента ми Беседа с игровым и 2 Удивительная буква. Индивидуал ьные карточки 1 С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Опрос 27 Наблюдени е элемента ми декабрь - январь Сказкаигра 2 В гости к зимушке-зиме! Работа в тетради Беседа с игровым и элемента ми 1 «Кто хвалится, тот с горы свалится». Опрос Путешест вие 2 Путешествие в лабораторию. Работа в тетради Беседа с игровым и элемента ми 1 Зимние фантазии Викторина Беседа с игровым и элемента ми 2 Где живут волшебники? Работа в тетради Беседа с игровым и элемента ми 1 А. Суконцев «Как ёжик шубу менял». Опрос Сказка- 2 По страницам сказки «Гуси- Игровой тест 28 игра январь февраль лебеди» Беседа с игровым и элемента ми 1 Беседа с игровым и элемента ми 2 Ю. Казаков «Жадный Чиж и кот «Васька». Может каждый грамотей Делать слово из частей! Опрос Индивидуал ьные задания Опрос 1 Рассказы об армии. Игровое тестирова ние 2 «Невидимка-молоток». Индивидуал ьные задания Беседа с игровым и элемента ми 1 Г. Снегирёв «Про пингвинов». Опрос Беседа с игровым и элемента ми 2 Буква «ты». Работа в тетради Беседа с игровым и элемента ми 29 февраль - март Беседа с игровым и элемента ми 1 К. Паустовский «Стальное колечко». Опрос Сказкаигра 2 Кто живёт в часах? Работа в тетради Беседа с игровым и элемента ми 1 Живая шляпа. Беседа с игровым и элемента ми Беседа с игровым и элемента ми 2 Она как будто жук, Узнаёшь её, мой друг? Работа в тетради 1 Лесные домишки. Викторина Беседа с игровым и элемента ми 2 Откуда взялись шишки? Работа в тетради Беседа с 1 С. Сахарнов «Кто живёт в Опрос Викторина 30 игровым и элемента ми март апрель бескрайнем океане?» Беседа с игровым и элемента ми 2 Зачем нужны хвосты? Индивидуал ьные карточки Беседа с игровым и 1 «Хлеб – всему голова». Беседа с игровыми элемента ми Беседа с игровыми элемента ми 2 «Хитрый» звук. Индивидуал ьные карточки 1 Сказка «Храбрый мальчик» Опрос Путешест вие 2 Лесное путешествие. Беседа с игровыми элемента ми 1 «Часы с кукушкой». Индивидуал ьные карточки Наблюдение Опрос 31 апрель май Беседа с игровыми элемента ми Беседа с игровыми элемента ми 4 Что общего и чем отличаются. Индивидуал ьные карточки 1 В. Катаев «Цветик – семицветик». Опрос Беседа с игровыми элемента ми 1 М. Зощенко «Великие путешественники». Опрос Путешест вие 2 Путешествие в Африку. Работа в тетради Беседа с игровыми элемента ми 1 «Каждая птица своё гнездо защищает». Беседа с игровыми элемента ми Беседа с игровыми элемента ми 2 Что это – эхо? Работа в тетради 1 Рассказ Б. Алмазова «Горбушка». Опрос Беседа с игровыми элемента 3 Безголосые помощники. Работа в тетради 32 Опрос ми Беседа с игровыми элемента ми 1 “Серая звездочка “ Б. Заходер. Опрос Беседа с игровыми элемента ми 1 Н. Абрамцева «Сказка о старой вазе». Опрос Игровое тестирова ние 2 Повторение. Индивидуал ьные задания Беседа с игровыми элемента ми 1 «Языком не спеши, а делами не смеши». Опрос Игровое тестирова ние 1 Обобщение. Задания в контрольной тетради Игровое тестирова ние 1 Скоро лето! Викторина ПОЧЕМУЧКИН УРОК № п/п Месяц Число Время Форма занятия Тема 33 Место проведения Форма контроля проведени я Сентяб рь Очная Заочная (дистанц ионная) Количес тво часов Беседа с игровыми элемента ми Информа ционноигровая презентац ия 1 Мы – вместе. Знакомство. 1 Мой портфель. Беседа с игровыми элемента ми 1 Времена года. Наряд осени. Играсоревнова ние 1 Дары осени. Соревнован ие Тест-игра 1 «Что такое хорошо и что такое плохо». Опрос. Беседа с игровыми элементам и 1 Моя любимая игрушка. Опрос. Беседа с игровыми элементам 1 Поведение в общественных местах. Тест-игра Играсоревнова ние Октябр ь 34 Очная Заочна я (диста нцион ная) Очная Заочная (дистан ционна я) МБУ ДО «ДЮЦ» г. Петровск а, каб № 2 https:// drive.go ogle.co m/drive/ folders/ 1cMUNc I6MVD4r ZPudK4h pGIhFM Q0BXpS 7?usp=s haring Наблюдение Выполн ение заданий в тетрадях . На листочк ахкарточка х Соревнован ие Опрос. и Беседа с игровыми элементам и 1 Домашние животные. Тест-игра Беседа с игровыми элементам и 1 Дикие животные. Тест-игра 10. Беседа с игровыми элементам и 1 Птицы. Тест-игра 11. Беседа с игровыми элементам и 1 Дикие животные Африки, Австралии и Америки. Тест-игра 12. Беседа с игровыми элемента ми 1 Обитатели морских глубин. Тест-игра Беседа с игровыми элемента ми 1 Времена года. Зима. Опрос. Играпрактика 1 Вода. Лед. Снег. Практическ ая работа Ноябрь 13. 14. Декабр ь 35 15. Путешест вие 1 Там, где всегда зима. Опрос. 16. Беседа с игровыми элемента ми 1 Дед Мороз и Санта Клаус. Наблюдени е Беседа с игровыми элемента ми 1 В здоровом теле здоровый дух. Откуда берутся болезни. Правила поведения во время болезни. Опрос. 18. Беседа с игровыми элемента ми 1 Одежда. Обувь. Головные уборы. Тест-игра 19. Беседа с игровыми элемента ми 1 Музыкальные инструменты. Тест-игра 20. Беседа с игровыми элемента ми 1 Посуда. Тест-игра Беседа с игровыми элемента ми 2 Транспорт (наземный, водный, воздушный, подземный). Специальный транспорт. Тест-игра Беседа с 1 Основы права. Тест-игра 17. 21. 22. Январь Февра ль 36 игровыми элемента ми 23. 24. Март Беседа с игровыми элемента ми 1 Времена года. Весна. Опрос. Играпрактика 1 Вид с птичьего полета. Карта. Практическ ая работа. 25. Беседа с игровым и элемента ми 1 Круговорот воды в природе. Наблюдени е. 26. Беседа с игровым и элемента ми 1 Профессии людей. Тест-игра 27. Путешес твие 1 Далекий и близкий космос. Опрос. Беседа с игровым и элемента ми 1 Птицы прилетели. Опрос. Беседа с 1 Грибы и ягоды. Тест-игра 28. 29. Апрель 37 игровым и элемента ми 30. Беседа с игровым и элемента ми 1 Цветы. Тест-игра 31. Беседа с игровым и элемента ми 1 Деревья. Тест-игра Беседа с игровым и элемента ми 1 Насекомые. Тест-игра 33. Беседа с игровым и элемента ми 1 Рыбы. Тест-игра 34. Соревнов ание 1 Я – будущий ученик. Соревнован ие 35. Путешес 1 Подведение итогов. Тест-игра 32. Май 38 твие-игра ШУСТРЫЕ ПАЛЬЧИКИ № п/п Месяц Число Форма занятия проведения 1. Сентяб рь Тема Время Очная Заочная (дистанц ионная) Количе ство часов Беседа с игровым и элемента ми Информа ционноигровая презентац ия 2 Пунктирная линия. Раскрашивание. Работа в печатной тетради: «Сказочные герои: петушок, белочка». Беседа с игровым и элемента ми 2 Пунктирная линия. Раскрашивание. Слабый и сильный нажим. Работа в печатной тетради: «Снеговик», «Футболист». Беседа с игровым и элемента ми 1 Пунктирная линия. Раскрашивание. Работа в печатной тетради: «Домик». Беседа с игровым и элемента 3 Пунктирная линия. Штриховка. Выкладывание узоров по контору тонкой нитью. Раскрашивание. 39 Место проведения Форма контроля Очная Заочна я (дистан ционна я) Очная МБУ ДО «ДЮЦ» г. Петровс ка, каб №2 https://d Практическая rive.goog работа le.com/d rive/fold ers/1cM UNcI6M VD4rZPu dK4hpGI hFMQ0B XpS7?us p=sharin g Заочная (дистан ционная ) Выполне ние заданий в контрол ьных тетрадях . ми Октябр ь октябрь ноябрь Сказочные герои «Парусник». Беседа с игровыми элементам и 4 Пунктирная линия. Работа в печатной тетради Раскрашивание. Беседа с игровыми элементам и 1 Раскрашивание. Штриховка. Работа в печатной тетради «Разноцветные зонтики». Беседа с игровыми элементам и 2 Весёлое раскрашивание. Беседа с игровыми элементам и 2 Круг. Работа в печатной тетради. Беседа с игровыми элементам и 2 Овал. Работа в печатной тетради. Беседа с игровыми элементам и 1 Задания на развитие мелкой моторики: «Летний пейзаж». «Найди и раскрась предмет». 40 Декабр ь Беседа с игровыми элементам и 2 «Улитка». Работа в печатной тетради. Беседа с игровыми элементам и 1 Обведи по контуру «Осень». Косая штриховка. Беседа с игровыми элементам и 1 Обведи по контуру «Игрушки». Штриховка наклонными линиями. Беседа с игровыми элементам и 2 Обведи по контуру «Паровоз». Штриховка прямыми линиями. «Предмет - форма». Беседа с игровыми элементам и 2 Обведи по контуру «Чайная пара». «Нарисуй узор». Беседа с игровыми элемента ми 1 Обведи по контуру «Ракеты». Лабиринты. Беседа с игровыми элемента 2 Закрепление. Обведи по контуру. 41 ми Январь Беседа с игровыми элемента ми 1 «Семья. Дом» Прямая наклонная линия. Беседа с игровыми элемента ми 1 Наклонные линии разных размеров. «На что похоже настроение?» Беседа с игровыми элемента ми 1 Наклонные линии разных размеров. «Флажки». Беседа с игровыми элемента ми 2 «Осень. Листья. Деревья». Наклонные линии с закруглением внизу разных размеров. Беседа с игровыми элемента ми 1 «Семья. Профессии. Письмо наклонной линии с одним закруглением внизу». Дорисуй по образцу. Беседа с игровыми элемента ми 1 Письмо заглавных и строчных прямых линий с закруглением внизу и вверху. Лесное путешествие. Беседа с игровыми 1 «Обведи элементы, не отрывая карандаша». 42 элемента ми январь февраль «Осенний лес». Беседа с игровым и элемента ми 3 «Осень. Птицы. Овал». Беседа с игровым и элемента ми 1 Волнистые и наклонные линии. «Обведи по контуру». Беседа с игровым и элемента ми 1 «Обведи элементы, не отрывая карандаша». Наклонная линия с закруглением внизу влево. Беседа с игровым и элемента ми 3 «Осень. Овощи. Фрукты. Письмо элемента полуовала». Беседа с игровым и элемента ми 1 Удлинённые линии с петлёй внизу и вверху. «Сделай предметы одинаковыми». 43 Март март апрель Беседа с игровым и элемента ми 3 «Предметы одежды». Беседа с игровым и элемента ми 2 «Животные жарких стран. Элемент петля». Беседа с игровым и элемента ми 2 «Обведи элементы, не отрывая карандаша» Волнистые линии. «Рыбки в море», «Аквариумы». Беседа с игровым и элемента ми 5 Обведи и дорисуй. Беседа с игровым и элемента ми 2 Удлинённые линии с петлёй внизу. Удлинённые линии с петлёй вверху. Беседа с игровым и элемента 2 «Ваза для цветов». Написание букв С, с. 44 ми Май Беседа с игровым и элемента ми 6 Задания на развитие мелкой моторики. «Дорисуй». Беседа с игровым и элемента ми 2 Обобщение и повторение. УМЕЛЫЕ РУЧКИ № п/ п Месяц Сентябр ь Число Время проведен ия Форма занятия Очная Беседа с игровыми элемента ми Беседа с игровыми элемента Заочная (дистан ционна я) Информ ационно -игровая презента ция Количес тво часов Тема Место проведения Форма контроля 2 Что нужно иметь для рисования? Рисование акварелью. «Солнце». 1 Цветоведение. «Радуга – дуга». 45 Очная Заочная (дистанци онная) МБУ ДО «ДЮЦ » г. Петров ска, каб № https://drive. Выставка google.com/ работ drive/folders /1cMUNcI6 MVD4rZPudK 4hpGIhFMQ 0BXpS7?usp Очная Заочная (дистан ционна я) Выставк а работ ми Октябрь 2 Беседа с игровыми элемента ми 1 Лепка. «Гусеница». Беседа с игровыми элемента ми 1 Аппликация «Лес». Беседа с игровыми элемента ми 1 Рисование с помощью комбинированной линейки. Беседа с игровыми элемента ми 1 Штампинг. Листья. Беседа с игровыми элемента ми 1 Рисование на свободную тему. Беседа с игровыми элемента ми 1 Рисование нитью. «Бабочка». Беседа с игровыми 1 Аппликация +. «Осеннее дерево» (техника «рваная» 46 =sharing элемента ми Ноябрь мозаика»). Беседа с игровыми элемента ми 1 «Мухомор» Беседа с игровыми элемента ми 1 Лепка «Улитка». Беседа с игровыми элемента ми 1 Лепка. «Осенняя корзина». Беседа с игровыми элемента ми 1 «Как украшает себя человек?» Беседа с игровыми элемента ми 1 «Овощи и фрукты» Беседа с игровыми элемента ми 1 Рисование на свободную тему. Беседа с 1 Рисование «Ветка рябины». 47 игровыми элемента ми Беседа с игровыми элемента ми 1 Подарок для мамы. Беседа с игровыми элемента ми 1 Рисование ватными палочками «Ветка ели». Беседа с игровыми элемента ми 1 Рисование с помощью ладошки. Беседа с игровыми элемента ми 1 «Флаг России» Беседа с игровыми элемента ми 1 «Разноцветные жуки» Беседа с игровыми элемента ми 1 «Разноцветный коврик» 48 Декабрь Январь Беседа с игровыми элемента ми 1 Рисование на свободную тему. Беседа с игровыми элемента ми 1 Рисование зубной пастой. Беседа с игровыми элемента ми 1 Аппликация + «Снеговики». Беседа с игровыми элемента ми 1 Рисование «Ёлочка». Беседа с игровыми элемента ми 5 Мастерская Деда Мороза (изготовление новогодних игрушек и украшений). Беседа с игровыми элемента ми 1 Рисование «Яблоки на снегу». Беседа с игровыми элемента 1 Оригами «Цветные карандаши». 49 ми Февраль Беседа с игровыми элемента ми 1 «Зимняя рукавичка». Беседа с игровыми элемента ми 1 Учимся рисовать «Белка». Беседа с игровыми элемента ми 1 Зимнее окно. Беседа с игровыми элемента ми 1 Домик зимы. Беседа с игровыми элемента ми 1 Зимний пейзаж. Беседа с игровыми элемента ми 1 Рисование на свободную тему. Беседа с игровыми 1 Рисование «Задорный клоун». 50 элемента ми Беседа с игровыми элемента ми 1 Поздравительная открытка «Валентинка». Беседа с игровыми элемента ми 1 Подарок для папы. Беседа с игровыми элемента ми 1 Рисование губкой «Зайчик». Беседа с игровыми элемента ми 1 Символ года. Беседа с игровыми элемента ми 1 Военная техника. Беседа с игровыми элемента ми 1 «Удивительное животное» Беседа с 1 Рисование на свободную тему. 51 игровыми элемента ми Март Беседа с игровыми элемента ми 1 Подарок к 8 Марта. Беседа с игровыми элемента ми 1 Рисование «Ветка мимозы». Беседа с игровыми элемента ми 1 Рисование ладошками «Ёжик». Беседа с игровыми элемента ми 1 Аппликация в технике «рваная мозаика» «Цветной коврик». Беседа с игровыми элемента ми 1 «Карандаш» Беседа с игровыми элемента ми 1 Матрёшки. 52 Апрель Беседа с игровыми элемента ми 1 Любимые игрушки. Беседа с игровыми элемента ми 1 Рисование на свободную тему. Беседа с игровыми элемента ми 1 «В далёком космосе». Беседа с игровыми элемента ми 1 Рисование веточки вербы. Беседа с игровыми элемента ми 1 Рисование в технике «по мокрому» «Паводок». Беседа с игровыми элемента ми 1 Лепка «Фиалки». Беседа с игровыми элемента 1 Птички. 53 ми Май Беседа с игровыми элемента ми 1 Зайчик. Беседа с игровыми элемента ми 1 Натюрморт. Беседа с игровыми элемента ми 1 Рисование на свободную тему. Беседа с игровыми элемента ми 1 Рисование вилкой. «Одуванчики». Беседа с игровыми элемента ми 1 «Разноцветные зонтики». Беседа с игровыми элемента ми 1 Рисование в технике «по мокрому» «Праздничный салют». Беседа с игровыми 1 Рисование акварелью «Воздушные шары». 54 элемента ми 67. Беседа с игровыми элемента ми 1 Бабочка. Беседа с игровыми элемента ми 1 Весенний луг. Беседа с игровыми элемента ми 1 «Здравствуй, лето!» Беседа с игровыми элемента ми 1 Рисование мелками. 55 Условия реализации программы. Техническое обеспечение: - кабинет с необходимым количеством парт соответствующих росту детей и пространством для подвижных игр; - доска (школьная, магнитная); - компьютер, принтер; - магнитофон; - мультимедийный проектор с экраном; - интерактивная доска; - мел (белый, цветной); - магниты; - наборное полотно; - трафареты; - большая линейка, треугольник; - глобус; - часы; - тематические комплекты раздаточных материалов и плакатов; - библиотечный фонд; - портреты писателей и поэтов; - иллюстрации к художественным произведениям; - школьные принадлежности. Формы проведения занятий, формы аттестации Основная форма работы с учащимися - занятие (игра; соревнование; путешествие; сказка; экскурсия; праздник и т. д.) Продолжительность занятий – 25 минут. Перемена – 10 минут. На занятиях дети ведут наблюдения с помощью педагога, родителей, выполняют простейшие опыты. Проводятся беседы, игры, викторины, соревнования и др. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, конструированием, прослушиванием аудио и видеозаписей. Занятия могут проводиться не только в кабинете, но и на улице, в парке, музее, библиотеке. Ход занятия состоит из постоянного многократного чередования следующих этапов в течение занятия: 1. Актуализация имеющихся у детей знаний. Педагог задаёт проблемный вопрос и выслушивает ответы детей. На основании хода размышления педагог оценивает их знания. 2. Совместный поиск знаний. Задавая наводящие вопросы, педагог корректирует знания детей. При этом новые знания формируются в процессе беседы, а не даются в готовом виде. 56 3. Закрепление новых знаний в игре. При работе с детьми на каждом занятии проводится по две физминутки. Особый интерес у детей вызывают те из них, которые тематически связаны с содержанием занятия. В конце занятия подводится итог, на котором дети вместе с педагогом делятся впечатлением о занятии и вспоминают, что они узнали нового. 1. Диагностика, как одна из форм аттестации. Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения ДОП) проводится педагогом, ведущим занятия с учащимися детского объединения «Калейдоскоп». Мониторинг – это постоянное наблюдение за образовательным процессом в целях выявления его соответствия желаемому результату. Мониторинг необходим для получения достоверной информации о ходе и результатах проводимой образовательной деятельности, проверки соответствия достигнутых параметров запланированным. В рамках мониторинга проводится ряд диагностик: входная, текущая и итоговая. Цель входной диагностики получить первоначальную информацию о ребенке, выявить особенности его поведения, черты характера, способности, интересы и наклонности. Полученные результаты будут использованы для создания оптимальных условий для развития и обучения детей, а также для выбора оптимальных методик обучения. Основные методы входной диагностики: беседа с ребенком, совместные игровые упражнения, наблюдения, анкета родителей. Цель текущей диагностики – получение информации о ходе усвоения детьми образовательной программы. Полученные результаты будут использованы для поддержки положительных и коррекции отрицательных явлений в практике работы. Методы текущей диагностики: - наблюдение за поведением детей в процессе учебной деятельности; - оценка результатов занятий; - отзывы родителей. Цель итоговой диагностики – сопоставление результатов фактического освоения детьми образовательной программы с намеченными и зафиксированными в пояснительной записке. Оценочные материалы 1 задание. Зрительный анализ, графический навык. Умение передавать форму неправильной фигуры. Текст задания Даны две рамочки. Педагог объясняет: здесь вы будете выполнять задание. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте такую же фигуру в большой рамочке (учитель обводит указкой большую рамочку) Оценка выполнения задания: 57 3 балла - изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены; 2 балла - изображена подобная или равная фигура, но пропорции слегка изменены, не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена; 1 балл - существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо; 0 баллов - не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-то замкнутая линия. (В случае, если фигура изображена нетвердой рукой, к баллу ставится значок"-") 2 задание. Ориентирование на плоскости. Умение пересчитывать. Текст задания. Задание будете выполнять в клеточках (на клетчатой бумаге), (указывается место для выполнения задания). 1. Возьмите красный карандаш. Отсчитайте от черной клеточки вправо две клеточки и третью закрасьте красным карандашом. 2. Возьмите синий карандаш. От черной клетки отсчитайте влево две клеточки и третью закрасьте синим карандашом. 3. Возьмите зеленый карандаш. Отсчитайте от черной клеточки вниз четыре клеточки и пятую закрасьте зеленым карандашом. 4. Возьмите жёлтый карандаш. Отсчитайте от черной клеточки вверх одну клеточку и вторую закрасьте жёлтым карандашом. Оценка выполнения задания: 3 балла - все выполнено верно; 2 балла - выполнено, верно, 2-3 пункта задания; 1 балл - выполнен, верно, только 1 пункт задания (допущены ошибки в направлении, счете, начале отсчета); 0 баллов - задание не выполнено. 3 задание. Классификация предметов и умение находить признаки, по которым производится классификация Цель: Выявление умения классифицировать, умения находить признаки, по которым произведена классификация. Текст задания. Рассмотрите рисунок (указывается рисунок к заданию). Обведите карандашом животных так: которые живут в воде - синим; на земле - зеленым; в воздухе -. красным Оценка выполнения задания: 3 балла - классификация проведена правильно; 2 балла – допущена 1 ошибка; 1 балл - допущены 2 ошибки; 0 баллов - задание не выполнено 58 4 задание. Согласованность зрительного контроля с движением руки. Цель: Выявление степени согласованности движения руки со зрительным контролем. Текст задания. Проведите линию посередине дорожки. Постарайся не отрывать карандаш от бумаги Оценка выполнения задания: 3 балл - задание выполнено правильно; 1 балл - линия выходит за края дорожки; 0 баллов - линия прерывистая, наличие тремора (о его наличии говорят дрожащие линии). 5 задание. Точное копирование образца. Цель: Выявление способности ребёнка точно копировать образец. Текст задания. Дорисуйте грибок (бабочку) относительно вертикальной линии Оценка выполнения задания: 3 балла — задание выполнено правильно: точное копирование образца; соблюдены пропорции; 2 балла - задание выполнено верно, соблюдены пропорции, но наблюдается наличие тремора 1 балл - не соблюдены пропорции; 0 баллов - не соблюдены пропорции, отсутствуют некоторые элементы, наличие тремора. 6 задание. «Рукавички» Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия. Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата. Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей. Оценка выполнения задания: 1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем. 2. Средний уровень: сходство частичное — отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия. 3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы 59 действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла. 7 задание. «Назови слова» Цель: выявление уровня, объема и качества пассивного словаря. В рамках исследования педагог называет ребенку слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе. Группы слов: 1. Птицы. 2. Цветы. 3. Цвет. 4. Форма. 5. Признаки предметов. 6. Инструменты. 7. Действия живых существ. 8. Качества. Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то педагог помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление. Оценка выполнения задания: 1. Высокий уровень (8-10 баллов) ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам; если ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам, он получает 10 баллов. 2. Средний уровень (4-7 баллов) ребенок назвал от 25 до 34 разных слов из различных групп. 3. Низкий уровень (0-3 балла) ребенок за все время назвал от 19 до 24 слов. 8 задание. «Определение активного словарного запаса» Цель: выявление уровня, объема и качества активного словаря. Ребенку предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы (например, такая, которая изображена ниже). Его просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке. Речь ребенка фиксируется в специальном протоколе, форма которого приводится в таблице, и затем анализируется. Оценка выполнения задания: 1. Высокий уровень (8-10 баллов) 10 баллов ребенок получает в том случае, если в его речи (рассказе по картинке) встречаются не менее 10 из перечисленных в протоколе признаков. В 8-9 баллов его речь оценивается тогда, когда в ней обнаруживается не менее 8-9 разных протокольных признаков. 2. Средний уровень (4-7 баллов) 6-7 баллов за свою речь ребенок зарабатывает при наличии 6-7 разных признаков. Оценка в 4-5 баллов ему дается за присутствие в речи 4-5 разных признаков. 60 3. Низкий уровень (0-3 балла) 2-3 балла — в речи присутствуют 2-3 признака. 0-1 балл — рассказа нет или в нем имеются 1-2 слова, представляющие собой одну единственную часть речи. Организационная и массовая работа. В данной программе осуществляется массовая работа, рассчитанная на участие детей и родителей. Проводятся совместные праздники, основным принципом при их проведении является непосредственное участие детей. При проведении праздников создаётся положительно-эмоциональный фон. Это означает не только доброжелательное и приветливое отношение к детям, но также и то, что при проведении конкурсов, игр не заостряется внимание на сравнении результатов, у каждого отмечаются свои достижения. Работа с родителями. Многие родители понимают: от того, как ребёнок будет себя чувствовать, поднимаясь по лестнице знаний, зависит вся его дальнейшая жизнь в коллективе, и надо помочь ему самоутвердиться в самом начале трудового пути. Серьёзные грамотные родители, бабушки и дедушки желают вместе со своим ребёнком ощутить радость общения, преодолевая трудности овладения знаниями. Только посещение занятий в детском объединении недостаточно для ознакомления детей с природными явлениями, с явлениями общественной жизни. Поэтому большое значение придаётся продолжению этой работы с родителями, которые становятся не сторонними наблюдателями, а полноценными участниками этого процесса, что впоследствии снимает многие трудности в общении родителей с детьми. Таким образом, детское объединение предусматривает гармоничное сочетание различных занятий, объединённых единой нитью универсального развития. Это даёт возможность развивать в ребёнке как логическое, так и абстрактное мышление. Многие занятия интегрированы. Помимо основных сведений об окружающем мире, ребёнок получает и эстетическое его восприятие на занятиях, а также при проведении праздников. Кроме того, на занятиях предусмотрено знакомство ребёнка с элементарными культурными формами общения. Занятия проводятся в игровой увлекательной форме с привлечением литературного материала, наглядных и игровых пособий, рисунков, подвижных игр и т. д. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Насколько быстро и хорошо ребенок приспособится к новой обстановке, насколько успешно будет усваивать знания, развивать свои способности и строить новые отношения, зависит от правильной организации учебновоспитательного процесса. Для успешного включения детей в новый вид деятельности используются задания, которые в игровой форме помогут ребенку развить зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, воображение, 61 логическое мышление, мелкую моторику и координацию движения руки, сформируют достаточный запас знаний об окружающем мире. В основу программы положено сочетание различных видов деятельности, что позволяет ребенку реализовать себя в новых для него условиях. Изучение всего материала программы происходит в игровой форме, включены различные занимательные упражнения, все знания дети получают в процессе игры. В игре проще усваиваются знания, умения, навыки. Игровая ситуация легче привлекает внимание ребенка, и он лучше запоминает материал. В занятия включены разные виды игр: дидактические, игры-соревнования, ситуативные, подвижные. В играх формируются мыслительные операции: фонематический анализ и синтез, представление, абстрагирование, сравнение. Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий. Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач на общение. Важную роль играет развитие умения внешне выражать свои внутренние эмоции, правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, проявляя свои индивидуальные способности, при этом у ребёнка развивается умение адекватно оценивать деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков сверстников. Для отслеживания результативности освоения программы, в течение года проводится диагностика в соответствии с изучаемым материалом. Весь учебный процесс оснащен наглядным и раздаточным материалом. В работе с детьми используются различные формы занятий, методы и приёмы обучения. Особенности организации образовательного процесса – очно, дистанционно. Методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частично - поисковый, исследовательский проблемный; игровой, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.); Формы организации образовательного процесса: индивидуальногрупповая и групповая Формы организации учебного занятия - беседа, выставка, игра, конкурс, лабораторное занятие, мастер-класс, наблюдение, открытое занятие, праздник, практическое занятие, презентация, соревнование, творческая мастерская, экскурсия, эксперимент, и др. Педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология блочно- модульного обучения, технология дифференцированного обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология дистанционного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология, и др. 62 Дидактические материалы – раздаточные материалы, задания, упражнения, образцы изделий и т.п. 2. Список литературы для педагогов. 1. Беженова М. А. Весёлая математика. – Д.: Сталкер, 2000. 2. Белкина В. Е. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль: Академия развития, 1998. 3. Белобрыкина О. А. Речь и общение. – Ярославль: Академия развития, 1998. 4. Богословская З. М. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. – М.: Просвещение, 1991. 5. Волина В. В. Праздник числа. – М.: Знание, 1993. 6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. 7. Гаврина С. Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: академия развития, 1997. 8. Дидактические игры – занятия в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/Е.Н. Панова. – Воронеж: 2007. 9. Журнал для родителей и педагогов. Игра и дети. / Под ред. Горбачёва Е. – М. 2006. 10. Зайцева О. В. Встретим праздник весело. – Ярославль: Академия развития, 1997. 11.Кудрявцева Е.А, Гулидова Т.В. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в вопросах и ответах: информационнометодическое сопровождение специалистов дошкольного образования. – Волгоград: Учитель, 2015. 12. Москаленко В.В. Занятия со старшими дошкольниками: формирование графических навыков и временных представлений. – Волгоград: Учитель, 2009. 13. Новиковская О.А. Пальчиковая азбука. – М.: Астрель; СПб.: Сова; Владимир: ВКТ; 2009. 14. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. – Ярославль: Академия развития, 1997. 15.Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. 16. Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. 17. Развиваем логическое мышление. Для детей 6 – 7 лет. Козырева Л. М. – Ярославль: Академия развития, 2005. 18. Развиваем руку: рисуем и раскрашиваем. Для детей 4 – 5 лет. Козырева Л. М. – Ярославль: Академия развития, 2002Речевые уроки / Т. А. Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 1995. 19. Степанова О.А. Развитие игровой деятельности ребёнка: Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2009. 20. Учимся считать. Для детей 6 – 7 лет. Соколова Е. И. – Ярославль: Академия развития, 2002. 21. Черемошкина Л. В. Развитие внимания детей. – Ярославль: Академия развития, 1997. 63 22. Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. 23. Черенкова Е.Ф. Учим читать малышей. – М.: 2008. 24. Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. – М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995. Список литературы для детей. 1. Гаврина С. Е. Тетрадь с заданиями для развития детей. Рисуем по клеточкам. Часть 1, 2. 2. Бортникова Е.Ф. Развиваем навыки письма (для детей 4-6 лет): тетрадь. Часть12. – Ектеринбург: ООО «Издательский дом «Литур-опт», 2012. 3. Бортникова Е.Ф. Мои печатные прописи (для детей 4-6 лет). – Ектеринбург: ООО «Издательский дом «Литур», 2017. 4. Солнечные ступени. Серия «Папка дошкольника» («Логика», «Посмотри и запомни», «Ориентировка в пространстве», «Цвет, форма, величина», «Знакомство с клеточками», «Думаем, считаем, решаем (4-6 лет). 5. Солнечные ступени. Серия «Рабочие тетради дошкольника» («Знакомство с окружающим миром», «Предметы», «Природа», «Подготовка к письму» (5-6лет). Дистанционные образовательные ресурсы https://drive.google.com/drive/folders/1cMUNcI6MVD4rZPudK4hpGIhFMQ0BXpS7 ?usp=sharing 64