Родничок

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
Нормативно-правовое обеспечение программы.
Программа разработана в соответствии со следующими документами:
Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);
Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
«Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам», утвержденный приказом
Минпросвещения России от 09.11.2018г № 196;
Приказом
«Об
утверждении
Правил
персонифицированного
финансирования дополнительного образования в Саратовской области» от
21.05.2019 г. №1077;
Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р.
Направленность
Программа «Родничок» имеет художественную направленность.
Сохранение и развитие национальной культуры, своих корней - это
важнейшая задача, которая требует бережного отношения к памятникам истории
и культуры, к традиционному народному художественному творчеству.
Возрождение фольклора, народных обычаев, обрядов и праздников,
традиционного декоративно-прикладного и изобразительного искусства - это
актуальная проблема современности. Фольклор, его жанры, средства, методы
наиболее полно восполняют всю картину народной жизни, дают яркую картину
быта народа, его нравственности, духовности. Фольклор раскрывает душу народа,
его достоинства и особенности. С точки зрения науки, фольклор - это феномен,
который заслуживает особого изучения и внимательной оценки. И детский
фольклор верное средство для этого. Показывая ребёнку красоту и многообразие
человеческих чувств, детский фольклор возбуждает в нём ответные
чувства. Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают
донести до учащихся высокие нравственные идеалы русского народа.
Актуальность
Возрождение фольклора, народных обычаев, обрядов и праздников,
традиционного декоративно-прикладного и изобразительного искусства - это
актуальная проблема современности.
написание программы обусловлено необходимостью решения ряда
проблем:

Приобщение школьников к русскому фольклору;

Формирование у юных граждан понимания значимости музыкального
народного творчества в жизни человека;

Сохранение национальных традиций.

2

Отличительные особенности программы – усовершенствование и
комбинирование отечественных традиций и современных технологий в процессе
обучения игре на ложках, народных шумовых, ритмических и музыкальных
инструментах, приобщение детей к творческой деятельности: создание
ритмических и инструментальных импровизаций, несложных игровых миниатюр,
инсценировок. Коллективные творческие композиции дети демонстрируют на
праздниках, концертах. Музыкально-воспитательная работа построена на
материале песен, игр, закличек, игр, прибауток, сказок, былин. На занятиях дети
знакомятся с обрядами, ритуалами, праздниками.
Адресат программы:
Данная программа рассчитана на детей 7-11 лет.
Обучающиеся в объединении «Родничок» младшие
школьники
интересуются народным творчеством, любят петь, играть на народных шумовых
инструментах, создавать собственные приемы игры на народных инструментах,
выступать перед зрителями.
Набор в объединение свободный. Необходим сертификат дополнительного
образования.
Объём и срок освоения программы: Данная программа рассчитана на 1
год обучения, 144 часа.
Форма обучения
Очная, в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, по
согласованию с родителями, на основании приказа руководителя ОУ форма
переходит в заочную (дистанционную).
Особенности организации образовательного процесса
Занятия в детском объединении способствуют развитию художественноэстетического вкуса ребёнка, музыкального слуха, чувства ритма, певческих
навыков, артистических способностей, помогают почувствовать притягательную
силу русского фольклора.
Специфика организации занятий по программе заключается в комплексе
певческой, ритмической и игровой составляющей курса. Данный подход создает
условия для широкого изучения народной музыки, традиций и обычаев родного
края.
Особенностями программы является:

деятельностный подход к воспитанию и развитию ребёнка путем
приобщения его к фольклорному наследию;

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на
творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение
личности, становление коммуникабельности и умения работать в коллективе.
Основной формой организации образовательного процесса являются:
групповые аудиторные занятия.
При возникновении форс-мажорных обстоятельств – групповые
дистанционные занятия на образовательной платформе.
Режим работы детского объединения:
4 часа в неделю, 144 часа в год;
Основной формой организации образовательного процесса являются:
групповые аудиторные занятия.
3

При возникновении форс-мажорных обстоятельств – групповые
дистанционные занятия на образовательной платформе
Цель и задачи программы
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры, развитию их
творческих способностей, через овладение навыками в области музыкального и
устного русского народного фольклора.
Задачи:
Предметные:

дать детям представления о фольклоре как источнике народной мудрости,
красоты и жизненной силы;

познакомить с традиционным народным календарем, важнейшими
обрядами, обычаями, приметами, играми;

обучение детей игре на ложках;

формировать навыки пения, пения в движении (хороводы), навыки
сценического мастерства;

Изучать творчество исполнителей народной песни.
Метапредметные:

развивать
активное восприятие музыки посредством музыкального
фольклора;

развивать исполнительские творческие навыки и умения;

прививать бережное отношение к культурным традициям нашей родины;

формировать любовь и уважение к национальным традициям, чувство долга
и патриотизм, интерес к истории родного края;
Личностные:

формировать у детей любознательность, уважительное отношение к
окружающим, коллективизм, дружбу;

развивать и совершенствовать коммуникативные навыки (умение слушать,
анализировать устную речь, вести диалог, организовывать ситуацию общения);

воспитывать способность соотносить свои интересы с интересами других
членов коллектива, уметь продуктивно взаимодействовать.
Ожидаемые результаты
По окончании обучающийся должен показать следующие результаты:
Предметные:
знать:
-фольклорные праздники, важнейшие обряды, обычаи, приметы и их назначение;
-прозаические жанры русского фольклора (загадки, сказки, пословицы, приметы,
считалки, поговорки, скороговорки, перевёртыши);
-историю, легенды родного края.
-знать основные вехи творческой биографии Л. Руслановой, Л. Зыкиной, М.
Мордасовой.
уметь:
-исполнять народные песни, частушки, колыбельные песни и припевки,
простейшие одноголосные народные произведения;
-играть в традиционные народные детские игры, основанные на
театрализованном действе, развивающие творческие способности детей;
-четко и выразительно декламировать изученные загадки, скороговорки и т.д.;
4

-играть на народныхмузыкальных инструментах русские народные мелодии
самостоятельно придумывать ритмические рисунки;
-исполнять хороводные движения,элементы пляски; двигаться на основе
восприятия музыки; уметь вести себя на сцене, в обществе;
Метапредметные:
-умеет активно воспринимать музыку посредством музыкального фольклора;
-демонстрирует исполнительские творческие навыки и умения при исполении
музыкальных произведений;
-уважает культурные традиции нашей родины;
-проявляет любовь и уважение к национальным традициям, чувство долга и
патриотизм, интерес к истории родного края;
Личностные:
-проявляет любознательность, уважительное отношение к окружающим,
коллективизм, дружбу;
-умеет слушать, анализировать устную речь, вести диалог, организовывать
ситуацию общения;
-способен соотносить свои интересы с интересами других членов коллектива,
-демонстрируют навыки совместной деятельности.

№
п/п
1.

2.

3.

Содержание программы
Учебный план
Название разделов, тема
Количество часов
Всего Теория Практика

Формы
аттестации/
контроля

Вводное занятие. Беседа о
русском фольклоре.
Слушание народной музыки,
Повторение пройденного
материала: песни, заклички,
игры и т.д.
Разучивание фольклорного
материала: частушки,
заклички, пословицы,
поговорки скороговорки,
небылицы, загадки, баллады
Разучивание песен:

8

8

Опрос,
исполнение,
корректировка

27

27

«Лапти»
«Журавель»
«Ой, вставала я ранёшенько»
«Как у наших у ворот»
«Как в лесу в лесочке»
«Маки-маковочки»

3
3
3
3
3
3

3
3
3
3
3
3

Исполнение,
наблюдение,
корректировка,
самооценка

2

1

1
Опрос, беседа

5

4.

5.

6.

«В низенькой светёлке»
«Ивушка»
«Солдатушки»
Игры, хороводы:

3
3
3
24

3
3
3
24

«Вейся капустка»
«Ручеёк»
«Как на тоненький ледок»
«Здравствуй дедушка Мазай»
«Весна-весняночка»
«Ой сад во дворе»
Игра на русских народных
инструментах:
«Барыня»
«Во саду ли в огороде»
«По улице мостовой»
«Посею лебеду»
Досуговая деятельность.
Цикл бесед по теме «Русская
сторонка»:
«Людмила Зыкина»
«Лидия Русланова»
«Мария Мордасова»

4
4
4
4
4
4
60

8

4
4
4
4
4
4
52

15
14
17
14
23

2
2
2
2
7

13
12
15
12
16

Цикл бесед по теме: «Я и
моё здоровье»:
-«Режим дня – путь к
здоровому образу жизни»
-«Как питаешься – так и
улыбаешься»
-«Если хочешь быть здоров –
закаляйся»
-«Солнце воздух и вода – мои
лучшие друзья!»
Участие в праздниках:
-День матери
- Новый год;
- День Защитника Отечества;
- 8 Марта.
-Аттестационное
занятие(концерт)подготовка,
повторение пройденного:
выступление
ВСЕГО

Исполнение,
наблюдение,
корректировка,
самооценка

Исполнение,
наблюдение,
корректировка,
самооценка

Опрос, беседа
1
1
1

1
1
1
Опрос, беседа

1

1

1
1

1
1

1

1
Выступление

2
2
2
2

2
2
2
2

6
6
2
144

15

6

2
129

Содержание учебного плана
1. Вводное занятие.
Теория. Знакомство, правила поведения. Демонстрация музыкальных
инструментов. Беседа о русском фольклоре.
Практика. Слушание народной музыки, сказок, закличек, прибауток и т.д.
Демонстрация образцов декоративного искусства.
2. Разучивание фольклорного материала.
Теория. Беседа о закличках, потешках, частушках, собранных в экспедициях.
Практика. Разучивание по фразам. Работа над дикцией, чистотой интонации,
выразительным пением. Пение всей группой всей группой и подгруппой. Сольно
пение по желанию.
3. Разучивание песен.
Теория. Беседа о русских народных песнях
Практика. Разучивание по фразам. Работа над дикцией, чистотой интонации,
выразительным пением. Пение всей группой всей группой и подгруппой. Сольно
пение по желанию.
4. Игры, хороводы.
Теория. Беседа о значении игр и хороводов в быту русского народа и на
праздниках. Демонстрация иллюстраций с изображением хороводов, игр.
Практика. Разучивание движений под собственное пение (построение ровного
круга, сужение и расширение его), работа над выразительностью исполнения.
Самостоятельно придумать свои движения.
5. Игра на русских народных инструментах
Теория. Демонстрация инструментов и иллюстраций с их изображением, беседа и
них. Слушание музыки в исполнении народных инструментов.
Практика. Разучивание русских народных мелодий. Освоение совместной игры на
музыкальных инструментах.
6. Досуговая деятельность.
Теория: Знакомство с историей праздничных и знаменательных дат, творчеством
исполнителей народной песни
Практика: Разучивание стихов и песен для выступления на праздничных
мероприятиях.
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график
При возникновении форс-мажорных обстоятельств форма организации
образовательного процесса меняется на заочную (дистанционную).

7

Календарно-тематическое планирование
Тема

Форма
проведения
№

Дата

1.Ввод
ное
заняти
е.

2.Разуч
ивание
фолькл
орного
матери
ала

3.Разучивание
песен

45.Игры,
хороводы.

5.Игра на
русских
народных
инструмент
ах

6.Досуговая деятельность.
-Цикл бесед по теме «Русская сторонка»:
-Цикл бесед по теме: «Я и моё здоровье»
-Участие в праздниках
-Подготовка Аттестационного занятия,
концерт

Очная,
дистан
ционн
ая

Очная,
дистан
ционна
я

Очная,
дистанционная

Очная,
дистанционна
я

Очная

Очная

Дистанционная

Форма контроля

Очная

Дистанционная

Устный опрос

кроссворд, викторина, тестирование
с ответом в виде файла

Устный опрос

кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла

Исполнение,
наблюдение,
корректировка

кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла

Устный опрос
Исполнение,
корректировка

кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла

Исполнение,
Корректировка

кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла

Устный опрос
Исполнение,
Корректировка

кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла

Исполнение,
Корректировка

кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла
кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла

занят
ия

1.
2.

2ч.
0,5ч.

0,5ч. «Лапти»

3.

0,5ч. «Вейся
капустка
моя»

1ч.
«Барыня»

0,5ч. «Вейся
капустка
моя»

1ч.
«Барыня»

4.

1ч.
«Барыня»
0,5ч. «Лапти»

5.

0,5ч. «Вейся
капустка
моя»

6.

7.

8.

1ч.
«Барыня»

1ч.
«Барыня»
0,5ч.

0,5ч. «Лапти»
0,5ч. «Лапти»

0,5ч. «Вейся
капустка
моя»
0,5ч. «Вейся
капустка
моя»

1ч. «Людмила
Зыкина»

0,5ч.
«Барыня»
1ч.
«Барыня»

1ч.-«Режим дня –
путь к здоровому
образу жизни»

1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»
1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»
0,5ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»
1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»
1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклор»а
1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского фольклора
1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»

Исполнение,
Корректировка

9.

0,5ч. «Лапти»

0,5ч. «Вейся
капустка
моя»

1ч.
«Барыня»

10.

0,5ч. «Лапти»

0,5ч. «Вейся
капустка
моя»

1ч.
«Барыня»

11.

0,5ч.

0,5ч
«Журавель»

1ч.
«Барыня»

12.

0,5ч
«Журавель»

0,5ч. «Вейся
капустка
моя»

1ч.
«Барыня»

13.

0,5ч
«Журавель»

0,5ч.
«Ручеёк»

1ч.
«Барыня»

14.

0,5ч
«Журавель»

0,5ч.
«Ручеёк»

1ч.
«Барыня»

0,5ч
«Журавель»

0,5ч.
«Ручеёк»

0,5ч.
«Барыня»

16.

0,5ч
«Журавель»

0,5ч.
«Ручеёк»

1ч.
«Барыня»

17.

0,5ч. «Ой
вставала я
ранёшенько»

0,5ч.
«Ручеёк»

1ч.
«Барыня»

18.

0,5ч. «Ой
вставала я
ранёшенько»

0,5ч.
«Ручеёк»

1ч. «Во
саду ли в
огороде»

0,5ч. «Ой
вставала я
ранёшенько»

0,5ч.
«Ручеёк»

0,5ч. «Во
саду ли в
огороде»

15.

19.

0,5ч.

0,5ч.

1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»
1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»
0,5ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»
1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»
1ч.Лекция из цикла:
«Мир русского
фольклора
1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»
0,5ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»
1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»
1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»
1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»
0,5ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»

9

Исполнение,
Корректировка

кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла

Исполнение,
Корректировка

кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла

Исполнение,
Корректировка

кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла

Исполнение,
Корректировка

кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла

Исполнение,
Корректировка
Самооценка
Исполнение,
Корректировка

кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла
кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла

Исполнение,
Корректировка

кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла

Исполнение,
Корректировка

кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла

Исполнение,
Корректировка

кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла

Исполнение,
Корректировка

кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла

Исполнение,
Корректировка

кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла

20.

0,5ч. «Ой
вставала я
ранёшенько»

0,5ч.
«Ручеёк»

1ч. «Во
саду ли в
огороде»

21.

0,5ч. «Ой
вставала я
ранёшенько»

0,5ч. «Как на
тоненький
ледок»

1ч. «Во
саду ли в
огороде»

22.

0,5ч. «Ой
вставала я
ранёшенько»
0,5ч. «Как у
наших у ворот»

0,5ч. «Как на
тоненький
ледок»

1ч. «Во
саду ли в
огороде»
1ч. «Во
саду ли в
огороде»

0,5ч. «Как у
наших у ворот»

0,5ч. «Как на
тоненький
ледок»

23.

0,5ч.

24.

1ч. «Во
саду ли в
огороде»
2ч. День матери

25.
0,5ч. «Как у
наших у ворот»

26.

27.

0,5ч.

0,5ч. «Как на
тоненький
ледок»

0,5ч. «Как у
наших у ворот»

1ч. «Во
саду ли в
огороде»
1ч. «Во
саду ли в
огороде»

28.

0,5ч. «Как у
наших у ворот»

0,5ч. «Как на
тоненький
ледок»

1ч. «Во
саду ли в
огороде»

29.

0,5ч. «Как у
наших у ворот»

0,5ч. «Как на
тоненький
ледок»

1ч. «Во
саду ли в
огороде»

0,5ч. «Как на
тоненький
ледок»

0,5ч. «Во
саду ли в
огороде»

30.

1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»
1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора2
1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского фольклора
1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»
1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»

1ч.-«Как
питаешься – так и
улыбаешься»

10

1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»
1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»
1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»
1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»
0,5ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»

Исполнение,
Корректировка

кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла
кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла

Исполнение,
Корректировка
Исполнение,
Корректировка

кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла
кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла

Исполнение,
Корректировка

кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла

Выступление

кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла
кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла

Исполнение,
Корректировка
Исполнение,
Корректировка

кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла

Исполнение,
Корректировка

кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла

Исполнение,
Корректировка

кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла

Исполнение,
Наблюдение
Корректировка,
самооценка
Устный опрос

кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла

31.

0,5ч.

0,5ч. «Как на
тоненький
ледок»

1ч. «Во
саду ли в
огороде»

1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»
1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»

Исполнение,
Наблюдение
Корректировка,
самооценка
Исполнение,
Наблюдение
Корректировка,
самооценка
Устный опрос

кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла

Викторина «Новый
год идёт по свету»

Выступление

1ч. «По
улице
мостовой»

1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского фольклора

0,5ч. «По
улице
мостовой»

0,5ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»
0,5ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»
1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»
1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»
1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»
1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»
1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского

Исполнение,
Наблюдение
Корректировка,
самооценка
Исполнение,
Наблюдение
Корректировка,
самооценка
Устный опрос

кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла
кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла

1ч. «Во
саду ли в
огороде»

32.

2ч. - Новый год

33.
0,5ч. «Как в
лесу лесочке»

34.

35.

0,5ч.

0,5ч. «Как в
лесу лесочке»

36.

0,5ч. «Как в
лесу лесочке»

37.

0,5ч. «Как в
лесу лесочке»

38.

0,5ч. «Как в
лесу лесочке»

39.

0,5ч. «Как в
лесу лесочке»

40.

41.

1ч. «Лидия
Русланова»

0,5ч.

0,5ч. «Макимаковочки»

0,5ч.
«Здравствуй
дедушка
Мазай»
0,5ч.
«Здравствуй
дедушка
Мазай»
0,5ч.
«Здравствуй
дедушка
Мазай»
0,5ч.
«Здравствуй
дедушка
Мазай»
0,5ч.
«Здравствуй
дедушка
Мазай»
0,5ч.
«Здравствуй
дедушка
Мазай»
0,5ч.
«Здравствуй
дедушка
Мазай»
0,5ч.
«Здравствуй
дедушка

1ч. «Мария
Мордасова»
1ч. «По
улице
мостовой»
1ч. «По
улице
мостовой»
0,5ч. «По
улице
мостовой»
1ч. «По
улице
мостовой»
1ч. «По
улице
мостовой»

11

Исполнение,
Наблюдение
Корректировка,
самооценка
Исполнение,
Наблюдение
Корректировка,
самооценка
Исполнение,
Наблюдение
Корректировка,
самооценка
Исполнение,
Наблюдение
Корректировка,
самооценка
Исполнение,
Наблюдение
Корректировка,

кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла

кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла
кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла
кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла
кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла
кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла
кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла
кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла

0,5ч. «Макимаковочки»

42.

43.

0,5ч.

Мазай»
0,5ч. «Веснавесняночка»

1ч. «По
улице
мостовой»

0,5ч. «Веснавесняночка»

1ч. «По
улице
мостовой»

44.

0,5ч. «Макимаковочки»

0,5ч. «Веснавесняночка»

1ч. «По
улице
мостовой»

45.

0,5ч. «Макимаковочки»

0,5ч. «Веснавесняночка»

1ч. «По
улице
мостовой»
2ч. - День
Защитника
Отечества

46.

47.

0,5ч.

48.

0,5ч. «Макимаковочки»

0,5ч. «Веснавесняночка»

0,5ч. «По
улице
мостовой»

0,5ч. «Макимаковочки»

0,5ч. «Веснавесняночка»

1ч. «По
улице
мостовой»

0,5ч. «Веснавесняночка»

0,5ч. «По
улице
мостовой»

49.

2ч. - 8 Марта.

50.

51.

52.

1ч. «Если хочешь
быть здоров –
закаляйся»

0,5ч.

0,5ч. «В
низенькой
светёлке»

0,5ч. «Веснавесняночка»

1ч. «По
улице
мостовой»

0,5ч. «Ой сад
во дворе»

1ч. «По
улице
мостовой»

фольклора»
1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»
0,5ч.Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»
1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»
0,5ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»
Исторический
экскурс

самооценка
Исполнение,
Наблюдение
Корректировка,
самооценка
Исполнение,
Наблюдение
Корректировка,
самооценка
Исполнение,
Наблюдение
Корректировка,
самооценка
Исполнение,
Наблюдение
Корректировка,
самооценка
Выступление

1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»
1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»
1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»

Исполнение,
Наблюдение
Корректировка,
самооценка
Исполнение,
Наблюдение
Корректировка,
самооценка
Исполнение,
Наблюдение
Корректировка,
самооценка
Устный опрос
Выступление

Исторический
экскурс
1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»
1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского

12

Исполнение,
Наблюдение
Корректировка,
самооценка
Исполнение,
Наблюдение
Корректировка,

кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла
кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла
кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла
кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла
кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла
кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла
кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла
кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла
кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла
кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла
кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла

53.

0,5ч. «В
низенькой
светёлке»

0,5ч. «Ой сад
во дворе»

1ч. «По
улице
мостовой»

54.

0,5ч. «В
низенькой
светёлке»

0,5ч. «Ой сад
во дворе»

1ч. «По
улице
мостовой»

0,5ч. «В
низенькой
светёлке»

1ч. «По
улице
мостовой»

56.

0,5ч. «В
низенькой
светёлке»

0,5ч. «По
улице
мостовой»

57.

0,5ч. «В
низенькой
светёлке»

0,5ч. «Ой сад
во дворе»

1ч. «Посею
лебеду»

58.

0,5ч. «Ивушка»

0,5ч. «Ой сад
во дворе»

1ч. «Посею
лебеду»

55.

59.

0,5ч.

0,5ч.

0,5ч. «Ивушка»

0,5ч. «Ивушка»

0,5ч. «Ой сад
во дворе»

1ч. «Посею
лебеду»

61.

0,5ч. «Ивушка»

0,5ч. «Ой сад
во дворе»

1ч. «Посею
лебеду»

62.

0,5ч. «Ивушка»

0,5ч. «Ой сад
во дворе»

1ч. «Посею
лебеду»

0,5ч.

0,5ч. «Ивушка»

1ч. «Солнце,
воздух и вода –
мои лучшие
друзья!»

0,5ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»
1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»
1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»
1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»
1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского фольклора

1ч. «Посею
лебеду»

60.

63.

фольклора»
1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»
1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»
1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского фольклора

1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»
1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»
1ч.Лекция из цикла:

1ч. «Посею

13

самооценка
Исполнение,
Наблюдение
Корректировка,
самооценка
Исполнение,
Наблюдение
Корректировка,
самооценка
Исполнение,
Наблюдение
Корректировка,
самооценка
Исполнение,
Наблюдение
Корректировка,
самооценка,
Устный опрос
Исполнение,
Наблюдение
Корректировка,
самооценка
Исполнение,
Наблюдение
Корректировка,
самооценка
Исполнение,
Наблюдение
Корректировка,
самооценка
Исполнение,
Наблюдение
Корректировка,
самооценка
Исполнение,
Наблюдение
Корректировка,
самооценка
Исполнение,
Наблюдение
Корректировка,
самооценка
Исполнение,

кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла
кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла
кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла
кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла
кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла
кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла
кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла
кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла
кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла
кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла
кроссворд, викторина,

лебеду»

«Мир русского
фольклора»

64.

0,5ч.
«Солдатушки»

1ч. «Посею
лебеду»

0,5ч. Повторение
пройденного.
Подготовка
итогового концерта

65.

0,5ч.
«Солдатушки»

1ч. «Посею
лебеду»

0,5ч. Повторение
пройденного.
Подготовка
итогового концерта

66.

0,5ч.
«Солдатушки»

1ч. «Посею
лебеду»

0,5ч. Повторение
пройденного.
Подготовка
итогового концерта

67.

0,5ч.
«Солдатушки»

1ч. «Посею
лебеду»

0,5ч. Повторение
пройденного.
Подготовка
итогового концерта

68.

0,5ч.
«Солдатушки»

1ч. «Посею
лебеду»

0,5ч. Повторение
пройденного.
Подготовка
итогового концерта

69.

0,5ч.
«Солдатушки»

1ч. «Посею
лебеду»

0,5ч. Повторение
пройденного.
Подготовка
итогового концерта

70.

0,5ч.
«Посею
лебеду»

1,5ч. Повторение
пройденного.
Подготовка
итогового концерта

71

0,5ч.
«Посею
лебеду»

1,5ч. Повторение
пройденного.
Подготовка
итогового концерта

72.

2ч. Аттестационное
занятие.
Итоговый концерт

14

1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»
1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского фольклора
1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»
1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»
1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»
1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»
1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»
1ч. Лекция из
цикла: «Мир
русского
фольклора»
Тестирование

Наблюдение
Корректировка,
самооценка
Исполнение,
Наблюдение
Корректировка,
самооценка
Исполнение,
Наблюдение
Корректировка,
самооценка
Исполнение,
Наблюдение
Корректировка,
самооценка
Исполнение,
Наблюдение
Корректировка,
самооценка
Исполнение,
Наблюдение
Корректировка,
самооценка
Исполнение,
Наблюдение
Корректировка,
самооценка
Исполнение,
Наблюдение
Корректировка,
самооценка
Исполнение,
Наблюдение
Корректировка,
самооценка
Выступление
на концерте

тестирование с ответом в
виде файла
кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла
кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла
кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла
кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла
кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла
кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла
кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла
кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла
кроссворд, викторина,
тестирование с ответом в
виде файла

Условия реализации программы
Технические средства обучения:
Материально-техническое обеспечение:

Компьютер

Русские народные инструменты (ложки, трещотки, бубны, рожки,
свистульки, коробочки, гусли и др.)

стульчики – табуретки Информационное обеспечение

аудиозаписи фонограмм песен и музыкальных композиций.

образцы домашней утвари, прикладного творчества

фото и иллюстрации с изображением собирателей и жителей
русскойглубинки в народных костюмах
Кадровое обеспечение
Занятия ведет педагог дополнительного образования Кудашкина Е.В. Опыт работы в
дополнительном образовании 18 лет, высшая квалификационная категория.
Формы аттестации
Формы
подведения итогов реализации дополнительной
образовательнойпрограммы.
Для оценки приобретённых знаний, умений и навыков на занятиях используются
:
открытое занятие, концерт (очная форма)
тестирование (заочная форма)Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов, контроля
усвоения учебного материала:
устный опрос, наблюдение, корректировка, самооценка;
концертные выступления;
участие в фольклорных праздниках;
конкурсы, фестивали;
кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла(дистанционно)
Периодичность мониторинга
Стартовый
Промежуточный
Итоговый

сентябрь
декабрь
май

Перечень методик позволяющих определить достижение учащимися
планируемых результатов:
Предметные и метапредметные результаты оцениваются путём педагогического
наблюдения. В конце учебного года учащиеся демонстрируют приобретённые
знания умения и навыки на итоговом концерте в форме выступления
Критерии оценки выступления на концерте, конкурсе.
1.
Качество исполнения музыкальных произведений.
2.
Владение навыками игры на ложках: синхронность звучания, ритмичность,
слаженность;
3.
Актерское мастерство.
4.
Эмоциональная окраска выступления, эмоциональный настрой.

5.

Культура исполнения, культура поведения на сцене.

Оценочный лист экспертной оценки проектной работы
«Качество выполнения и представления итоговой проектной работы»
Критерий
Оценка
Самооценка
Средний балл
педагога
учащихся
1. Качество исполнения
музыкальных
произведений
(0-20 баллов)
2. Владение навыками
игры на ложках:
синхронность звучания,
ритмичность, слаженность;
(0-20 баллов)
3. Актёрское мастерство
(0-20 баллов)
4. Эмоциональная окраска
выступления,
эмоциональный настрой
(0-20 баллов)
5. Культура исполнения,
культура поведения на
сцене (0-20 баллов)
Итог

Итоговая аттестация обучающихся осуществляется по 100 бальной шкале, которая
переводится в один из уровней освоения образовательной программы согласно
таблице:
Набранные
обучающимся баллы
0-49 баллов
50-69 баллов

Уровень освоения
Низкий
Средний

70-100 баллов

Высокий

Личностные:
Методика «Какой у нас коллектив»
Тест – опросник для оценки межличностных отношений в коллективе.Отвечая на
вопросы теста, выберите один из четырёх возможных вариантов ответа.Как бы Вы
оценили свою принадлежность к группе?
а) Чувствую себя членом группыб) Участвую в делах группы
в) Не чувствую себя членом группы
г) Предпочитаю работать отдельно от других членов группы
Удовлетворены ли Вы отношением к Вам товарищей по занятию?
а) Полностью удовлетворена б) Удовлетворена
в) Недостаточно удовлетворена г) Совершенно неудовлетворена
Если бы Вам представилась возможность, перешли бы Вы заниматься в другую
группу?
16

а) Однозначно нет
б) Скорее всего, осталась бы в этой группев) Скорее, перешла бы, чем осталась
г) Охотно перешла бы заниматься в другую группу
Какие взаимоотношения сложились в вашей группе?
а) Лучше, чем в большинстве других групп, как мне кажетсяб) Вероятно, такие же, как и в
большинстве других групп
в) Хуже, чем в других группах
г) Считаю, что значительно хуже, чем в большинстве других групп
Как Вы считаете, сложились ли в Вашей группе традиции взаимной поддержки,
взаимовыручки?
а) Однозначно да
б) Скорее да, чем нет в) Скорее нет, чем да
г) Однозначно нет







Методические материалы
 методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительноиллюстративный, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный,
проектный.
- методы воспитания: воспитания: убеждение, поощрение, упражнение,
стимулирование, мотивация и др.;
 формы организации образовательного процесса: индивидуальная,
индивидуально-групповая;
Формы проведения занятий
Основной формой работы в детском объединении «Родничок-плюс» является
групповое (при необходимости индивидуальное) занятие по расписанию. Занятия
проводятся два раза в неделю в соответствии с расписанием. Продолжительность
занятия: один урок - 40 минут.
Занятия проходят со всем коллективом (ансамбль) и индивидуально (при
необходимости).
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются
поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями.
Практические занятия, где обучающиеся овладевают различными приемами игры
на ложках, русских народных инструментах, разучивают новые инструментальные
композиции.
Занятие-постановка,
репетиция
- отрабатываются
концертные
номера,
закрепляются постановка корпуса и рук, развиваются навыки актерского мастерства.
Заключительное занятие, завершающее тему – отчетный концерт. Проводится для
самих детей, учителей, родителей.
Каждое занятие строится по схеме:
разминка: комплекс упражнений для подготовки к пению, игре
исполнительского аппарата (голосовых связок, рук, корпуса), которые помогают
отрефлексировать мышечные ощущения и координацию движений (2–3 мин);
ритмические упражнения;
работа над произведениями;
анализ занятия.

17

Список литературы для педагога:
1. Аванесян И.Д. «Творчество и воспитание», 2004;
2. Баренбойм Л.А. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа,
1987;
3. Бухарева И.С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего
школьного возраста, 2002; 4. Бычков И.В. Музыкальные инструменты, 2000;
5. Гомозова Ю.Б., Гомозова С.А. Праздник своими руками. - Ярославль 2001;
6. Князева О.Л., Миханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной
культуры.- 2000;
7. Комарова Т.С. , Савенков А.И. Коллективное творчество детей, 1998;
8. Кононова Н.Г. Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском
саду, 1990;
9. Мельников С.Л. Русский детский фольклор, 1987;
10. Методика обучения игре на народных инструментах. Издательство «Музыка»
1975г.
11. Михайлов М.А. Развитие музыкальных способностей детей - Ярославль, 1997;
12. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Фольклорные праздники (весенние,
летние, зимние, осенние), игры и забавы, 1998;
13. Рытов Д.А. «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей»,
2001 г.
14. Рякина Г.Р. Народные праздники, 2002;
15. Сборник «Гармошечка-говорушечка», 2009;
16. Тютюнникова Т.Э. Природные и самодельные инструменты в музыкальнопедагогической концепции Карла Орфа, 1997;
17. Шишаков Ю. Техника переложения для оркестра русских народных
инструментов.- М: Советский композитор 1986;
Список литературы для детей и родителей:
1. Васильев В., От двух до семи. (Из дневников отца), - Краснодар: ООО Книга,
2009;
2. Дубогрызова Г.Н. Гусельки. (фольклорный материал для творческой
деятельности ребенка и взрослого), Армавир, 1998;
3. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей. – М: Российское
педагогическое агентство, 1998; 4. Кеворков В. Светлячок (песенки для детей
кубанского композитора) М: Русь – ТВ, 2003;
5. Кряжева Н.А., Развитие эмоционального мира детей (пособие для родителей). –
Ярославль: Академия развития, 1996;
6. Мирошникова Л. Выручалочка. – Краснодар: Советская Кубань, 1998;
7. Моисеева Л.В. Русские народные песни. – Москва: Новая волна, 1996;
8. Печерская А. Я играю, мы играем. – М: Росмен, 2001;
9. Харитонова Н.Е., Газман О.С. В школу с игрой. – М: Просвещение, 1991;
10. Экерт Я., 500 музыкальных загадок. – М: всесоюзное издательство
композиторов, Москва, 1990
Электронные образовательные ресурсы:
https://drive.google.com/drive/folders/1_BdUV-Xh3J7jzSN8YbOql5GSoZzqx
http://pletenie-iz-gazet.net/
https://vk.com/newspaper_weaving

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».