Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы» Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы» Пояснительная записка Нормативно-правовое обеспечение программы. Программа разработана в соответствии со следующими документами: Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273); Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержденный приказом Минпросвещения России от 09.11.2018г № 196; Приказом «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования в Саратовской области» от 21.05.2019 г. №1077; Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р. Направленность Программа «Родничок-плюс» имеет художественную направленность. Актуальность Возрождение фольклора, народных обычаев, обрядов и праздников, традиционного декоративно-прикладного и изобразительного искусства - это актуальная проблема современности. Написание программы обусловлено необходимостью решения ряда проблем: Приобщение школьников к русскому фольклору; Формирование у юных граждан понимания значимости музыкального народного творчества в жизни человека; Сохранение национальных традиций. Отличительные особенности программы – усовершенствование и комбинирование отечественных традиций и современных технологий в процессе обучения игре на ложках, народных шумовых, ритмических и музыкальных инструментах, приобщение детей к творческой деятельности: создание ритмических и инструментальных импровизаций, несложных игровых миниатюр, инсценировок. Коллективные творческие композиции дети демонстрируют на праздниках, концертах. Музыкально-воспитательная работа построена на материале песен, игр, закличек, игр, прибауток, сказок, былин. На занятиях дети знакомятся с обрядами, ритуалами, праздниками. Адресат программы: Данная программа рассчитана на детей 7-11 лет. Обучающиеся в объединении «Роднички-плюс» младшие школьники интересуются народным творчеством, любят петь, играть на народных шумовых 2 инструментах, создавать собственные приемы игры на народных инструментах, выступать перед зрителями. Набор в объединение свободный. Необходим сертификат дополнительного образования. Объём и срок освоения программы: Данная программа рассчитана на 1 год обучения, 72 часа. Форма обучения - очная, в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, по согласованию с родителями, на основании приказа руководителя ОУ форма переходит в заочную (дистанционную). Особенности организации образовательного процесса Занятия в детском объединении способствуют развитию художественноэстетического вкуса ребёнка, музыкального слуха, чувства ритма, певческих навыков, артистических способностей, помогают почувствовать притягательную силу русского фольклора. Специфика организации занятий по программе заключается в комплексе певческой, ритмической и игровой составляющей курса. Данный подход создает условия для широкого изучения народной музыки, традиций и обычаев родного края. Особенностями программы является: деятельностный подход к воспитанию и развитию ребёнка путем приобщения его к фольклорному наследию; принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности, становление коммуникабельности и умения работать в коллективе. Основной формой организации образовательного процесса являются: групповые аудиторные занятия. При возникновении форс-мажорных обстоятельств – групповые дистанционные занятия на образовательной платформе. Режим работы детского объединения: 2 часа в неделю, 72 часа в год. Цели и задачи программы Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры, развитию их творческих способностей, через овладение навыками в области музыкального и устного русского народного фольклора. Задачи: Предметные: дать детям представления о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы; познакомить с традиционным народным календарем, важнейшими обрядами, обычаями, приметами, играми; обучение детей игре на ложках; формировать навыки пения, пения в движении (хороводы), навыки сценического мастерства; Изучать творчество исполнителей народной песни. 3 Метапредметные: развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора; развивать исполнительские творческие навыки и умения; прививать бережное отношение к культурным традициям нашей родины; формировать любовь и уважение к национальным традициям, чувство долга и патриотизм, интерес к истории родного края; Личностные: формировать у детей любознательность, уважительное отношение к окружающим, коллективизм, дружбу; развивать и совершенствовать коммуникативные навыки (умение слушать, анализировать устную речь, вести диалог, организовывать ситуацию общения); воспитывать способность соотносить свои интересы с интересами других членов коллектива, уметь продуктивно взаимодействовать. Ожидаемые результаты По окончании обучающийся должен показать следующие результаты: Предметные знать: -фольклорные праздники, важнейшие обряды, обычаи, приметы и их назначение; -прозаические жанры русского фольклора (загадки, сказки, пословицы, приметы, считалки, поговорки, скороговорки, перевёртыши); -историю, легенды родного края. -знать основные вехи творческой биографии ансамбля «Берёзка» и хора им. Пятницкого. уметь: -исполнять народные песни, частушки, колыбельные песни и припевки, простейшие одноголосные народные произведения; -играть в традиционные народные детские игры, основанные на театрализованном действе, развивающие творческие способности детей; -четко и выразительно декламировать изученные загадки, скороговорки и т.д.; -грать на народныхмузыкальных инструментах русские народные мелодии самостоятельно придумывать ритмические рисунки; исполнять хороводные движения, элементы пляски; двигаться на основе восприятия музыки; умение вести себя на сцене, в обществе; Метапредметные -умеет активно воспринимать музыку посредством музыкального фольклора; -демонстрирует исполнительские творческие навыки и умения при исполении музыкальных произведений; -уважает культурные традиции нашей родины; -проявляет любовь и уважение к национальным традициям, чувство долга и патриотизм, интерес к истории родного края. Личностные -проявляет любознательность, уважительное отношение к окружающим, коллективизм, дружбу; 4 -умеет слушать, анализировать устную речь, вести диалог, организовывать ситуацию общения; -способен соотносить свои интересы с интересами других членов коллектива, -демонстрируют навыки совместной деятельности. Содержание программы Учебный план № Наименование п/п тема 1. 2. 3. раздела, Количество часов Формы Всего Теория Практика аттестации/ контроля Вводное занятие. Беседа о 1 0,5 0,5 русском фольклоре, о Опрос, беседа русских композиторах, использующих русскую народную музыку в своих произведениях. Слушание музыки: «Камаринская», «Масленица» П. Чайковский, фрагменты из оперы «Снегурочка Н.А. Римский-Корсаков, «У Петрушки», «Народное гуляние» С. Прокофьев, «Яр хмель» Р. Журин Опрос, Знакомство с жанром 8 8 исполнение, «Колыбельная». Беседа о русской народной корректировка колыбельной. Разучивание фольклорного материала: заклички, пословицы, скороговорки, небылицы, колыбельные («Ай люленьки», «Баюшкибаю», «Баю-баю», «Баиньки», «Котенька-коток»)ды Исполнение, Разучивание песен: 27 27 «Ой сад во дворе» 3 3 наблюдение, «Патока с имбирём» 3 3 корректировка, «Пойду ль я, выйду я ли» 3 3 самооценка «Земелюшка-чернозём» 3 3 «Скок, скок, поскок» 3 3 «Коровушка» 3 3 «Со вьюном я хожу» 3 3 5 4. 5. «Во кузнице» «Две тетери» Игра на русских народных инструментах: «Травушка-муравушка» «На горе-то калина» «Ой сад во дворе» «Камаринская» Досуговая деятельность. Цикл бесед по теме «Русская сторонка»: Цикл бесед по теме «Русская сторонка»: «Ансамбль «Берёзка» «Хор им. Пятницкого» Цикл бесед по теме: «Я и моё здоровье»: -«Режим дня – путь к здоровому образу жизни» -«Как питаешься – так и улыбаешься» -«Если хочешь быть здоров – закаляйся» -«Солнце воздух и вода – мои лучшие друзья!» Участие в праздниках: -День матери - 8 Марта. -Аттестационное занятие(концерт)подготовка, повторение пройденного: выступление ВСЕГО 3 3 28 4 3 3 24 6 7 8 7 8 1 1 1 1 3 5 6 7 6 5 Исполнение, наблюдение, корректировка, самооценка Опрос, беседа 0,5 0,5 0,5 0,5 Опрос, беседа 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Выступление 1 1 1 1 2 2 1 72 1 64,5 7,5 Содержание учебного плана 1. Вводное занятие. Теория. Знакомство, правила поведения. Демонстрация музыкальных инструментов. Беседа русском фольклоре, о русских композиторах, использующих русскую народную музыку в своих произведениях Практика. Слушание музыки: «Камаринская», «Масленица» П. Чайковский, фрагменты из оперы «Снегурочка Н.А. Римский-Корсаков, «У Петрушки», «Народное гуляние» С. Прокофьев, «Яр хмель» Р. Журин 2. Разучивание фольклорного материала. 6 Теория. Беседа о закличках, потешках, частушках, собранных в экспедициях. Практика. Разучивание по фразам. Работа над дикцией, чистотой интонации, выразительным пением. Пение всей группой всей группой и подгруппой. Сольно пение по желанию. 3. Разучивание песен. Теория. Беседа о русских народных песнях Практика. Разучивание по фразам. Работа над дикцией, чистотой интонации, выразительным пением. Пение всей группой всей группой и подгруппой. Сольно пение по желанию. 4. Игра на русских народных инструментах Теория. Демонстрация инструментов и иллюстраций с их изображением, беседа и них. Слушание музыки в исполнении народных инструментов. Практика. Разучивание русских народных мелодий. Освоение совместной игры на музыкальных инструментах. 5. Досуговая деятельность. Теория: Знакомство с историей праздничных и знаменательных дат. Практика: Разучивание стихов и песен для выступления на праздничных мероприятиях. Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» Календарный учебный график При возникновении форс-мажорных обстоятельств форма организации образовательного процесса меняется на заочную (дистанционную). 7 Календарно-тематическое планирование Тема 1. Вводное 3. Разучизанятие. вание фольклорного материала Форма проведения № заня тия 1. 2. Очная, дистанц ионная Очная, дистанци онная 4. Разучивание песен 5.Игра на русских народных инструмент ах 6. Досуговая деятельность. -Цикл бесед по теме «Русская сторонка»: -Цикл бесед по теме: «Я и моё здоровье» -Участие в праздниках -Подготовка Аттестационного занятия, концерт Форма контроля Очная, дистанционная Очная Очная Очная Дистанционная Устный опрос кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла Дистанционная Дата 1ч. 0,5ч. 0,5ч. «Травушкамуравушка» 0,5ч. Лекция из цикла: «Мир русского фольклора» Исполнение, наблюдение, корректировка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла 3. 0,5ч. «Ой сад во дворе» 0,5ч. «Травушкамуравушка» 0,5ч. Лекция из цикла: «Мир русского фольклора» Устный опрос 4. 0,5ч. «Ой сад во дворе» 0,5ч. «Травушкамуравушка» 0,5ч. Лекция из цикла: «Мир русского фольклора» Исполнение, Корректировка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла 0,5ч. Лекция из цикла: «Мир русского фольклора» Устный опрос кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла 0,5ч. «Травушкамуравушка» 5. 6. 7. 0,5ч. 0,5ч. «Ой сад во дворе» 0,5ч. «Травушкамуравушка» 0,5ч. «Ой сад во дворе» 0,5ч. «Травушкамуравушка» 0,5 ч. «Режим дня – путь к здоровому образу жизни» 0,5ч. Лекция из цикла: «Мир русского фольклора» Исполнение, корректировка Исполнение, Корректировка Исполнение, Корректировка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла Исполнение, Корректировка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла 8. 0,5ч. «Ой сад во дворе» 0,5ч. «Травушкамуравушка» 0,5ч. Лекция из цикла: «Мир русского фольклора» Исполнение, Корректировка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла 9. 0,5ч. «Ой сад во дворе» 0,5ч. «Травушкамуравушка» 0,5ч. Лекция из цикла: «Мир русского фольклора» Исполнение, Корректировка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла Исполнение, Корректировка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла Исполнение, Корректировка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла 11. 0,5ч «Патока с имбирём» 0,5ч. «Травушкамуравушка» 0,5ч. Лекция из цикла: «Мир русского фольклора» 0,5ч. Лекция из цикла: «Мир русского фольклора» 12. 0,5ч «Патока с имбирём» 0,5ч. «Травушкамуравушка» 0,5ч. Лекция из цикла: «Мир русского фольклора» Исполнение, Корректировка Самооценка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла 13. 0,5ч «Патока с имбирём» 0,5ч. «Травушкамуравушка» 0,5ч. Лекция из цикла: «Мир русского фольклора» Исполнение, Корректировка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла Исполнение, Корректировка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла Исполнение, Корректировка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла 10. 0,5ч. 15. 0,5ч «Патока с имбирём» 0,5ч. «Травушкамуравушка» 0,5ч. Лекция из цикла: «Мир русского фольклора» 0,5ч. Лекция из цикла: «Мир русского фольклора» 16. 0,5ч. «Пойду ль я, выйду ль я ли» 0,5ч. «Травушкамуравушка» 0,5ч. Лекция из цикла: «Мир русского фольклора» Исполнение, Корректировка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла 17. 0,5ч. «Пойду ль я, выйду ль я ли» 0,5ч. «На горе-то калина» 0,5ч. Лекция из цикла: «Мир русского фольклора» Исполнение, Корректировка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла Исполнение, Корректировка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла 14. 18. 0,5ч. 0,5ч «Патока с имбирём» 0,5ч. 0,5ч «Патока с имбирём» 0,5ч. «Пойду ль я, выйду ль 9 я ли» 0,5ч. «Пойду ль я, выйду ль я ли» 19. 0,5ч. «На горе-то калина» 20. 0,5ч. «Пойду ль я, выйду ль я ли» 21. 22. 0,5ч. «На горе-то калина» 0,5ч. 23. 0,5ч. «Ансамбль «Берёзка» кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла Исполнение, Корректировка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла 0,5ч.Лекция из цикла: «Мир русского фольклора» Исторический экскурс Исполнение, Корректировка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла Выступление 0,5ч. «На горе-то калина» 0,5ч.Лекция «Мир фольклора» из цикла: русского Исполнение, Корректировка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла 0,5ч. «На горе-то калина» 0,5ч.Лекция «Мир фольклора» из цикла: русского Исполнение, Корректировка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла 0,5ч.Лекция «Мир фольклора» 0,5ч. «На горе-то калина» 1ч.-День матери 00,5ч. «Земелюшка чернозём» 25. 0,5ч. кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла 0,5ч. Лекция из цикла: «Мир русского фольклора» из цикла: русского 0,5ч. «Пойду ль я, выйду ль я ли» 0,5ч. «Земелюшка чернозём» Исполнение, Корректировка Исполнение, Корректировка 0,5ч. «На горе-то калина» 24. 26. 0,5ч. Лекция из цикла: «Мир русского фольклора» 27. 0,5ч. «Земелюшка чернозём» 0,5ч. «На горе-то калина» 0,5ч.Лекция «Мир фольклора» из цикла: русского Исполнение, Корректировка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла 28. 0,5ч. «Земелюшка чернозём» 0,5ч. «На горе-то калина» 0,5ч.Лекция «Мир фольклора» из цикла: русского Исполнение, Корректировка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла 0,5ч.Лекция «Мир из цикла: русского Исполнение, Наблюдение кроссворд, викторина, тестирование с ответом в 29. 0,5ч. «На 0,5ч.-«Как питаешься – так и улыбаешься» 10 30. 0,5ч. 0,5ч. «Земелюшка чернозём» 31. Корректировка, самооценка виде файла горе-то калина» фольклора» 0,5ч. «На горе-то калина» 0,5ч.Лекция «Мир фольклора» из цикла: русского Исполнение, Наблюдение Корректировка, самооценка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла 0,5ч. «На горе-то калина» 0,5ч.Лекция «Мир фольклора» из цикла: русского Исполнение, Наблюдение Корректировка, самооценка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла Устный опрос Устный опрос Выступление кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла цикла: русского Исполнение, Наблюдение Корректировка, самооценка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла цикла: русского Исполнение, Наблюдение Корректировка, самооценка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла Устный опрос кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла Исполнение, Наблюдение Корректировка, самооценка Исполнение, Наблюдение Корректировка, самооценка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла 32. 0,5ч. «Земелюшка чернозём» 0,5ч. «На горе-то калина» 0,5ч.Викторина «Новый год идёт по свету» 33. 0,5ч. «Скок, скок, поскок» 0,5ч. «На горе-то калина» 0,5ч.Лекция «Мир фольклора» из 34. 0,5ч. «Скок, скок, поскок» 0,5ч. «Ой сад во дворе» 0,5ч.Лекция «Мир фольклора» из 35. 0,5ч. 0,5ч. «Скок, скок, поскок» 36. 0,5ч. «Скок, скок, поскок» 37. 0,5ч. «Скок, скок, поскок» 0,5ч. «Ой сад во дворе» 0,5ч.Лекция «Мир фольклора» из цикла: русского 0,5ч. «Скок, скок, поскок» 0,5ч. «Ой сад во дворе» 0,5ч.Лекция «Мир фольклора» из цикла: русского Исполнение, Наблюдение Корректировка, самооценка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла 0,5ч. «Ой сад во 0,5ч.Лекция «Мир из цикла: русского Исполнение, Наблюдение Корректировка, самооценка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла 38. 39. 0,5ч. 0,5ч .«Хор Пятницкого» имени 11 кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла дворе» фольклора» 40. 0,5ч. «Коровушка» 0,5ч. «Ой сад во дворе» 0,5ч.Лекция «Мир фольклора» из цикла: русского Исполнение, Наблюдение Корректировка, самооценка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла 41. 0,5ч. «Коровушка» 0,5ч. «Ой сад во дворе» 0,5ч.Лекция «Мир фольклора» из цикла: русского Исполнение, Наблюдение Корректировка, самооценка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла 0,5ч. «Ой сад во дворе» 0,5ч.Лекция «Мир фольклора» из цикла: русского Исполнение, Наблюдение Корректировка, самооценка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла 42. 0,5ч. 43. 0,5ч. «Коровушка» 0,5ч. «Ой сад во дворе» 0,5ч.Лекция «Мир фольклора» из цикла: русского Исполнение, Наблюдение Корректировка, самооценка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла 44. 0,5ч. «Коровушка» 0,5ч. «Ой сад во дворе» 0,5ч.Лекция «Мир фольклора» из цикла: русского Исполнение, Наблюдение Корректировка, самооценка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла 45. 0,5ч. «Коровушка» 0,5ч. «Ой сад во дворе» 0,5ч.Лекция «Мир фольклора» из цикла: русского Выступление кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла 0,5ч. «Ой сад во дворе» 0,5ч.Лекция «Мир фольклора» из цикла: русского Исполнение, Наблюдение Корректировка, самооценка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла 0,5ч. «Ой сад во дворе» 0,5ч.Лекция «Мир фольклора» из цикла: русского Исполнение, Наблюдение Корректировка, самооценка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла из цикла: русского Исполнение, Наблюдение Корректировка, самооценка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла 46. 47. 0,5ч. 0,5ч. «Коровушка» 48. 0,5ч. «Ой сад во дворе» 0,5 ч. «Если хочешь быть здоров – закаляйся» 0,5ч.Лекция «Мир фольклора» 49. 0,5ч. «Ой сад во 1ч. - 8 Марта. Исторический экскурс Устный опрос 12 Выступление кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла дворе» 50. 0,5ч. «Со я 0,5ч. «Ой сад во дворе» 0,5ч.Лекция «Мир фольклора» из цикла: русского Исполнение, Наблюдение Корректировка, самооценка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла 0,5ч. «Ой сад во дворе» 0,5ч.Лекция «Мир фольклора» из цикла: русского Исполнение, Наблюдение Корректировка, самооценка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла 51. 0,5ч. вьюном хожу» 52. 0,5ч. «Со вьюном я хожу» 0,5ч. «Ой сад во дворе» 0,5ч.Лекция «Мир фольклора» из цикла: русского Исполнение, Наблюдение Корректировка, самооценка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла 53. 0,5ч. «Со вьюном я хожу» 0,5ч. «Камаринск ая» 0,5ч.Лекция «Мир фольклора» из цикла: русского Исполнение, Наблюдение Корректировка, самооценка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла Исполнение, Наблюдение Корректировка, самооценка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла Исполнение, Наблюдение Корректировка, самооценка, кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла 54. 0,5ч. 0,5ч. «Со вьюном я хожу» 55. 0,5ч. «Со вьюном я хожу» 56. 0,5ч. «Со вьюном я хожу» 57. 0,5ч. кузнице» 0,5ч-«Солнце воздух и вода – мои лучшие друзья!» Устный опрос 58. 59. 0,5ч. «Во 0,5ч. «Камаринск ая» 0,5ч.Лекция «Мир фольклора» из цикла: русского Исполнение, Наблюдение Корректировка, самооценка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла 0,5ч. «Камаринск ая» 0,5ч.Лекция «Мир фольклора» из цикла: русского Исполнение, Наблюдение Корректировка, самооценка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла Исполнение, Наблюдение Корректировка, самооценка Исполнение, Наблюдение Корректировка, самооценка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла 0,5ч. «Во кузнице» 0,5ч. «Во кузнице» 0,5ч. «Камаринск 0,5ч.Лекция «Мир 13 из цикла: русского кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла ая» фольклора» 60. 0,5ч. «Во кузнице» 0,5ч. «Камаринск ая» 0,5ч.Лекция «Мир фольклора» из цикла: русского Исполнение, Наблюдение Корректировка, самооценка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла 61. 0,5ч. «Во кузнице» 0,5ч. «Камаринск ая» 0,5ч.Лекция «Мир фольклора» из цикла: русского Исполнение, Наблюдение Корректировка, самооценка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла Исполнение, Наблюдение Корректировка, самооценка Исполнение, Наблюдение Корректировка, самооценка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла 62. 0,5ч. 0,5ч. «Во кузнице» 63. 0,5ч. тетери» 64. кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла 0,5ч. «Камаринск ая» 0,5ч.Лекция «Мир фольклора» из цикла: русского 0,5ч. «Две тетери» 0,5ч. «Камаринск ая» 0,5ч.Лекция «Мир фольклора» из цикла: русского Исполнение, Наблюдение Корректировка, самооценка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла 65. 0,5ч. «Две тетери» 0,5ч. «Камаринск ая» 0,5ч.Лекция «Мир фольклора» из цикла: русского Исполнение, Наблюдение Корректировка, самооценка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла 66. 0,5ч. «Две тетери» 0,5ч. «Камаринск ая» 0,5ч.Лекция «Мир фольклора» из цикла: русского Исполнение, Наблюдение Корректировка, самооценка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла 67. 0,5ч. «Две тетери» 0,5ч. «Камаринск ая» 0,5ч.Лекция «Мир фольклора» из цикла: русского Исполнение, Наблюдение Корректировка, самооценка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла 68. 0,5ч. «Две тетери» 0,5ч. «Камаринск ая» 0,5ч.Лекция «Мир фольклора» из цикла: русского Исполнение, Наблюдение Корректировка, самооценка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла 0,5ч.Лекция «Мир из цикла: русского Исполнение, Наблюдение Корректировка, самооценка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла 69. «Две 0,5ч. «Камаринск 0,5ч. Повторение пройденного. Подготовка итогового концерта 14 ая» 70. 71. 72. 0,5ч. «Камаринск ая» фольклора» 0,5ч. Повторение пройденного. Подготовка итогового концерта 1ч. Повторение пройденного. Подготовка итогового концерта 1ч.Аттестационное занятие. Итоговый концерт 15 0,5ч.Лекция «Мир фольклора» Тестирование из цикла: русского Исполнение, Наблюдение Корректировка, самооценка кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла Выступление на концерте кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла Условия реализации программы Технические средства обучения: Материально-техническое обеспечение: Компьютер Русские народные инструменты (ложки, трещотки, бубны, рожки, свистульки, коробочки, гусли и др.) стульчики – табуретки Информационное обеспечение аудиозаписи фонограмм песен и музыкальных композиций. образцы домашней утвари, прикладного творчества фото и иллюстрации с изображением собирателей и жителей русской глубинки в народных костюмах Кадровое обеспечение Занятия ведет педагог дополнительного образования Кудашкина Е.В. Опыт работы в дополнительном образовании 19 лет, высшая квалификационная категория. Формы аттестации Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы. Для оценки приобретённых знаний, умений и навыков на занятиях используются: открытое занятие, концерт (очная форма) тестирование (заочная форма)Формы - отслеживания и фиксации образовательных результатов, контроля усвоения учебного материала: устный опрос, наблюдение, корректировка, самооценка; концертные выступления; участие в фольклорных праздниках; конкурсы, фестивали; кроссворд, викторина, тестирование с ответом в виде файла(дистанционно) Периодичность мониторинга Стартовый Промежуточный Итоговый сентябрь декабрь май Перечень методик позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов за 1,2,3, года обучения: Предметные и метапредметные результаты оцениваются путём педагогического наблюдения. В конце учебного года учащиеся демонстрируют приобретённые знания умения и навыки на итоговом концерте в форме выступления Критерии оценки выступления на концерте, конкурсе. 1. Качество исполнения музыкальных произведений. 2. Владение навыками игры на ложках: синхронность звучания, ритмичность, слаженность; 3. Актерское мастерство. 4. 5. Эмоциональная окраска выступления, эмоциональный настрой. Культура исполнения, культура поведения на сцене. Оценочный лист экспертной оценки работы «Качество выполнения и представления итоговой проектной работы» Критерий Оценка Самооценка Средний балл педагога учащихся 1. Качество исполнения музыкальных произведений (0-20 баллов) 2. Владение навыками игры на ложках: синхронность звучания, ритмичность, слаженность; (0-20 баллов) 3. Актёрское мастерство (0-20 баллов) 4. Эмоциональная окраска выступления, эмоциональный настрой (0-20 баллов) 5. Культура исполнения, культура поведения на сцене (0-20 баллов) Итог Итоговая аттестация обучающихся осуществляется по 100 бальной шкале, которая переводится в один из уровней освоения образовательной программы согласно таблице: Набранные обучающимся баллы 0-49 баллов 50-69 баллов Уровень освоения Низкий Средний 70-100 баллов Высокий Личностные: Методика «Какой у нас коллектив» Тест – опросник для оценки межличностных отношений в коллективе.Отвечая на вопросы теста, выберите один из четырёх возможных вариантов ответа.Как бы Вы оценили свою принадлежность к группе? а) Чувствую себя членом группыб) Участвую в делах группы в) Не чувствую себя членом группы г) Предпочитаю работать отдельно от других членов группы Удовлетворены ли Вы отношением к Вам товарищей по занятию? а) Полностью удовлетворена б) Удовлетворена в) Недостаточно удовлетворена г) Совершенно неудовлетворена 17 Если бы Вам представилась возможность, перешли бы Вы заниматься в другую группу? а) Однозначно нет б) Скорее всего, осталась бы в этой группев) Скорее, перешла бы, чем осталась г) Охотно перешла бы заниматься в другую группу Какие взаимоотношения сложились в вашей группе? а) Лучше, чем в большинстве других групп, как мне кажетсяб) Вероятно, такие же, как и в большинстве других групп в) Хуже, чем в других группах г) Считаю, что значительно хуже, чем в большинстве других групп Как Вы считаете, сложились ли в Вашей группе традиции взаимной поддержки, взаимовыручки? а) Однозначно да б) Скорее да, чем нет в) Скорее нет, чем даг) Однозначно нет Методические материалы методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительно- иллюстративный, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный. - методы воспитания: воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.; формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая; Формы проведения занятий Основной формой работы в детском объединении «Родничок-плюс» является групповое (при необходимости индивидуальное) занятие по расписанию. Занятия проводятся два раза в неделю в соответствии с расписанием. Продолжительность занятия: один урок - 40 минут. Занятия проходят со всем коллективом (ансамбль) и индивидуально (при необходимости). Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями. Практические занятия, где обучающиеся овладевают различными приемами игры на ложках, русских народных инструментах, разучивают новые инструментальные композиции. Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, закрепляются постановка корпуса и рук, развиваются навыки актерского мастерства. Заключительное занятие, завершающее тему – отчетный концерт. Проводится для самих детей, учителей, родителей. Каждое занятие строится по схеме: разминка: комплекс упражнений для подготовки к пению, игре исполнительского аппарата (голосовых связок, рук, корпуса), которые помогают отрефлексировать мышечные ощущения и координацию движений (2–3 мин); ритмические упражнения; работа над произведениями; анализ занятия. 18 Список литературы для педагога: 1. Аванесян И.Д. «Творчество и воспитание», 2004; 2. Баренбойм Л.А. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа, 1987; 3. Бухарева И.С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста, 2002; 4. Бычков И.В. Музыкальные инструменты, 2000; 5. Гомозова Ю.Б., Гомозова С.А. Праздник своими руками. - Ярославль 2001; 6. Князева О.Л., Миханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.- 2000; 7. Комарова Т.С. , Савенков А.И. Коллективное творчество детей, 1998; 8. Кононова Н.Г. Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду, 1990; 9. Мельников С.Л. Русский детский фольклор, 1987; 10. Методика обучения игре на народных инструментах. Издательство «Музыка» 1975г. 11. Михайлов М.А. Развитие музыкальных способностей детей - Ярославль, 1997; 12. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Фольклорные праздники (весенние, летние, зимние, осенние), игры и забавы, 1998; 13. Рытов Д.А. «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей», 2001 г. 14. Рякина Г.Р. Народные праздники, 2002; 15. Сборник «Гармошечка-говорушечка», 2009; 16. Тютюнникова Т.Э. Природные и самодельные инструменты в музыкально-педагогической концепции Карла Орфа, 1997; 17. Шишаков Ю. Техника переложения для оркестра русских народных инструментов.- М: Советский композитор 1986; Список литературы для детей и родителей: 1. Васильев В., От двух до семи. (Из дневников отца), - Краснодар: ООО Книга, 2009; 2. Дубогрызова Г.Н. Гусельки. (фольклорный материал для творческой деятельности ребенка и взрослого), Армавир, 1998; 3. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей. – М: Российское педагогическое агентство, 1998; 4. Кеворков В. Светлячок (песенки для детей кубанского композитора) М: Русь – ТВ, 2003; 5. Кряжева Н.А., Развитие эмоционального мира детей (пособие для родителей). – Ярославль: Академия развития, 1996; 6. Мирошникова Л. Выручалочка. – Краснодар: Советская Кубань, 1998; 7. Моисеева Л.В. Русские народные песни. – Москва: Новая волна, 1996; 8. Печерская А. Я играю, мы играем. – М: Росмен, 2001; 9. Харитонова Н.Е., Газман О.С. В школу с игрой. – М: Просвещение, 1991; 10. Экерт Я., 500 музыкальных загадок. – М: всесоюзное издательство композиторов, Москва, 1990 Электронные образовательные ресурсы: https://drive.google.com/drive/folders/1_BdUV-Xh3J7jzSN8YbOql5GSoZzqx http://pletenie-iz-gazet.net/ https://vk.com/newspaper_weaving 19