Страница учителя-логопеда

01.06.2021

фото1.jpgАЛЕКСЕЕВА ОКСАНА ВЛАДИМИРОВНА - учитель-логопед МБУ ДО "ДЮЦ г. Петровска Саратовской области".


Преодоление синдрома дефицита внимания 

у детей с гиперактивностью


В  настоящее время возрастает количество детей, испытывающих трудности в обучении, в усвоении материала, в связи с резким снижением показателей нервно-психического здоровья. И это не случайно. По данным отечественных педиатров, невропатологов на сегодняшний день перинатальная отягощённость в нашей стране резко увеличилась: 

до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют диагностированную родовую энцефалопатию. 

Нормальное развитие отмечается лишь у 8%.

К моменту поступления в школу 28% детей имеют хронические заболевания, 

45 % функциональные отклонения в физическом здоровье.

Проблема гиперактивных детей в последнее время приобретает всё большую актуальность. По данным специалистов не только в нашей стране, но и во всём мире количество таких детей неуклонно возрастает. Если ребёнок гиперактивен, то трудность испытывает не только он сам, но и его окружение: сверстники, родители, педагоги.


Основные проявления гиперактивности: 

  • дефицит внимания 

  • двигательная расторможенность

  • импульсивность


Дефицит внимания:

  1. непоследователен, ребёнку трудно долго удерживать внимание, часто отвлекается

  2. не слушает, когда к нему обращаются

  3. с большим энтузиазмом берётся за задание, но так и не заканчивает его

  4. испытывает трудности в организации

  5. избегает скучных и требующих умственных усилий заданий

  6. часто бывает забывчив


Двигательная расторможенность:


  1. постоянно ёрзает

  2. неспособен усидеть на месте

  3. проявляет признаки беспокойства, суетливости

  4. спит намного меньше, чем другие дети

  5. очень говорлив, чрезмерно болтлив.

  6. в двигательной сфере обнаруживаются нарушения координации, недостаточный мышечный контроль


Импульсивность:


  1. начинает отвечать, не дослушав вопроса

  2. неспособен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает разговор

  3. плохо сосредотачивает внимание

  4. не может контролировать и регулировать свои действия, поведение слабоуправляемо правилами

  5. при выполнении заданий ведёт себя по - разному и показывает очень разные результаты: на некоторых занятиях спокоен, на других – нет, на одних занятиях успешен, на других – нет.


Имея довольно хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития, тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, что приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит и будущей учебной деятельности. 


Первые проявления гиперактивности наблюдаются у детей в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.


Причины возникновения гиперактивности.


  1. Генетические факторы

  2. Особенности строения и функционирования головного мозга.

  3. Родовые травмы

  4. Инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни.

  5. Минимальная мозговая дисфункция (как следствие ранних локальных повреждений головного мозга)


Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью часто встречаются в практике логопедической работы. Уже на самых первых занятиях такие дети с трудом подчиняются инструкции, не могут сосредоточиться на задании и до конца выполнить его, постоянно совершают нецеленаправленные движения, эмоционально неустойчивы.

Практика показывает, что родители не всегда осознают глубину проблемы, считая, что ребёнок «просто маленький, вот в школу пойдет, тогда ….», но в школьном возрасте проблемы будут лишь усугубляться трудностями в процессе обучения, поскольку  могут проявиться специфические стойкие затруднения при обучении чтению и письму. 

 Ребёнку с СДВГ необходима своевременная комплексная помощь, которая должна включать: методы модификации поведения, психотерапию,  медикаментозное лечение, психолого-логопедическую коррекцию.



Рекомендации педагогам


  1. Демонстрировать позитивное отношение к нему.

  2. Не проявлять раздражение, не говорить приказным тоном.

  3. Общаться эмоционально, так как монотонная речь быстро утомляет.

  4. Работать с гиперактивным ребёнком целесообразно в первой половине дня.

  5. Меньше замечаний – больше похвалы, так как «психологические особенности гиперактивных детей таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок».

  6. Уменьшать нагрузку ребёнка следует по времени, но не облегчать её.

  7. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физминутки.

  8. Быть артистичным, экспрессивным педагогом.

  9. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

  10. Находиться рядом. Поддерживать зрительный контакт, а если необходимо и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины).

  11. Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее

  12. Давать чёткие и конкретные инструкции

  13. Поощрять ребёнка сразу и не откладывать на будущее.

  14. Предоставлять ребенку возможность выбора.

  15. Оставаться спокойным, нет хладнокровия – нет преимущества!

  16.  Вседозволенность и заискивание перед ребёнком недопустимы.



Требования к методике и организации логопедических занятий

  1. Занятия должны иметь постоянное место в распорядке жизни ребёнка и проводиться по стереотипным правилам.

  2. Форма организации занятий – индивидуальная или в небольшой подгруппе

  3. В поле зрения ребёнка не должны находиться отвлекающие факторы.

  4. Ход занятия должен позволять часто менять вид деятельности, позу. Необходимо обеспечить возможность не только слушать и говорить, но и двигаться, манипулировать предметами, картинками.

  5. Содержание заданий должно быть не только коррекционно-развивающим, но и интересным.

  6. Использовать разнообразный наглядный материал, отдавать предпочтение игровым приёмам.

  7. Не давать многоступенчатых инструкций. Большие задания лучше разбивать на несколько блоков, с обсуждением промежуточных результатов работы.

  8. Если видны признаки утомления, уменьшить нагрузку, не упрощая задания.

Использование данных рекомендаций позволит повысить эффективность и качество логопедической работы в комплексной коррекции преодоления СДВГ у детей.





Игры и упражнения для снятия двигательного напряжения 

в процессе логопедического занятия


Ребёнок с СДВГ постоянно испытывает непреодолимую потребность в движении, что крайне осложняет работу логопеда. Предъявление дисциплинарных требований по отношению к нему не эффективно, а часто и бессмысленно. Поэтому важно организовать занятие так, чтобы ребёнок меньше находился в статичной позе, которая способствует нарастанию гиперактивности, чаще давать ему двигательную «разрядку», задания, где нужно не только говорить, но и действовать.

Работая над звукопроизношением можно использовать упражнения на автоматизацию с двигательными заданиями:



  • Расправив руки – «крылья», « летать на самолёте» по комнате – л-л-л;

  • Запоминание и повторение слоговых рядов в сочетании с движениями рук: 

СА (руки вперёд), СО (руки вверх), СУ (руки в стороны), СЫ (руки опустить).

  • Запоминание и повторение слоговых рядов в сочетании с движениями туловища: 

ША (наклон туловища вперёд), ШО (наклон туловища вправо), ШУ (наклон туловища влево), ШИ (наклон туловища назад).

  • «Игра на пианино» - нажимать на клавиши поочерёдно всеми пальцами правой и левой руки и произносить ЗА – ЗЫ – ЗО – ЗУ – ЗЭ

  • Игры с перебрасыванием друг другу мяча («скажи ласково», «скажи наоборот»)

  • «Шаги»: сделать шаг вперёд при успешном выполнении задания (повторить слово, правильно произнося нужный звук),  при ошибочном ответе – шаг назад.

  • «Прошагай предложение»: ребенок идет и произносит предложение. 

       Каждому шагу должно соответствовать одно слово.







Развиваем мелкую моторикуХочу такой сайт

В.А. Сухомлинский отмечал, что «источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. У кого ловкие, чуткие пальчики – у того и хорошо развитая речь. Двигательные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом, поэтому их стимулирование путём совершенствования тонких движений руки и пальцев оказывает положительное действие на развитие речи.

Доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, стимулирующего развитие внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, воображения, фантазии, зрительно-моторной интеграции, речевой деятельности.

Работа по развитию тонкой моторики должна проводится регулярно, только тогда будет достигнут положительный результат.

Развивать мелкую моторику помогут следующие упражнения и игры:

  • Раскладывание пуговиц, зёрен, круп (например, фасоль и горох);

  • Нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку;

  • Игры с мозаикой, пазлами, строительным материалом, пирамидкой, конструктором;

  • Выкладывание фигурок из спичек, счётных палочек, узоров из гороха, фасоли, желудей;

  • Наматывание толстых ниток в клубок;

  • Завязывание и развязывание узелков на верёвочках, тесьме разной толщины;

  • Застёгивание и расстёгивание пуговиц, шнуровка, плетение косичек из разноцветных шнурков;

  • Катание по очереди каждым пальчиком камешков, шариков, мелких бусинок;

  • Вышивание;

  • Лепка из пластилина, глины, теста;

  • Упражнения с маленькими теннисными и каучуковыми шариками, грецкими орехами, небольшими резиновыми мячами;

  • Упражнения с ручным резиновым эспандером;

  • Раскрашивание картинок, обведение трафаретов, шаблонов, предметов по контуру, их штриховка в разных направлениях;

  • Рисование карандашами, мелками, углём, гуашью, красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем );

  • Работа с ножницами, с тонкой медной проволокой в пластмассовой изоляции;

  • Изготовление поделок из природного материала;

  • Различные пальчиковые игры:

 «Пальчики в лесу»

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик в лес пошел.

Этот пальчик гриб нашел.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик жарить стал.

Ну, а этот только ел,

Оттого и потолстел.

          Игры с пальчиками без стихотворного сопровождения:

«Пальчики здороваются»: кончик большого пальца поочередно касается кончика указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; здороваются пальцы обеих рук друг с другом – большой с большим, указательный с указательным и т.д.

«Конструирование из пальчиков»:

Лодочка – прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их;

Зайчик - локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок;


Регулярные игры и упражнения для пальчиков

- стимулируют развитие речевой функции,

- будят детское воображение, фантазию, смекалку,

           - готовят руку ребёнка к предстоящему в школе овладению письмом.



Занимайтесь с ребёнком ежедневно,

не высказывайте  недовольство,  

если  у него что – то не получается.


Отмечайте успехи, хвалите за достижения

и тогда результаты обязательно вас порадуют.





Чтобы чисто говорить

Дошкольники не всегда овладевают правильным произношением  к пяти годам.

Причинами являются

*отклонения в строении артикуляционного аппарата,

*недостаточная подвижность его органов, нарушения тонуса мышщ языка, губ,

*недосформированность фонематического слуха.

В целях развития подвижности органов речи, выполняйте с ребёнком гимнастику для языка, губ, щёк. Попросите ребёнка «полакать» как котёнок, быстро выбрасывая и втягивая язык; прищёлкивая язычком, «поцокать» как лошадка; поучите ребёнка улыбаться без напряжения, обнажая передние верхние и нижние зубы; вытягивать губки вперёд трубочкой; надувать поочерёдно каждую щёчку, обе щеки, удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую.

 

Полезны игры, связанные с формированием направленной воздушной струи. Поучите ребёнка дуть на  лопасти вертушки, заставляя их вращаться, дуть на ватный шарик, стараясь воздушной струйкой закатить его между двумя кубиками; устройте гонки парашютиков из созревшего одуванчика; соревнование по задуванию пламени свечей.

 

Развивайте фонематический слух. Учите ребёнка различать, сравнивать звуки. Полезными будут следующие упражнения: выделить определённый звук из цепочки звуков; определить наличие звука в словах (например, звук [с] в словах  сок, танк, сани, дом, укус); сравнивать слова по звучанию и значению ( например, крыса и крыша ).

 

И не забывайте развивать мелкую моторику. Ребёнок должен как можно больше работать своими непослушными пальчиками. Виды упражнений могут быть самые разнообразные: застёгивание и расстёгивание пуговиц, шнуровка, лепка, игры с мозаикой, пазлами, пальчиковая гимнастика,

плетение косичек из разноцветных шнурков, застёгивание и расстёгивание пуговиц, упражнения с теннисными шариками, грецкими орехами, массажными резиновыми шариками с колючками, упражнения с ручным резиновым эспандером, лепка из пластилина, глины, теста.

Занимайтесь с ребёнком ежедневно,

не забывайте отмечать его успехи,

хвалите за достижения,

и тогда результаты обязательно вас порадуют.

Работа с родителями по предупреждению  нарушений письменной речи учащихся, связанных с недостаточным развитием фонематического слуха.

 

Коррекционно-логопедическая работа по предупреждению нарушений письменной речи у детей предполагает взаимодействие с родителями - это один из важных аспектов.

При поступлении в школу будущие первоклассники проходят индивидуальное логопедическое обследование, которое охватывает все стороны речи: фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую. Логопед объясняет родителям, что нарушение этих сторон речи находит отражение в письме.

Поэтому очень важно предотвратить появление данных ошибок.

С этой целью автором предлагается ряд заданий, которые родители вместе с детьми могут выполнять в летний период, то есть до поступления в школу, а также во время учебного года.

 

Примерный перечень заданий

1. Отождествление звука с буквой:

- назвать звук и показать соответствующую букву.

 

    2. Развитие  фонематического слуха  и навыков звукового анализа слов.

- Назвать первый, последний звук в слове.

- Назвать все звуки  в слове по порядку (кот, бусы).

- Определить количество гласных звуков в словах.

- Определить количество согласных звуков в словах.

- Определить общий звук в словах: (Зоя, зонт, зубы).

- Назвать слова в которых 4 звука, 5 звуков.

- Определить количество твердых (мягких) согласных звуков в        

    словах.

- Определить количество звонких (глухих) согласных звуков в      

   словах.

- Назвать третий звук в слове (шуба, шапка).

Назвать слова на заданный звук.

Выделить заданный звук на фоне слова (хлопнуть в ладоши).

Назвать слова в которых, заданный звук слышится в начале,                                         

   середине, конце.

Определить место звука в слове (начало, середина, конец). 

        Давайте вместе поможем нашим детям!

буклеты для родителей1.doc (скачать)
Артикуляц гимнастика.docx (скачать)
Приложения к программе учителя-логопеда.pdf (скачать) (посмотреть)
сетка занятий.pdf (скачать) (посмотреть)
циклограмма.pdf (скачать) (посмотреть)
Перспективный план работы.pdf (скачать) (посмотреть)
Программа учителя-логопеда.pdf (скачать) (посмотреть)
Развиваем мелкую моторику .docx (скачать)
Дисграфические ошибки при письме.ppt (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».